МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 44»
Модель
итогового занятия
«Путешествие
в страну Математики»
с
использованием технологии ТРИЗ,
блоков
Дьенеша и палочек Кюизенера
/Познавательное
развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное
развитие,
физическое
развитие/
(старшая
группа)
Провела:
воспитатель
высшей
кв.категории
Капралова
О. Н
г.
Саранск, 2018
Цель:
обобщить знания, умения и навыки, полученные в течение года.
Задачи:
Образовательные:
выявить уровень знаний детей; закрепить счет в пределах 10; умение находить в
числовом ряду число и соседние с ним числа; уметь различать геометрические
фигуры по форме, цвету, величине; закрепить умение ориентироваться в
пространстве; закреплять знания названий дней недели, их последовательность; упражнять
в порядковом счете.
Развивающие:
развивать речевую и познавательную активность, связную речь детей, внимание,
память, логическое мышление, сообразительность, воображение;
Воспитательные:
воспитывать интерес к занятию, чувство радости от совместных действий,
доброжелательные отношения.
Методические
приемы: сюрпризный момент, математическая разминка, игры с блоками
Дьенеша, технология ТРИЗ (дидактическая игра «Да-Нет»), физкультминутка, игры с
палочками Кюизенера, дидактическая игра «Живая неделя», развивающие
математические игры, итог.
Материал
и оборудование: воздушный шар, конверт с письмом и
разрезной картинкой волшебника, кубики с цифрами, шкатулка с призами, карточки
с цифрами и знаками, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, медальоны с буквами, мяч,
ноутбук, мультимедийный экран, проектор.
Ход
занятия:
Дети заходят в группу. В группе летает шар, к ниточке которого привязан
конверт. В конверте письмо и разрезная картинка «Профессор – Математик».
Воспитатель: Ребята,
посмотрите, что это такое? (обращает внимание детей на воздушный шарик, с
привязанным конвертом, конверт не подписан). Странный конверт какой-то, на
нем ничего не написано, только какие-то цифры и геометрические фигуры.
Воспитатель: Давайте откроем конверт и узнаем от кого мы его
получили. (открываю конверт - в нем разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: Что это? Что надо сделать,
чтобы узнать от кого это письмо пришло к нам.
Дети: Собрать картинку. Дети собирают картинку.
Воспитатель: Все ясно! Это написал нам Профессор-математик!
Слайд 2
На экране появляется Профессор – Математик.
Нужно скорее прочитать его, может там что-то важное!
Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю,
что вы многому научились за этот учебный год. И я хотел бы вас поздравить с
успешной учебой. Я приготовил вам подарок – сокровища! Но, чтобы их получить,
вам необходимо пройти испытание. Только смелые и дружные ребята смогут получить
мои сокровища. Вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда удачи! Даю
вам подсказку: «Кубики лежат в лукошке, а лукошко у окошка».
Дети находят корзину с кубиками у окна. На каждом кубике
карточка с цифрой. На столах лежат конверты с заданиями и раздаточный материал.
За каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить. За выполненное
задание дети получают медальон с буквой).
Воспитатель: Ну
что, ребята, начнем наше путешествие!?
Посмотрите, какая цифра здесь написана? Правильно, где эта цифра 1 – здесь
наше первое испытание. (Воспитатель открывает конверт)
Воспитатель: «Чтобы
справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми,
внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что получить сокровища мы
сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не
передумали? Тогда начнём! Для начала, Профессор – математик предлагает вам
математическую разминку.»
Математическая
разминка.
Цель: закреплять у детей
образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в
уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в
колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у
двух собак? (4)
2. Сколько дней в
неделе? (7)
3. Сколько глаз у
светофора? (3)
4. Сколько пальцев на
одной руке? (5)
5. Сколько солнышек
на небе? (1)
6. Сколько носов у
двух котов? (2)
7. Сколько пальцев на
двух руках? (10)
8. Сколько в неделе
выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек
на небе ночью? (0)
10. Какое число
больше 8, но меньше 10?
(После выполнения задания дети получают
первый медальон).
Воспитатель: Молодцы! Мы добыли первую подсказку- медальон, вперед за следующей! А этот медальон поставим на доску.
(Ребенок достает кубик с числом «2» и находят соответствующую цифру).
Воспитатель: Назови, какая это цифра?
Ребёнок: Два.
Воспитатель: И теперь
мы отправляемся в замок геометрических фигур. (СЛАЙД 3) Вот какой красивый замок у Профессора – Математика.
Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
Дети: Прямоугольники,
квадраты, овалы, круги, ромбы.
Воспитатель: А теперь,
посмотрите, в каком беспорядке перед нами лежат геометрические фигуры (на
столе стоят четыре коробки (контейнера) и разные геометрические фигуры (блоки
Дьенеша).
Воспитатель: Нужно разобрать эти
фигуры, но не просто, а по группам. По каким признакам можно
разделить фигуры?
Дети за столом
составляют группы и геометрические фигуры.
1. по форме
3. по цвету
4. по ширине
5. по величине.
Дети поочерёдно
складывают блоки.
Воспитатель: Молодцы, навели порядок.
Фигуры разобраны.
Воспитатель: Чтобы получить медальон,
вы должны отгадать, какую геометрическую фигуру я загадала. Для этого вы должны
мне задавать такие вопросы, на которые я могу ответить только «Да» или «НЕТ»
Дидактическая игра: «Да-нет»
Цель: обучать мыслительному действию, работать с
недостатком данных.
Ход: Воспитатель
загадывает геометрическую фигуру. Дети спрашивают:
- она желтая (синяя, красная)
- у нее есть углы (Да)
- у нее 3 угла (4 угла)
- она маленькая (Нет)
- она толстая. (Да)
СЛАЙД 4
Загаданная фигура появляется на экране.
Медальон ставим на доску.
Воспитатель: А сейчас
нас ждет физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А
нас ждет следующее задание!
(Берут следующий
кубик под цифрой 3).
Воспитатель: Ребята! Сейчас мы
отправимся в царство палочек Кюизенера.
СЛАЙД 5.
Воспитатель: И задание такое: постройте лесенку от самой длинной палочки, до самой короткой.
На экране
появляется лесенка.
СЛАЙД 6.
Работа с палочками
Воспитатель: Какая
палочка по цвету на 3 месте, какому числу она соответствует.
Дети: голубая
Воспитатель: Какая
палочка по цвету находится между 3 и 5, какому числу она соответствует.
Дети: красная, четыре.
Воспитатель: Какая
по счету синяя палочка и т.д.
Дети: девятая
Воспитатель: Какому
числу соответствует жёлтая палочка?
Дети: Пять.
Воспитатель: Из
каких палочек можно составить жёлтую палочку.
Дети: Из пяти белых;
- из 1 белой и 1 красной,
- из 1 розовой и 1 голубой.
- 2 белые и 1 голубая,
- 3 белые и 1 розовая.
Воспитатель: Вот
какие молодцы и с этим заданием справились! Получите награду!
Медальон выставляют на доску и берут кубик с числом «4».
Воспитатель: А
теперь мы с вами попадаем в город времени. (СЛАЙД 7) Вот и
следующее задание: в этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели,
нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности. Для этого,
мы с вами ненадолго превратимся в дни недели.
Дидактические
игры: «Живая неделя», «Назови соседей».
Воспитатель обращается к детям:
«Неделя, стройся!»
Дети выстраиваются в
указанном порядке.
Воспитатель: «Назовите свой день недели!»
Называют свой день
недели.
Воспитатель: Вторник,
топни ногой! Назови своих соседей (понедельник, среда);
- пятница, хлопни в
ладоши! Назови своих соседей (четверг, суббота);
- воскресенье,
подпрыгни! Назови своих соседей (суббота, понедельник);
- суббота, помаши
рукой! Назови своих соседей (пятница и воскресенье).
Воспитатель: Молодцы!
Все справились с
заданием, и вы получаете следующий медальон.
Воспитатель: А
теперь в путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
(ребенок берет мяч с числом 5).
И мы отправляемся с
вами в гости к цифрам и числам.
СЛАЙД 8
Злой волшебник заколдовал жителей счетного
королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический
круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратиться в
доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2
равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать
края). Как можно назвать каждую из частей? ½. А теперь сложите
ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼. Молодцы, злые
чары сняты!!!
Воспитатель: На столе лежат цифры. Посмотрите
правильно они лежат?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чтобы
получить наш следующий медальон - нам надо выполнить задания. Выложите все
цифры правильно в порядке возрастания.
Дети выкладывают
числовую прямую.
Воспитатель: Проверьте
себя. Посмотрите на экран.
СЛАЙД 9
Воспитатель: (ИМЯ) Сосчитай от 1до 10.
ребёнок считает.
Воспитатель: (ИМЯ), ты посчитай теперь в обратном порядке.
ребёнок считает.
СЛАЙД 10; 11; 12.
Воспитатель: Посмотрите на
экран: какое число пропущено? (2…4, 8…9)
СЛАЙД
13
Воспитатель: Математические знаки просят помощи. Они забыли зачем они нужны?
Помогите, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы
сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах
карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
СЛАЙД
14
Воспитатель: Отлично математические знаки вспомнили своё предназначение -
сравнивать и показывать какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве.
Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Выполняют физкультминутку.
Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим – раз, два, три.
Вправо – тоже посмотри.
Вверх потянемся, пройдёмся.
И на место вновь вернёмся.
Воспитатель: И с
этим заданием вы справились! Вот награда!
(медальон выкладывают на доску и берут последний кубик с 6 цифрой).
Воспитатель: А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и
внимательный.
Игра «Что,
где?».
Цель: закреплять
умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны,
употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать
ловкость, быстроту реакции.
Материал: мяч.
Ход: игра проходит в кругу
с мячом.
Воспитатель берет мяч, бросает
одному из детей и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок ловит мяч, отвечает
на вопрос.
Вопросы детям: «Что у тебя над головой? Кто
впереди тебя? Что позади тебя? Кто слева от тебя? Кто справа от тебя?». И т.д.
Игра проходит в быстром темпе.
Задачи:
1) Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял.
Сколько морковок у зайца осталось? (4)
2) Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский сад.
Посчитать мы вас попросим,
Сколько малышей в саду? (8)
3) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели,
Отвечайте быстро, смело:
Сколько всех их прилетело? (7)
Итог
Воспитатель: Вот, мы и собрали все медальоны. Чтобы открыть сундук
надо вспомнить, за что мы получили их.
(дети вспоминают все задания, которые они выполняли).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы
все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а
теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, сундук откроется только, если мы правильно сложим по порядку наши
медальоны и прочитаем волшебное слово, которое зашифровано в них - давайте его скорее прочитаем. (дети составляют слово из медальонов и получают слово «ПОБЕДА»,
воспитатель хвалит их и предлагает открыть сундук).
Слайд 13.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.