+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ «ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ «ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

2

Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.

Сократ

Актуальность проекта:

Развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию – неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе. 

В последнее время нас воспитателей беспокоит, то что:

  • Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно сверстниками;

  • Предпочитают гаджеты, планшеты и т.д., нежели подружиться с ребенком;

  • Не умеют по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо.

Дошкольное детство – это период познания человеческих отношений. В этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Величайший врач и педагог М.Монтессори целиком и полностью возлагает на взрослого ответственность за успех или (неуспех) в становлении и совершенствовании ребенка. «По убеждению Монтессори, помочь ребенку сформировать себя самого как личность – главная практическая задача любого педагога.

Поэтому я решила в своем образовательном проекте изменить образ жизни детей с ОВЗ своей группы, т.е. своими действиями, поведением и отношением воспитывать у детей с ОВЗ дружелюбие, сопережевание, сострадание – умение и желание дружить.

Проблема:

  • Дети старшего дошкольного возраста не умеют общаться, присутствует напряженность и конфликтность;

  • Предпочитают гаджеты, планшеты и т.д., нежели подружиться с ребенком.

3

Причина:

  • Недостаточное владение воспитателем методикой по социально-нравственному воспитанию.

  • Не все дети умеют договариваться, ссорятся.

  • Дети старшего дошкольного возраста не знают как доброжелательно общаться друг с другом.

  • Нет интереса к окружающим сверстникам.

  • Не могут выделить и решить проблему, сделать выводы, обобщения.

  • Недостаточное оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста.

  • Родители не достаточно доброжелательно общаются с детьми и мало уделяют внимания.

Цель: Формирование положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.

Задачи:

  1. Овладеть методикой по социально-нравственному воспитанию.

  2. Создать игровые ситуации для развития умения договариваться, не конфликтовать.

  3. Познакомить детей с ОВЗ с правилами дружбы.

  4. Развивать у детей интерес к окружающим сверстникам.

  5. Познакомить детей с ситуациями, показать как решить проблему и сделать выводы.

  6. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе дошкольного возраста.

  7. Разработать план взаимодействия с родителями по формированию у детей старшего с ОВЗ дошкольного возраста  элементарных норм общения  между сверстниками.

Участники проекта: воспитатели и дети подготовительной группы, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, родители воспитанников подготовительной группы.

4

Комплекс мероприятий по решению задач

  1. Ознакомиться с методической литературой по социально-нравственному воспитанию.

  2. Провести наблюдения за детьми по выявлению трудностей в умении договариваться.

  3. Создать картотеку игр с педагогом – психологом (приложение 1).

  4. Внедрение в практику игр способствующих развитию коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.

  5. Чтение художественной литературы, дидактические игр, просмотр мультфильмов, беседы (приложение 2,3) рассматривание иллюстраций по обогащению у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам.

  6. Создание картотеки подвижных игр (приложение 4) по обогащению у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста доброжелательного отношения к сверстникам.

  7. Провести консультации «О дружбе» (приложение 5), «Воспитание дружеских отношений в игре» (приложение 6) с родителями воспитанников подготовительной группы.

  8. Провести анкетирование родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье» (приложение 7).

  9. Создать памятки «Как научить детей общаться», «Как помочь детям с нарушениями в общении» (приложения 8) буклеты (приложение 9) для родителей по формированию у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста  элементарных норм общения  между сверстниками.

  10. Привлечь родителей для обогащения развивающей предметно-пространственной среды.

Ответственные: воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физвоспитанию.

Тип проекта: краткосрочный, педагогический с детьми подготовительной группы.

Срок реализации: сентябрь 2015 года

Ожидаемый результат: положительная динамика сформированности ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми.

5

Рабочий план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственные за выполнение

02.09.2015

Мет.каб-т, библиотека

подбор методической лит-ры и пособий по социально-нравственному воспитанию

Воспитатель

03.09.2015

Группа

Анкетирование родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Воспитатель

07.09.2015

Группа

1.Беседа «Что такое дружба?».

2.П/И «Давай поздороваемся».

3. Игра «С кем я дружил летом».

Воспитатель, педагог-психолог

08.09.2015

Группа

1.Чтение художественной литературы А. Митта «Шар в окошке».

2.Просмотр мультфильма

«Самый большой друг».

3.Игра «Волшебник», «Нарисуй картину».

Воспитатель

09.09.2015

Группа

1.Д/И «Звери на болоте».

2. Рисование «С кем я дружу».

3. Игра «Иголка и нитка».

Воспитатель, педаго-психолог

10.09.2015

Участок детского сада

группа

1. П/И «Скакалочка».

