Ефимовская
Надежда Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ
«Сольвычегодская СОШ» Котласский район, Архангельская область.
Олимпиада по русскому языку
4 класс
1. Отгадай
загадку. Сколько раз в ней встречается звук [c]?
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам,
Скажешь
здесь, а просьбу слышно там.
_____________________________________________________________________________
2. Дан текст в транскрипции. Запиши его по
правилам русской орфографии и пунктуации.
[ у м’ин’а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава
май’ а бал’ ит // йа ч’ ихай’ / у йа ахр’ ип // што такой’ э // эта гр’
ип// н’ и рум’ аный’ гр’ ип в л’ ису/ а паганый’ гр’ ип в насу //] .
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подбери антонимы к многозначным словам:
Мелкий (бассейн, дождь) -
_____________________________________________________
Свежий (хлеб, журнал) -
_______________________________________________________
Мягкий (воск, свет) -
__________________________________________________________
4. Отгадай шарады:
Корень извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные
пишешь._____________________________________________
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – ко мне на уроки пойдёте.
______________________________________________
5.а) Определи, в каком значении употреблено
слово «красный».
Не красна изба углами, а красна пирогами.
_____________________________________________________________________________
Ясен месяц, красно солнышко.
_____________________________________________________________________________
Расцвела красная гвоздика.
_____________________________________________________________________________
б) Какое это слово: однозначное или
многозначное?
_____________________________________________________________________________
Много
учёных – мало смышлёных!
6. Поставь ударение в словах:
завидно, квартал, дожил, красивее, гусеница,
задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
7. Укажи признак, по которому слова
сгруппированы.
Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина
– это… _____________________________
_____________________________________________________________________________
Арбуз, папоротник, изумруд, ель, трава,
зелёнка – это…_____________________________
_____________________________________________________________________________
8. Вставь пропущенные буквы.
Прим..рять
друзей. Прим..рять платье.
Зап..вать в
хоре. Зап..вать лекарство.
Зал..зать
раны. Зал..зать на крышу.
Отв..рить
дверь. Отв..рить картофель.
Ув..дать
издали. Ув..дать без воды.
Пос..деть на скамейке. Пос..деть
от времени.
9. Подчеркни словосочетания, в которых есть
имена существительные 1 – го склонения в дательном падеже.
От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю
на пароходе. От стаи к стае.
10. Найди корень в словах:
Беседка, безделка, бездна, бесёнок,
бескозырка.
ОТВЕТЫ
на
задания олимпиады по предмету «Русский язык»
в 4
классе.
Максимальное количество баллов – 59,5б.
1. Звук [с]
встречается 5
раз.
/ 1б. – 5б./
2. У меня
печальный вид. Голова моя болит. Я чихаю, я охрип. Что такое? Это
грипп! Не румяный гриб в лесу, а поганый грипп в носу.
При правленой безошибочной записи текста – 20б.
За каждую орфографическую ошибку вычитается – 0,5б.
За каждую пунктуационную ошибку вычитается – 1
б.
3. Глубокий
бассейн, крупный дождь.
Чёрствый хлеб, старый
журнал. /0,5б. – 3б./
Твердый воск, яркий свет.
4. Сочинение,
расписание. /2б.
– 4б./
5. а) – в значении
«богата»
- в значении «красива»
- в значении цвета.
б) Это слово
многозначно.
/1б. – 4б./
6. Завидно,
квартал, дожил, красивее, гусеница, задал, статуя, звонит, столяр, щавель.
/0,5б. – 5б./
7. – предметы
шарообразной формы.
- предметы зелёного цвета.
/2б.
– 4б./
8. Примирять…
примерять…
Запевать… запивать…
Зализать… залезать…
Отворить… отварить…
Увидать… увядать…
Посидеть… поседеть…
/0,5б. – 6б./
9. От пристани по
Волге. От стаи к стае.
/3б. – 6б./
10. бесед- ,
дел -, дн -, бес -, козыр-.
/0,5б. – 2,5б./
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.