Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические рекомендации "Развитие графо-моторных навыков у первоклассника с ДЦП"

Методические рекомендации "Развитие графо-моторных навыков у первоклассника с ДЦП"

Скачать материал

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Северо-Енисейская средняя школа №2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие графо-моторных навыков у первоклассника с ДЦП

 

 

 

 

 

   из опыта работы

  Роляк Людмилы Николаевны,

  учителя начальных классов

  высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016-2017

 

Ключевым термином в методике обучения первоначальному письму является графика. Понятие «графика» - это начертание письменных или печатных знаков, букв. В исследованиях различных авторов навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма».

Понятие «графический навык» включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, содержащего в себе начертание письменных и печатных букв.

У первоклассника Кирилла детский церебральный паралич представляет собой двигательное расстройство ног и рук. В первую очередь, это оказывает неблагоприятное влияние на процесс обучения письму. Нарушения зрительного и слухового восприятия также мешают в овладении навыками письма. Кроме того, у Кирилла отмечается двоение и расплывчатость в глазах, несогласованность в движениях, что создает   затруднение в восприятии единого зрительно-двигательного образа буквы.

Традиционная система письма не дала положительных результатов. Для Кирилла неприемлемы такие виды работ, как:

1. Списывание с готового образца.

2. Обведение образца.

3. Письмо по точкам.

4. Письмо под счет.

5. Безотрывное соединение элементов букв.

Уже с первых дней Кирилл начал испытывать трудности, ведь письмо-это был совершенно новый вид деятельности для него. У мальчика сразу начиналась повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к раздражительности. При неудачах он быстро терял интерес к письму, отставал от общего темпа, поэтому обучение письму пришлось проводить в индивидуальной форме, в спокойной обстановке. Соответствующая разъяснительная работа была проведена с мамой и сестрой, которые помогали Кириллу дома.

 Для себя я определила проблему и наметила план, как ее преодолеть. Вместе с ребенком стали создавать комфортную среду для него: подбор ручки и карандаша, как их держать, на чем будет писать, как расположить и закрепить тетрадь, чтобы она не двигалась, какие упражнения для кистей и пальцев будем выполнять, как организовать рабочее место.

Заметила, чтобы работа была продуктивной и давала положительный результат,  продолжительность каждого этапа занятия не должна превышать 10 минут, а общее время занятия – не более 30 минут.

Между этапами занятий проводила  расслабляющие упражнения для кистей рук и пальцев, уделяя больше внимания правой руке:

*разгладить листок бумаги ладонью правой руки, придерживая лист левой;

*последовательность движений «ребро-кулак-ладонь»;

* смена положений кистей, (согнуть-разогнуть,  ладонью к лицу - к столу);

* пересыпание крупы, начиная с мелкой, затем с крупной;

*упражнения с водой, включая погружение, переливание, выжимание воды из кусочков губки;

 *массаж рук, состоящий из разминания, растирания, точечного массажа;

 

* прокатывание и вращение карандаша между пальцами ведущей руки.

 

Определила, что успешность формирования навыка письма и становление почерка может зависеть от соблюдения при письме гигиенических правил:

1. Правильный выбор мебели, позволяющую при письме иметь правильную фиксированную осанку,  (Кирилл отказался от специальной мебели и выбрал обычную школьную парту).

2. Тетрадь или лист обязательно следует зафиксировать, чтобы все усилия ребенка были направлены на выполнение двигательно-письменных упражнений.

3.Карандаши должны быть крупными, ребристыми, с прочным грифелем, а ручки с  «жирной пастой» и толстым стержнем.

 Любая буква состоит из одного или несколько графических элементов.  Для подготовки к усвоению письменных букв ввела еще ряд дополнительных элементов: начало письма с левого верхнего угла листа, движение письма слева направо и упражнения на письмо сверху вниз, а также рисование дорожек, ленточек. Кириллу понравилось рисование дорожек мокрым пальцем на классной доске.

 

 Первоначально начали  со штриховки геометрических фигур на альбомном листе, затем подключили письмо элементов букв. На первых этапах рабочую строку  прорисовывали  на альбомном листе в крупных размерах, затем перешли на работу в тетради.

 

    Ввела задания, направленные на фиксирование строки и работу внутри ее:

*закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах ее границ;

* обводка контура рабочей строки;

*вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях;

*написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки  по заранее намеченным точкам и самостоятельно;

*написание буквенных элементов в строке;

* написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство.