2. Чтение художественной литературы Братья Гримм «Бременские музыканты».

3.Консультация для родителей «О дружбе».

Воспитатель

11.09.2015

Группа

1. Беседа «Урок дружбы» .

2.СРИ «Автобус».

3. Памятка «Как научить детей общаться».

Воспитатель

6

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственные за выполнение

14.09.2015

Группа

1.Изготовление поделки «Солнышко дружбы».

2. Д/И «Мост дружбы».

3. Игра «Какие чувства мешают дружить?»

Воспитатель

15.09.2015

Участок детского сада

группа

1.Игра «Я дарю тебе свою дружбу».

2. Просмотр мультфильма «Умка ищет друга»

3. Памятка «Как помочь детям с нарушениями в общении».

Воспитатель

16.09.2015

Спортивный зал, группа

1.П/И «Переправа на плотах»

2.Чтение художественной литературы «Цветик-семицветик».

3. Игра « Солнечные лучики».

Руководитель по физвоспитанию,

Воспитатель

17.09.2015

Группа

1.Беседа «Кто кого обидел».

2. П/И «Цветные автомобили».

3. Консультация для родителей «Воспитание дружеских отношений в игре».

Воспитатель

18.09.2015

Группа

1.Рисование «Мой лучший друг»

2. Заучивание «Песенки друзей» С.Михалкова

3. Игра «Башенка дружбы».

Воспитатель по изодеятельности

Воспитатель

21.09.2015

Участок детского сада

группа

1.П/И «Давайте поздороваемся».

2. Просмотр мультфильма «Необычный друг».

3. Игра «Спаси птенца».

Воспитатель

22.09.2015

Раздевалка

1.Папка-передвижка «Нравственное воспитание в

Воспитатель

7

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Место проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Ответственные за выполнение

семье».

23.09.2015

Группа

1.Беседа «Поговорим о дружбе».

2. Д/И «Фотографии друзей».

3. Игра «Кто позвал?»

Воспитатель

24.09.2015

Кабинет педагога – психолога

группа

1.«Познакомимся друзья»

2. «Учимся общаться»

3. Чтение худ. литературы «Три товарища» Н.Осеевой.

Педагог-психолог

Воспитатель

25.09.2015

Группа

1.Просмотр мультфильма «Три пингвина»

2. Заучивание стихотворения «Поссорились» А Кузнецов

Воспитатель

30.09.2015

Музыкальный зал

Презентация по проекту

«Дружба крепкая…»

Воспитатель

Перспективы:

  • Публикации на интернет - сайтах;

  • Провести семинар на муниципальном уровне.

8

Список литературы:

  1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н.В. Алешина. - М.,2001.

  2. Князева, О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / Сост. О.Л.Князева. - М.: Мозаика – Синтез,2005. – 168с.

  3. Козлова, С.А. Я – человек. Программа приобщения к социальному миру. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова - М.: Изд. Центр «Академия», 1998

  4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М., 1986.

Интернет-ресурсы

  1. УчМет - Учебно-Методический портал UchMet.ru

  2. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

3. Сайт для воспитателей детских садов Дошколенок.ру

4. Учебно-методический кабинет ped-kopilka.ru

9

Приложение 1

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

Педагог-психолог:

первой квалификационной категории

Никулина Светлана Ивановна

2015

10

1 «С кем я дружил летом»

Педагог просит детей вспомнить и рассказать о том, с кем и как они подружились летом.

2 «Волшебник»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному их них завязывают глаза и переводят на другое место в кругу. Ему нужно представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

3 «Нарисуй картину»

Дети рисуют картину на тему дружба, а затем рассказывают о том, что у них получилось. В ходе обсуждения рассказов педагог подводит детей к выводу, что во многих картинах присутствовала тема помощи. Значит дружить – это не только вместе играть, но и помогать друг другу.

4 «Иголка и нитка»

Дети встают в круг. Педагог предлагает считалкой выбрать ребенка «иголку». Выбранный ребенок встает первым. Остальные дети встают за ним друг за другом, кладут руки на плечи и начинают движение, преодолевая препятствия.

Педагог: «Сейчас наши иголочка и ниточка соткут удивительное полотно, на котором изображен дивный сад. Для этого иголочка должна двигаться плавно. Чтобы полотно получилось красивое, ниточка не должна разорваться, держитесь крепче друг за друга, поддерживайте друг друга, постарайтесь почувствовать своего товарища».

5 «Какие чувства мешают дружить?»

Педагог говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чувство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злиться, кто-то завидует, кто-то всегда боится, а кто-то всех любит. Он предлагает детям подумать, какие чувтства помогают дружить, а какие –мешают.

6 Игра «Я дарю тебе свою дружбу».

Дети стоят в кругу. По очереди поворачиваются к рядом стоящему ребенку, берут его руки в свои руки, смотрят ему в глаза и ласково говорят: «Я дарю тебе свою дружбу». Игра заканчивается тогда, когда все дети по кругу «передали свою дружбу».

11

7 «Солнечные лучики».

Дети стоят в кругу, руки протянуты вперед, подходят и соединяют их в центре круга.

Педагог. Сейчас мы теплые солнечные лучики.

«Мы дружные ребята,

Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло».

8 Игра «Башенка дружбы»

Дети подходят к воспитателю из кулачков строят башенку.

«Никогда не будем злиться

Никогда не будем драться

А всегда будем дружить».

9 Игра «Спаси птенца»

Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. Теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим, спокойным дыханием. Теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

12

Приложение 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

БЕСЕДА

«Урок дружбы»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

13

В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями нужно делиться. Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.

Жили-были два воробья----- Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

« Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

---- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

-----Не надо…Зачем?..---стал отмахиваться крылышками Чик.---Ты нашел, ты и клюй!

----Но мы же с тобой друзья, ---сказал Чирик.---А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

----Ты, наверное, прав, -- ответил Чик.

Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зёрнышек. И ему стало при этом так стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка.

---Почему Чику стало стыдно?

---Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки?( ответы

детей).

---А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? ( Он хороший, добрый друг).

---Ребята, а как вы думаете, почему, рассказ называется « Урок дружбы»?

---Ребята нарисуйте пожалуйста Чика и Чирика.

14

Приложение 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

БЕСЕДА

«Кто кого обидел?»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

15

В беседе педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжает воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Воспитатель читает рассказ И.Бутмана « Снежки».

Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему – то не везло, и Таня всё время в нег попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.

После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. « До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что крала мои снежки, так ещё и налила в карман воды».

---Почему Рома обиделся? (он не смог попасть снежком в Таню).

---Как Рома решил отомстить Тане?

---Прав ли был Рома?

---Можно ли сказать, что Рома хороший друг?

Почему нам хочется посмеяться над Ромой?

16

Приложение 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

17

1 «Поздороваемся»

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

2 «Давай поздороваемся»

- А теперь вы все представьте себя гуляющими по городу. В этом городе никто не разговаривает. Это запрещено. Но вот вы встретили своего друга и хотите его поприветствовать. Когда я хлопну в ладоши, это будет означать следующее:

1 хлопок – здороваемся плечиком,

2 хлопка – спинками,

3 хлопка – носиками.

- (после игры) Что вы чувствовали, когда здоровались?

-Какое приветствие вам понравилось больше? Почему?

- Как вы поздороваетесь с нашей няней утром?

3 «Скакалка»

Цель: Совершенствовать прыжок через короткую скакалку; развивать силу, ловкость, координацию движения.

  Дети стоят врассыпную. Педагог произносит слова:

                           В круг мы встанем, детвора,

             Начинается игра!

                           По скакалке мы возьмем

                           И скакать на ней начнем!

Дети перестраиваются в круг. Педагог в центре круга.

                            Игру с Оли (Коли) начинаем,

                            Друг за другом продолжаем.

                         Если прыгнуть не успел,

                  Выбываешь из игры.

                                              Кто здесь быстрый, ловкий, сильный,

                    Выберем из детворы!

18

     Дети по сигналу бубна выполняют по одному прыжку, по часовой стрелке. Начинается игра с того ребенка, которого назвал педагог.Кто не успел выполнить прыжок через скакалку на сигнал - выбывает из игры.

4 «Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты. Это автомобили в гараже. Каждый играющий держит в руках (кольцо, картонный диск, желтого или зеленого цвета). Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствую­щих цветов. Он поднимает один из флажков (а можно два или все три) — дети, имеющие предмет этого цвета, разбегаются по площадке, подражают езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавливаются, разворачиваются и направляются в свои гаражи. Игра повторяется 4—6 раз.

5 «Мышеловка»

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

6 «Я хочу с тобой дружить»

Цель – проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.

Инвентарь: клубок ниток.

Участие взрослого: обязательно.

Содержание: Взрослый говорит: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком.

19

Когда он попадет к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о тот, чем любит заниматься в свое свободное время. Рассказать о себе вы передаете клубок кому захотите. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:

«Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить! »

Ведущий начинает игру:

«В руки я клубок возьму,

Пальчик обмотаю.

А кому его отдам –

Мы сейчас узнаем… »

Передает клубок ребенку со словами:

«Буду так я говорить:

- Я хочу с тобой дружить! ».

Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.

Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.

«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли? »

20

Приложение 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«О ДРУЖБЕ»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

21

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный друг!

(М. Пляцковский)

Именно о таком друге для своего ребенка мечтает любой из нас. Но что же делать, если ребенок стал дружить с человеком, поведение которого вызывает у вас опасение? Чем вы можете помочь ребенку и нужно ли вообще вмешиваться?

Выбор существует в любой ситуации. Можно ничего не предпринимать, оставить все как есть. Как говорится, куда течением вынесет. Часто, поступая так, родители оправдывают свое бездействие тем, что так они воспитывают в ребенке самостоятельность: «Для ребенка важен любой опыт: и положительный, и отрицательный. Обожжется один раз, в другой будет умнее.

Прежде чем принимать какое-то решение, присмотреться к ситуации. Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность.

Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, а следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи.

  1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка.

22

Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты.

2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы. Сочините вместе сказку об острове «Дружба». Кто будет жить на этом острове? Как выглядят местные жители? Как друг к другу относятся? Чему бы ты хотел у них научиться? Чему ты сам можешь их научить? Внимательно слушая ребенка, можно многое узнать о его представлениях о дружбе, о людях, можно и сказочно повлиять на ситуацию, если от лица какого-то героя давать советы.

3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в кости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку.

4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки.

23

Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.

24

Приложение 6

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Воспитание дружеских отношений в игре»

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

25

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.

Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место.

Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни.

Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

26

Приложение 7

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

27

28

29

30

31

32

Приложение 8

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

33

ПАМЯТКА

Как научить детей общаться

Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных навыков.

Вам просто необходимо научить своего ребенка устанавливать хорошие взаимоотношения с другими людьми.

Социальный успех определяется рядом условий:

Личная привлекательность. Важно объяснить как можно раньше ребенку, что человеческая привлекательность - это гораздо больше, чем природная красота. Даже самые некрасивые люди могут стать более привлекательными с помощью простых средств: аккуратность и чистоплотность, хорошие манеры, овладение каким-либо умением.

Навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с детьми. Если дети в таких беседах научатся выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составят труда непринужденные разговоры с другими людьми. Одно из важнейших условий для развития у ребенка навыков межличностного общения - обширная и многообразная практика.

Помогите ребенку стать хорошим другом. Ваш ребенок должен быть чутким, порядочным и отзывчивым, уметь дарить любовь и теплоту, быть надежным другом, уметь откликаться на чужую беду.

В детстве важнейшим состоянием ребенка является ощущение своей защищенности. Для этого родители должны помочь ему вырабатывать положительную самооценку.

Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.

34

ПАМЯТКА

Как помочь детям с нарушениями в общении

Агрессивный ребенок. Попытайтесь понять, что стоит за агрессивным поведением. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести эту разницу до детей. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других. Научите детей управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания.

Лживый ребенок. Многие дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Помогите детям усвоить, что можно говорить правду, не опасаясь последствий. Они должны быть уверены, что родители рассеют их страхи, растолкуют ошибочность их представлений и помогут им преодолеть все это.

Вызывающее поведение ребенка. Обратите внимание на свое поведение. Сколько из того, что вы говорите, относится непосредственно к делам? Может быть, вы просто ворчите, придираетесь, выкрикиваете команды? Позвольте вашему ребенку действовать самостоятельно там, где это возможно. Дети должны понять, что, когда друг к другу относятся с уважением, сотрудничество лучше, чем противостояние.

Драчливый ребенок. Объясните детям, что для решения их проблем есть и другие пути. Покажите им мирные способы разрешения конфликтов.

Застенчивые дети. Поговорите с вашими детьми и постарайтесь проникнуть в их внутренний мир, чтобы выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Не пытайтесь втянуть детей в ситуации, к которым они не готовы. Помогите им, делая маленькие шаги, преодолевать свою застенчивость. Не позволяйте детям из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел.

Истерические проявления. Один из лучших способов реакции на вспышки раздражения - просто не обращать на них внимания, стойте спокойно и ждите, пока не пройдет. В спокойном состоянии научите ребенка другим образом справляться со своими чувствами - выражать чувства словами. Дети должны уяснить, что вспышками раздражения они не добьются желаемого, что существуют другие, более пригодные пути.

Надоедливые дети. Дети, которые требуют постоянного внимания, часто неуверенны в себе. Договоритесь об особом времени, когда вы можете побыть вдвоем, дайте ему понять, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните детям, что ваше время принадлежит не только им. Научите их уважать чужие чувства и желания.

35

Приложение 9

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

БУКЛЕТ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЕКТУ

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

Будьте внимательны к эмоциональному состоянию вашего ребенка. Проявляйте искреннее внимание к его проблемам. Разделяйте с ним его радости и огорчения.

Рассказывайте о своих чувствах и переживаниях. Рассматривайте вместе с ребенком семейный альбом, обсуждайте прочитанное и увиденное. Укрепляйте доверие ребенка к себе, пусть он привыкает делиться с вами своими проблемами и встречает не осуждение, а понимание, поддержку.

Нацеливайте своего ребенка на добрые поступки, формируйте привычку заботиться о членах семьи, помогать, оказывать знаки внимания близким (поздравить с днем рождения, позвонить бабушке, помочь маме и др.). Будьте в этом примером для своих детей.

36

Семья — это та первичная среда, где человек должен, учиться творить добро.

Я.Л. Сухомлинский

ДО ГКОУКО «Кировская школа-интернат»

воспитатель

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

г. Киров, 2017

Государственное казённое общеобразовательное учреждение Калужской области

«Кировская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Развитие коммуникативных

навыков у детей

Проводите больше времени

с детьми и они засияют!

Развитие коммуникативных навыков - то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет, не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками.

Важно, чтобы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

Некоторые дети теряются, не имея навыка «выживания в толпе». В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал, проехаться в общественном транспорте.

37

В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации.

Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит того же ждать от педагога ли сверстников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или дразнят.

Готовьте его к тому, что он может столкнуться и с негативными оценками свое работы. То есть дома важно иметь опыт похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка, тогда на замечание или на не слишком высокую оценку педагога ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

38

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Калужской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области

”Кировская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья”

Отчет

по образовательному проекту

в подготовительной группе для детей имеющих ОВЗ

«ДРУЖБА КРЕПКАЯ…»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Киреева Елена Викторовна

2015

39

Развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию – неотъемлемая часть социально-нравственного воспитания. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном приобщении дошкольников к доступным формам гуманного и культурного поведения. Благодаря специально разработанным играм и упражнениям, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе. 

В последнее время нас воспитателей беспокоит, то что:

  • Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно сверстниками;

  • Предпочитают гаджеты, планшеты и т.д., нежели подружиться с ребенком;

  • Не умеют по собственной инициативе обратится к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо.

Дошкольное детство – это период познания человеческих отношений. В этот период закладывается фундамент, осознанного отношения к окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Величайший врач и педагог М.Монтессори целиком и полностью возлагает на взрослого ответственность за успех или (неуспех) в становлении и совершенствовании ребенка. «По убеждению Монтессори, помочь ребенку сформировать себя самого как личность – главная практическая задача любого педагога.

Поэтому я решила в своем образовательном проекте изменить образ жизни детей с ОВЗ своей группы, т.е. своими действиями, поведением и отношением воспитывать у детей с ОВЗ дружелюбие, сопережевание, сострадание – умение и желание дружить.

Цель: Создание условий для формирования положительного и доброжелательного отношения между сверстниками.

Задачи:

  1. Овладеть методикой по социально-нравственному воспитанию.

  2. Создать игровые ситуации для развития умения договариваться, не конфликтовать.

  3. Познакомить детей с ОВЗ с правилами дружбы.

  4. Развивать у детей интерес к окружающим сверстникам.

  5. Познакомить детей с ситуациями, показать как решить проблему и сделать выводы.

40

  1. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе дошкольного возраста.

  2. Разработать план взаимодействия с родителями по формированию у детей старшего с ОВЗ дошкольного возраста  элементарных норм общения  между сверстниками.

В ходе реализации проекта детям были прочитаны художественные произведения, рассмотрены иллюстрации к ним, с целью расширения и систематизации знаний детей. Это такие произведения, как А. Штитта»Шар в окошке», Бр. Гримм «Бременские музыканты», В. Катаев «Цветик –семицветик» и др.

Проведены беседы «Кто кого обидел?», «Урок дружбы» и др., подвижные игры совместо с руководителем по физвоспитанию, игры совместо с педагогом – психологом.

С целью расширения сферы сотрудничества педагогов с родителями были проведены консультации «О дружбе», «Воспитание дружеских отношений в игре» с родителями воспитанников подготовительной группы.

Продуктом нашей деятельности стала презентация «Дружба крепкая…» для родителей.

В дальнейшем в своей работе я больше буду обращать внимание на культуру поведения и общения родителей как с детьми так и со взрослыми.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
576
Номер материала
6061
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.