Коррекционная работа с детьми с ОВЗ (из опыта работы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с различными отклонениями в состоянии психосоматического здоровья, которые нуждаются в специальном коррекционном образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.
К их числу относятся:
дети с нарушениями восприятия (не слышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие);
дети с нарушениями функций опорно-двигательные аппарата;
умственно отсталые дети;
дети с задержкой психического развития;
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения;
дети с нарушениями речи;
дети со сложными комбинированными недостатками в развитии.
Тематическое планирование.
Развитие мелкой моторики
Звукопроизношение
Лексико-грамматическая сторона речи
Развитие мелкой моторики.
1. Конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и произвольно);
2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
Обведение контуров предметных изображений;
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;
Изображение при помощи пальчиков различных фигурок: «Очки», «Стол», «Бинокль», «Флажок»,«Стул», «Бочка», «Коровы и телята».
Изображение при помощи пальчиков различных фигурок:
«Очки» Образовать 2 кружка большим и указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их.
«Стол» Левую ладонь сжать в кулак, поставить на стол, правую положить сверху.
«Бинокль» Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».
«Флажок» Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.
«Стул» Поставить на стол сжатый кулак правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.
«Бочка» Неплотно сжать руку в кулак.
Развитие дыхания.
«Погреться на морозе»
Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Надуй игрушку»
Ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая воздух через рот и медленно выдувая его через рот в отверстие шара.
«Листья шелестят»
Предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонялись и шелестели.
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезаются из бумаги снежинки. Ребенок предлагаю длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят»
Развитие речевого дыхания и голоса.
«Вьюга»
Перед ребенком- сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит: у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга кончилась» замолкает.
«Коровы и телята»
Ребенку предлагается сюжетная картинка «На лугу». «На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?» Ребенок произносит низким голосом; му-му-му. «Коровам отвечают телята. Как они отвечают?» Ребенок произносит высоким голосом: му-му.
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для губ:
«Кролик» - поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы
Имитация полоскания зубов
«Фырканье лошадки» - вибрация губ
Гимнастика для челюстей:
Гимнастика для языка:
«Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе
«Чашечка» - рот открыт. Широкий язык загнут кверху.
«Иголочка» - рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.
«Горка» - рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
Лексико-грамматическая сторона речи
Назвать одним словом все предметы.
«Кто как голос подает».
«Кто как передвигается»
«Какие звуки издает»
«Кто как ест»
«Кто что делает»
Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки (гусь).
Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка).
«Кто как передвигается»
Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.
«Кто как голос подает».
Корова мычит, воробей чирикает, кошка мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает, медведь рычит.
«Какие звуки издает»
Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, листья шелестят, ручей журчит.
«Кто как ест»
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, курица клюет зерно.
«Кто что делает»
Учитель учит, врач лечит, повар варит, художник рисует, маляр красит.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый), величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный).В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый), качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.