После того как Кирилл освоил выполнение линий различной конфигурации, перешли к отработке основных элементов букв по схеме:

*анализ элементов буквы;

*формообразующее движение в воздухе;

*«письмо» пальцем;                           *написание карандашом и ручкой.

 

Затем чисто интуитивно  применила несколько простых и доступных методических приемов в обучении письму:

*упростила  конфигурации некоторых букв;

*перешли  к более легким способам их начертания;

*создавали  единый зрительно-двигательный образ буквы;

*производили необходимое двигательное действие.

*соблюдение основного алгоритма письма: написание букв вертикально во избежание наслаивания одной буквы на другую.

Такая многократность повторения однородных движений позволила  развить  у Кирилла зрительно-моторную координацию, затем зрительно-двигательную память на это движение и запомнить написание буквы.

Особое внимание уделила дыхательным упражнениям, которые Кирилл выполнял в начале каждого занятия в течение 3 - 5 минут. При повышенном тонусе  выполняли расслабляющие дыхательные упражнения (задувание свечи, какой ароматный цветок, воет вьюга и т.д.) а при сниженном мышечном тонусе пассивно-активные и активные упражнения (именинный пирог, колесо спустило, сердитая кошка и т.д.) Развитие движений всегда проводим в сопровождении речи, для этого используем короткие стихотворения – пальчиковые игры. Речь подкрепляет движения, помогает их контролировать, связывает намерение и действие.

   

 

- Мышка, мышка, что не спишь?            

Что соломкою шуршишь?

- Не могу уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснился.

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить чуть-чуть молока!

Сахар, и соль, и изюмчик клади,

Кашку –малашку мы гномам дадим!

     На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

   Мы замочек повертели, мы замочек покрутили,

По замочку постучали, постучали и открыли!

Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять!

                   Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь!

 

Для развития движений рук  мы  использовали  имитационные движения в виде игры:

«петушок машет крыльями»(быстро отвести и привести руки  к туловищу);

«паровозики» (руки согнуты в локтях, локти прижаты к туловищу, кисти сжаты в кулаки - выполняем круговые движения в плечевых суставах);

«пила» (движения рук, сцепленных в замок и удерживающих пилу);

«молоток»  (сидя за партой, руки вытянуты перед собой, кисти сжаты в кулак - поочередное постукивание кулачком одной руки о другую);

 

«хлопушки» (похлопывание ладонями с различным положением рук — перед собой, над головой, справа, слева, сзади);

«домик» (соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук);

«корзиночка» (соединить лучезапястные суставы, кисти разогнуть, пальцы отвести).  Разработали и включили приемы самомассажа.

Знакомилась с новыми методиками обучения письму детей с ДЦП, чтобы их применить на практике. Нашла в коррекционной педагогике работу Кузнецовой Г.В. «Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста» и статью Воронской Т.Ф. «Обучение письму детей с проблемами в развитии».

В данных методиках нашла рекомендации для комплексной реабилитации таких детей с участием многих специалистов. Следовало проанализировать состояние ребенка, определить конкретные коррекционные задачи, разработать план совместной работы логопеда, дефектолога, психолога, учителя, воспитателя и инструктора ЛФК. Только при этом условии возможна успешная работа по формированию графо-моторных навыков. Ввиду отсутствия специалистов определили совместные действия только с логопедом: обучение ребенка адекватной позе во время письма,  умение следить глазами за движением рук в разных направлениях, проведение комплекса гимнастических упражнений для развития мелкой моторики рук и удержание зрительного контакта с ручкой и карандашом.

Беседовала с мамой и сестрой Кирилла, рекомендовала им дома  творческие занятия продуктивными видами деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Эти занятия тесно связаны с мышечно-суставной работой кистей рук, с механизмом зрительно-моторной координации, что очень важно для полноценной деятельности письма, развивают эмоционально-волевую сферу,  мышление, формируют способность анализировать образец и соотносить с ним результат своей деятельности. Для развития мелкой моторики рук систематически раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

 Распечатывала и предлагала дома проводить те же игры, расслабляющие упражнения для кистей рук и пальцев, которые разучивала с Кириллом на занятиях. Включить приемы самомассажа.

Рекомендации специалистов

Обучению детей с ДЦП письму должна предшествовать подготовительная работа, направленная на нормализацию мышечного тонуса, развитие тонкой моторики и координации движений, совершенствованию пространственных ориентировок

Для развития движений рук можно использовать комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон. Упражнения проводятся сидя за столом, при этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной позе и посадке.

 

 

Предлагается несколько последовательных серий упражнений:

- обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями;

- обучение выпрямлению рук и манипуляциям выпрямленными руками;

- обучение дифференцированной работе правой и левой рук;

- развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание.

Для снижения тонуса мышц могут использоваться приемы Фелпса, основанные на принципах Шерингтона. Согласно этой методике нужно производить максимальное сгибание и пронацию кисти и пальцев перед тем, как проводить работу по становлению кисти и разгибанию пальцев, аналогично приведение плеча перед его отведением.

Для тренировки движений рук можно также использовать комплекс упражнений, направленный на нормализацию тонуса кистей рук и подготовки их к работе, разработанный Р.Д. Бабенковой.

 

       

 

Перед началом работы с детьми с гиперкинезами желательно использовать мешочки с песком, наложенные на тыльные поверхности кистей рук ребенка, а также утяжеленные кубики для конструктивных игр.

Для формирования графо-моторных навыков можно применять методику написания букв, изложенную  в трёх прописях Т.Ф. Воронской, каждая из которых предназначена для изучения письма той или иной группы букв, объединённых общим элементом. Основные принципы работы по обучению письму по Т.Ф. Воронской включают:

- учет возрастных и психофизических возможностей ребенка;

- вовлечение в деятельность всех сфер психики ребенка;

- уважение к ребенку в сочетании с разумной требовательностью;  

- развитие мотивационной сферы;

- формирование положительного эмоционального настроя;

- формирование навыков учебного труда;

- наглядность, использование игр;

- систематичность и последовательность; 

- соблюдение санитарно-гигиенических норм на всех этапах обучения;

Эти принципы должны соблюдаться на пяти ступенях работы по овладению графическим навыком и каллиграфическим письмом:

1-я ступень обучения. На данном этапе особенно важно развивать моторные функции. Для этого используются разнообразные игры, направленные на развитие тонкой моторики. Упражнения в прописях направлены на обучение детей свободно передвигать руку по строке, т.е. на развитие зрительно-моторной и пространственной координации.

2-я ступень обучения. На данном этапе буквы в прописях пишут фломастером крупно, высота до 6 см. Взрослый с ребенком анализируют маршрут написания буквы от стартовой точки до окончания в процессе выполнения. Таким образом, происходит запоминание маршрута написания.

3-я ступень обучения. Высота буквы 3 см, писать ребенок продолжает фломастером. Ребенок выполняет задания самостоятельно, учитель придерживает запястье пишущей руки ученика. Интервал между буквами – буква «и» прописанная по воздуху.

4-я ступень обучения. Ребенок пишет буквы шариковой ручкой в прописях в одну линейку с анализом маршрута написания.

5-я ступень обучения. На этом этапе ребенок пишет шариковой ручкой в тетради с двумя линиями (без наклонных). На этом этапе формируется автоматизация графического навыка.

Описанный механизм обучения письму позволяет на всех ступенях обучения отрабатывать навыки, сформированные на предыдущих этапах. Использование такой системы обучения письму детей с ДЦП дает  положительные результаты.

В заключение хочу отметить, что трудности с формированием и развитием графо-моторных навыков у детей с ДЦП - это неоспоримый факт. Коррекционно-развивающая программа формирования графо-моторных навыков будет эффективной при соблюдении требований:

*учет клинической формы и степени тяжести заболевания;

*использование дифференцированных приемов и специальных методик в работе;

*введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих двигательной деятельности (зрительно-моторной координации);

*введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;

*использование специального оборудования во время проведения занятий.

Но самое главное, нужно учитывать, что дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико- социальной помощи.

Учитель нуждается в рекомендациях для комплексной реабилитации детей с участием многих специалистов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации "Развитие графо-моторных навыков у первоклассника с ДЦП""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий филиалом музея

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2020 1605
    • DOCX 1.7 мбайт
    • 50 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белоус Павел Валерьевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белоус Павел Валерьевич
    Белоус Павел Валерьевич
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80465
    • Всего материалов: 225

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1479 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 771 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 518 человек

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек