Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Нетрадиционные формы работы по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей дошкольного возраста»

«Нетрадиционные формы работы по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей дошкольного возраста»

Скачать материал

Структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 36» «Детский сад»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педсовет №3 «Здоровый ребенок – успешный ребенок»

 

Тема:  «Нетрадиционные формы работы

по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель группы дошкольного возраста Онила Н. В.

первая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Ненокса

апрель, 2019г

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования всего организма.

Не секрет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизоров, компьютеров и т.д.), особенно это касается старших дошкольников. При  этом снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую и целиком зависят от двигательной активности.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

«Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками» - одно из интегративных качеств, которым должен овладеть ребенок к семи годам, т.е. к выходу из детского сада. Одним из условий развития этого интегративного качества у дошкольников является формирование  потребности в двигательной активности.

Сегодня каждый педагог должен использовать в своей деятельности программы, методики и технологии, отвечающие принципам здоровьесберегающего обучения. 

 

·         Формы организации здоровьесберегающей работы:

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1.Здоровьсберегаюшие технологии,  технологии сохранения и стимулирования здоровья:

·         Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

·         Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

·         Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

·         Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

·         Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

·         Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

·         Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

·         Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

·         Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

·         Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

 

2.Технологии обучения здоровому образу жизни

·         Физкультурное занятие – 3 раза в неделю в спортивном  залах. средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

·         Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

·         Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

·         В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал.

3.Коррекционные технологии

·                Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

·         Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

·         Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в  группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

 

      Работа по физической культуре в группе дошкольного возраста складывается из основных форм работы. Таких как:  различные виды физкультурных занятий; утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры, гимнастика после сна; самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия; анкетирование, консультации, родительские собрания, создание памяток, приглашение родителей на спортивные праздники и развлечения и участие в них.

Для поддержания  интереса к традиционным формам работы и формирования потребности в двигательной активности использую нетрадиционные формы работы с детьми по физической культуре

 

  • Самомассаж Массаж рук «Гусь»,  «Хомка», «Поезд»,
  • игры с фитболом (Картотека)
  • дыхательная гимнастика,
  • релаксация,
  • пальчиковая гимнастика,
  • креативная гимнастика (развитие творчества – Игры «Кто я?, «Я танцую», «Море волнуется», «Магазин игрушек», специальное задание «танцевальный вечер». Муз. Творч. Игра «Займи место»)
  • офтольмотренаж

На физкультурных занятиях с традиционной структурой перед проведением общеразвивающих упражнений для активизации внимания провожу  массаж и самомассаж. Самомассаж значительно повышает производительность детской деятельности, снимает напряжение и утомление. Это положительно сказывается на функции внутренних органов и жизнедеятельности организма. Самомассаж и массаж с детьми в игровой форме, с использованием художественного слова значительно повышают интерес детей к дальнейшему занятию.

На  одном из трех физкультурных занятий в неделю для старших дошкольников   проводятся подвижные игры, эстафеты с фитболом. Так же они широко используются на досугах и развлечениях. Для этого я приготовила картотеку игр и эстафет с фитболом.  При выполнении физических упражнений на фитболе в игровой и  соревновательной форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон.

Офтольмотренаж  – гимнастику для глаз использую на занятиях требующих зрительного внимания, изодеятельности или при рассматривании картин. Группа упражнений, применяемая при утомлении глаз, способствует расслаблению глазодвигательных мышц и мышц, воздействующих на хрусталик, снижает напряжение, улучшает кровообращение глаз и циркуляцию внутриглазной жидкости, что создает благоприятные условия для формирования органа зрения, предупреждает его переутомление. Комплексы упражнений могут включать повороты головы, туловища.

Пальчиковая гимнастика широко используется на других занятиях в форме физкультурной минутки, а также в заключительной части утренней гимнастики и в течение дня.

Дыхательная  гимнастика необходима для тренировки дыхательных мышц и профилактики простудных заболеваний. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым. Выдох должен быть несколько длиннее вдоха. Полный выдох освобождает легкие от отработанного воздуха, таким образом, рефлекторно усиливается вдох. У детей длительному выдоху способствует произношение некоторых звуков. Для этого подбираются образные упражнения, в которых на выдохе произносят односложные слова, включающие определенные гласные или согласные. Дыхательные упражнения чаще всего использую во время физкультурных занятий по ходу всего занятия по мере необходимости для восстановления дыхания детей, но и в речевом развитии.

Лично меня заинтересовала  «Креативная гимнастика»Цель: способствовать формированию творческого потенциала воспитанников, развитию их творческих способностей, навыков самовыражения через движение.  

Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу инструктора по использованию:

·               специальных заданий  («Перекрестное марширование», «Перекрестные танцы». -  эти задания направлены на активизацию межполушарного взаимодействия. основаны на перекрестных движениях – касаться пр. рукой левого колена и наоборот, следить за ритмом, музыкой, определить в парах где правая рука, а где левая, придумывание своих нестандартных вариантов спортивных фигур)  (двигательные загадки, работа со схемами: прочитать, расставить, атрибуты, выполнить и т.д.)

·               творческих игр, игр-путешествий, игр - драматизаций

 Работая с дошкольниками, убеждаешься в необходимости развития их творческих способностей. На физкультурных занятиях педагоги стремятся научить детей выполнять физические упражнения осмысленно, технически правильно, дети знают, какую пользу приносит то или иное упражнение. Но при этом дети с трудом самостоятельно пользуются приобретенными навыками в движениях, чувствуют себя скованно. Для детей, у которых все успешно получается на занятии, есть спортивные наклонности, движения и упражнения не вызывают никаких трудностей.  

В ходе работы по организации двигательной деятельности детей, складывается система, которая включает в себя и методику обучения основным движениям, и использование различного нестандартного оборудования, и введение дополнительных оздоровительных мероприятий в структуру физкультурного занятия (массаж и самомассаж, игры и упражнения с фитболом, дыхательная и пальчиковая гимнастика, креативная гимнастика, использование ИКТ), и нетрадиционный подход в проведении спортивных развлечений (использование  части творческого задания). Все эти формы двигательной деятельности направлены на решение задач физического развития  в целом, и, в частности, на успешное формирование у детей потребности в двигательной активности, что является одним из показателей интегративного качества «Физически развитый, овладевший культурно-гигиеническими навыками».

        Я считаю, что использование нетрадиционных форм работы с детьми по физической культуре позволяет:

  • Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни
  • Использовать полученные знания в свободной двигательной деятельности, активно проявляя инициативу и творчество
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Нетрадиционные формы работы по физической культуре – одно из условий формирования потребности в двигательной активности у детей дошкольного возраста»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по волейболу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 857 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.03.2020 265
    • DOCX 29 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Уракова Римма Рашитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Уракова Римма Рашитовна
    Уракова Римма Рашитовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83960
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 683 человека

Мини-курс

Институциональные основы современного инвестирования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегрированное управление бизнес-процессами

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегическое планирование и маркетинговые коммуникации

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов