Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодика проведения дыхательной гимнастики с детьми во время занятия плаванием

Методика проведения дыхательной гимнастики с детьми во время занятия плаванием

Скачать материал

                                                                   МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ.

 

   Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Купание, игры на воде благоприятны для всестороннего физического развития ребёнка, так как:

 

  1.Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц. Это увеличивает их работоспособность и силу.

 

  2.В воде уменьшается статическое напряжение тела. Снижается нагрузка на позвоночник, ещё неокрепший. Во время плавания податливый детский позвоночник правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка.

 

  3.Активное положение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребёнка, предупреждает развитие плоскостопия у детей.

 

  4.Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолеть сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки. Увеличивается жизненная ёмкость лёгких.

 

  5.Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется режим терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, увеличивается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

 

  6.Закаливающий эффект происходит за счёт частичной смены температурных режимов, в которые попадает ребёнок во время занятия, а именно:

    температура воздуха в группе – 23 градуса,

    температура воздуха в раздевалке бассейна – 26 градусов,

    температура воды гигиенического душа перед купанием – 38 градусов,

    температура воздуха в чаше бассейна – 28-29 градусов,

    время купания – до 15-30 минут,

    температура согревающего душа после купания – до 40 градусов,

    температура воздуха в раздевалке во время одевания – 26 градусов и уход в группу.

  Таким образом, за 30-40 минут, отведённых в режиме дня на одну подгруппу детей, 7 раз меняется температурный режим и каждый раз организм ребёнка быстро перестраивается, приспосабливается, ведь постоянная температура тела сохраняется благодаря реакции терморецепторов кожи, которые вызывают приток или отток крови от внутренних органов.

От занятия к занятию совершенствуется терморегуляция тела ребёнка. Если на первых занятиях возникает озноб в воде или, наоборот, согревающий душ кажется слишком горячим, то уже через несколько занятий эти явления исчезают. Закалённому ребёнку не страшна частая смена погоды, так характерная для нашего Крайнего Севера.

 

  7.Укрепляется также нервная система, крепче становится аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

 

  8.Одновременно с плаванием детям прививаются навыки и умения самообслуживания во время одевания и раздевания, гигиенического мытья, что также важно для их всестороннего развития. 

 

 Цель:

  Научить детей дышать через нос. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Постановки и автоматизации большинства звуков.

    Благодаря дыханию обеспечивается жизнедеятельность организма, оно связано с речью и эмоциональным состоянием человека. При правильной организации и проведении оздоровительной дыхательной и звуковой гимнастики можно достичь положительных успехов в оздоровлении детей и развитии длительного выдоха, который необходим для постановки и автоматизации (введения в речь) большинства звуков. Оздоровительная дыхательная и звуковая гимнастика должна сочетаться с закаливающими процедурами (ходьба босиком, водные процедуры и т.д.). Все дыхательные упражнения должны чередоваться с общеразвивающими упражнениями в соотношении 1:1 или 1:2. При выполнении упражнений необходимо придерживаться следующих правил:

 

   - выдох должен быть продолжительнее вдоха,

   - после выдоха небольшая пауза,

   - вдох обязательно выполнять носом,

   - выдох должен производиться без толчков и усилий, медленно и ровно,

   - дозировку упражнений увеличивать постепенно от 2-3 раз в начале года до 4-6 раз во - втором полугодии.

 

 «ГИМНАСТИКА  МАЛЕНЬКИХ  ВОЛШЕБНИКОВ»        Т.В. НЕСТЕРЮК.

 

  1.«Поглаживание» - Вдох - Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице. Выдох, постукивать по ноздрям.

  2.Делать вдох и выдох через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.                                                                                      

  3.Энергично произносить «п-б», «п-б», «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.                                                                                                                       

  4.Энергично произносить «т-д», «т-д», «т-д». Произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.                                                                                                                    

  5.Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «к-г», «к-г». Произношение этих звуков укрепляет мышцы полости глотки.                                                                                 

  6.Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга и снимает стрессовое состояние.

 

 ГИМНАСТИКА     ПО   Б.С. ТОЛКАЧЁВУ.

 

  7.Ходьба на месте в медленном темпе. Глубокий вдох, поднять руки вверх, медленный полный выдох, опустить руки вниз с произношением звуков «а-а-ах-хх».  Расслабиться.

  8.«Нос» - вдох и выдох носом, произнося «му-у-у» при закрытом рте.                    

  9. «Заблудились» - стоя, ноги врозь, руки вниз. Вдох носом, поднося руки ко рту – выдох с произношением «ау-у-у».                                                                                                 

10.«Часики» - стоя, ноги врозь, руки вниз. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик – так».  Дыхание произвольное.                                                                                                                                                                    

11.«Мельница» - стоя, ноги врозь, правая рука вверх, левая вниз. Поочерёдная смена рук. Дыхание произвольное.

12.«Регулировщик» - стоя, ноги врозь, одна рука вверх, другая в сторону. Вдох носом – поменять положение рук с удлинённым выдохом с произношением звука «р-р-р».  

13.«Растягивание резины» - стоя, ноги врозь, руки перед грудью. Вдох – руки в стороны, разводя их с напряжением, выдох – расслабить, уронить вниз.                                 

14.«Самолёт» - стоя, ноги врозь, руки в стороны, ладони кверху. Повороты в сторону с произношением звука «ж-ж-ж-ж».                                                                                  

15.«Петух» - стоя, ноги врозь, руки вниз. Вдох – поднять руки в стороны. Выдох - похлопать ими по бёдрам с произношением «ку-ка-ре-ку».                                       

16.«Куры» - стоя, ноги врозь, руки вниз. Вдох – руки к плечам. Выдох – наклон вниз, похлопать по коленям с произношением «тах-тах-тах».                                             

17.«Гуси шипят» - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Вдох – отвести плечи назад, поднять голову. Выдох – наклон прогнувшись с произношением «ш-ш-ш».                            

18.«Насос» - стоя, ноги вместе, руки вниз. Вдох, выдох - наклон туловища в сторону, руки скользят вдоль туловища с произношением звука «с-с-с-с».                                        

19.«Кукушка» - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Вдох, медленно наклонить туловище, выдох с произношением «ку-ку», «ку-ку».                                                                      

20.«Трубач» - стоя, ноги врозь, кисти рук сжаты в трубочку, подняты до уровня плеч. Вдох, медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф».                                          

21.«Домик» - стоя, ноги врозь. Вдох – поднять руки над головой, соединив их в домик. Выдох – опустить руки вниз с расслаблением.                                                                 

22.«Летят мячи» - стоя, руки с воображаемым мячом подняты вверх. Вдох, выдох – бросить мяч от груди вперёд с длительным произношением «у-х-х-х».                      

23.«Маятник» - стоя, ноги врозь, руки  к плечам. Вдох, выдох – наклоны в сторону с произношением «т-у-у-у-х».                                                                                                

24.«Жук» - стоя, ноги врозь, руки на пояс. Повороты туловища в стороны с поочерёдным отведением выпрямленной руки в сторону и с произношением звука «ж-ж-ж-ж».    

25.«Ветер» - стоя, ноги врозь, руки вниз. Поднять руки через стороны вверх, наклоны вправо и влево с произношением звука «ш-ш-ш-ш-ш».                                                

26.Стоя, ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны – вдох. Обхватить колени руками – выдох, с произношением звуков «раз-з-з-з». Тоже с произношением «два-а-а-а». 

27.Лёжа на спине. Вдох - поднять руки вверх, выдох – опуская руки вниз, обхватить колено, слегка прижав его к груди. Тоже с другим коленом.                                        

28.«Брёвнышко» -  лёжа на спине, руки вверх. 2 -3 переката со спины на живот и обратно.

Дыхание произвольное.

29.«Переползание через забор» - стоя на четвереньках, опираясь на кисти рук и голени. Вдох - не сдвигая колен с места, ходьба кистями рук вперёд, лечь на живот – выдох с покашливанием. Вернуться в и.п.                                                                                

30.«Паровоз» - стоя, ноги вместе, руки с боков, согнуты в локтевых суставах. Ходьба  на месте, делая попеременные круговые движения руками с произношением звуков «чух-чух-чух».                                                                                                                                   

                                                  

ОБ  ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

 

     Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из 3 фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

    Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

    Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию лёгких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

    Система дыхательных упражнений основана на физиологических особенностях дыхания и направлена на развитие дыхательного аппарата (его гибкости, эластичности, увеличения объёма и т.д.) путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесение отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

     Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным или гармонично–полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы лёгких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично-полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

     Нижнее, или успокаивающее дыхание. В нём участвуют нижние отделы лёгких. На вдохе живот выпячивается; на выдохе - опускается. Грудная клетка остаётся неподвижной.

     Среднее, или укрепляющее дыхание. В нём участвуют средние отделы лёгких. На вдохе грудная клетка расширяется; на выдохе - сужается. Живот остаётся неподвижным.

     Верхнее, или радостное дыхание. В нём участвуют верхние отделы лёгких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх; на выдохе - опускается. Живот остаётся неподвижным, грудная клетка не расширяется.

     Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись. Дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это значит, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов, но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.

     Для успешного овладения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать правила:

           1.Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

           2.Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие.

           3.Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.

           4.Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие.

           5.Дышать надо носом.

       Заниматься надо в удобной спортивной обуви. Для усиления благотворительного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

   - все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;

   - находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);

   - следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

       Каждое дыхательное упражнение состоит из 6 последовательных этапов:

1.Принять позу и зафиксировать её.

2.Расслабиться.

3.Сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы.

4.Сделать глубокий вдох.

5.Выполнить дыхательное упражнение.

6.Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

 

   Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – параллельно. Найти удобное положение головы и туловища, руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно  на уровне локтя (для контроля за дыханием).

 

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

 

  1.Встать прямо, опустить плечи и сделать свободный выдох. Медленно поднять плечи, одновременно делая вдох;  медленно опустить плечи, одновременно делая выдох.

  2.Плечи вперёд, скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный выдох; медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно вдыхая.

  3.Медленно наклониться вперёд, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох.

  4.Ноги на ширину плеч, руки опущены. Медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо – вдох; опустить руку и плечо – выдох. Тоже в другую сторону.

  5.«Гребля на байдарке» - плечами (поочерёдно) выполнять круговые движения (дыхание произвольное).

ОЧИЩАЮЩЕЕ    «ХА» - ДЫХАНИЕ.

 

   Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задерживать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперёд («ха»). Медленно выпрямиться и отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

 

ЭНЕРГЕТИЗИРОВАННОЕ    ДЫХАНИЕ    «ЗАДУВАНИЕ    СВЕЧИ».

 

   Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и задерживать дыхание, пока это приятно. Сложить губы трубочкой, Сделать 3 коротких редких выдоха, словно стараясь задуть горящую свечу: «фу-фу-фу». Во время упражнения корпус держать прямо. Отдыхать в течение пяти дыхательных циклов. 

 

 

СТИМУЛИРУЮЩЕЕ «ШИПЯЩЕЕ» ДЫХАНИЕ.

 

   Дыхательное движение такое же, как в гармонично-полном дыхании. Вдох делается через нос в естественном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создаётся сопротивление выходящему воздуху.

 

ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ ДЕТЕЙ.

 

    Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. При этом и без того узкие ходы становятся ещё уже, и ребёнку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребёнок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

    Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

 

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

  1.Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

  2.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

    Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, в облегчённой одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, желательно в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.

    В основу методики проведения занятий должно быть положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений на фоне укрепляющих и общеобразовательных физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т.д.). Соотношение укрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1.

    Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей или игрушек (в заключительной части занятия).Надувание игрушек и мячей следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха за каждое занятие, доведя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.

    Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.

 

  

 

                                               

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методика проведения дыхательной гимнастики с детьми во время занятия плаванием"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 933 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.09.2020 140
    • TXT 18.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Манукян Владимира Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Манукян Владимира Николаевна
    Манукян Владимира Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68091
    • Всего материалов: 236

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 30 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 268 человек из 55 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2648 человек из 84 регионов

Мини-курс

Методика образовательных игр с детьми раннего возраста

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Мини-курс

Стратегии клиентоориентированного бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе