Шетенкова
Кристина Алексеевна
учитель-логопед
МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка
муниципального
образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
Методические рекомендации по теме «Применение
педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хороший
педагог.
Если педагог имеет только любовь к ученикам, как отец
и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он совершенный педагог.
Л.Н. Толстой
В
настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми,
имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного
восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой
сфер, опорно-двигательного аппарата и др.). В ряде случаев могут отмечаться не
грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы.
Специалистов и родителей волнуют такие вопросы, как диагностика, причины и проявления
отклонений умственного, психического и физического развития детей. Наиболее
актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной
реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам
необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции
нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их
предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить как
основы знаний коррекционной педагогики. В современной общей и специальной
педагогике утвердилось положение о необходимости ранней диагностики отклонений
развития детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и
преодоление отставаний в развитии ребенка имеет исключительно важное значение
для формирования личности человека, для подготовки к школьному обучению и для
дальнейшей его жизни. Особая ответственность в этом плане лежит как на
родителях детей или лицах их заменяющих, так и на работниках дошкольных и
школьных учреждений, так как подавляющее большинство детей в нашей стране
охвачено системой народного образования.
Профессиональная деятельность и личность
педагога системы специального образования
Любить
кого-то – это выучить
Песню
его сердца и петь ее,
Когда
он забывает о ней…
Ничему
нельзя научить человека,
Можно
только помочь ему
Открыть
это в себе.
Лучше
зажечь свечу,
Чем
всю жизнь проклинать темноту…
Понятие
«педагог» в специальном образовании
Анализируя
понятие «педагог», мы пришли к выводу, что это такое сословие, которое всегда
требует конкретного рецепта, конкретной методики, поурочной разработки учебного
плана, детализации прохождения темы и т. д.
Это
неверный путь в специальной педагогике. Выбрать из многих методических приемов,
подходов, упражнений адекватные дезадаптированному школьнику – является трудной
задачей. «Частные вопросы не могут быть правильно решены без ранее решенных
общих вопросов. Надо уметь видеть лес за деревьями. Рецепт составляет сам
педагог и воспитатель. В этом ему помогает его эрудиция, культура, гуманизм,
одним словом – профессионализм» – Н.П. Вайзман.
Проблемные
дети – это особые дети и им нужно уделять
особое внимание и в большей степени, т. е. чуть больше терпения, любви,
внимания и т. д. Ведь это живые люди, и они тоже имеют право на нормальную
жизнь. Они не виноваты в том, что они родились такими!
Цель
работы педагога с особыми детьми – это создание условий
для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного
ребенка и его ранней специализации.
Задачи
работы – сокращение социальной изоляции ребенка
и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности.
Система
специального образования во главе с педагогом обязана:
1.
Максимально раньше выявить нарушение в развитии ребенка и оказать комплексную
психолого-медико-педагогическую помощь ребенку и его семье.
2.
Максимально сократить разрыв между началом образования и моментом определения
первичного нарушения в развитии.
3.
Считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности.
4.
Иметь специализированные стандарты образования.
5.
Использовать специфические методы, приемы и средства обучения.
6.
Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию
образования.
7.
Включать родителей в процесс образования ребенка, помогать и готовить их.
8.
Реализовывать интегрированный подход в образовательном учреждении.
9.
Оказывать специализированную консультативную помощь семье и детям, а также
другим специалистам учреждения.
10.
Обеспечивать свободу выбора форм организации образования, типов учебного заведения,
подготовку кадров специалистов нового поколения.
«Специальное
образовательное учреждение по своей природе анти-социально, т. к. изолирует, выделяет
аномального ребенка из жизни…» Л.C. Выготский
На
развитие ребенка с нарушениями в развитии влияют:
1.
Условия жизни, обстановка, достаток в семье.
2.
Окружающие ребенка люди, их личностные качества, знания о возможностях развития
умственно отсталых детей.
Результатами
образования детей с нарушениями в развитии педагог надеется увидеть:
•
Положительные изменения структуры личности.
•
Повышение активности и целенаправленности деятельности.
•
Постепенно приобретается умение подчинять свою деятельность намерению, словесным
указаниям.
•
Последовательно формируются произвольные процессы (умение концентрировать,
удерживать на чем-либо свое внимание, использовать приемы запоминания).
•
Улучшение понимания речи окружающих и собственной речи.
•
Контролирование поведенческих реакций.
•
Становление более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Памятка
работы педагога с проблемными детьми
1.
Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.
2.
Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.
3.
Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
4.
По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные
классы, свет, игровая деятельность, т. п.).
5.
Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.
6.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
7.
Задания с опорой на образцы.
8.
Использование доступных инструкций.
9.
Использование максимума наглядности.
10.
Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Самосовершенствование
учителя
Возможности
педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала
учащихся неоспоримы и очень велики. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, педагог
непроизвольно организует педагогический процесс так, что это стимулирует
умственное развитие ученика. Очевидно, что обратная установка приводит к
обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагогов, ученики ставятся в такие
условия, которые не способствуют их прогрессу. Работа с проблемными детьми,
таким образом, объективное основание для педагогического оптимизма и
профессионального роста.
Работая
с категорией детей с нарушениями в развитии, педагог должен:
•
Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми.
•
Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку.
•
Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы).
•
Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на
любовь к людям в целом и детям в частности).
•
Быть способным видеть и слышать себя со стороны.
•
Обладать профессиональной компетенцией.
•
Уметь ясно излагать свои мысли.
•
Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и
когда говоришь.
•
Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника.
•
Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями».
•
Уметь импровизировать на ходу.
•
Уметь повторять главные мысли.
•
Уметь громко и выразительно говорить.
Важные
в коррекционной работе профессиональные качества учителя
1.
Речь учителя.
2.
Артистизм.
3.
Четкость мимики.
4.
Жесты учителя.
5.
«Лучеиспускание глаз» (К. Ушинский).
6.
Пожатие руки.
7.
Психологическое и физическое поглаживание.
8.
Профессионализм.
9.
Авторитарно-демократический стиль общения.
10.
Разумная требовательность.
11.
Позитивная установка.
12.
Неиссякаемое терпение.
13.
Справедливая строгость.
14.
Умение встать на сторону ребенка.
15.
Вера в компенсаторные возможности ребенка.
16.
Любовь к детям и своей профессии.
Таким
образом, Педагог – это друг, помощник, родитель, воспитатель, психолог, терапевт,
наставник для ученика.
Педагог
– это человек, который верит в ученика и готов дать ему человеческой любви,
если ребенок не получает ее дома от родителей.
Профессиональные
требования к личности учителя
1.
Наличие педагогических способностей (педагогическая одаренность).
2.
Разносторонне образованный человек.
3.
Терпение и оптимизм – профессиональные качества педагога для успешной работы в
условиях длительного педагогического процесса.
4.
Знание возрастной психологии (процесс воспитания бесконечный).
5.
Развитая эмпатия, т. е. способность видеть ситуацию глазами другого человека,
умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его
глазами.
6.
Скромность (т. к. пед. процесс – это скрытый процесс и результат виден не
сразу).
7.
Быть прогнозистом, уметь за настоящими проблемами видеть будущее.
Таким
образом, подчеркнем, что педагогическая деятельность – это деятельность,
устремленная в будущее.
Законы
«педагогической любви»
Педагог
должен уметь и хотеть:
привлечь
внимание детей к себе;
•
заинтересовать учащихся собой;
•
увлечь собой;
•
прийти к Сотрудничеству.
Педагог
должен помнить, что у ребенка всегда есть право:
•
на непохожесть;
•
на неудачу;
•
на уважение к его ошибкам;
•
на возможность исправиться;
•
на великодушие учителя;
•
на любовь.
Осуществляя
коррекционную работу с проблемными детьми, педагог всегда выполняет следующее:
•
всесторонне развивает и корректирует их личность, поэтому он корректор;
•
воспитывает детей, поэтому он воспитатель;
•
строит свою деятельность на основе учета возрастных особенностей воспитанников
и использует наглядность, поэтому он психолог;
•
обеспечивает прочные знания, необходимые ребенку в жизни, поэтому он педагог.
Немецкий
педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития
ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».
Смысл
деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию
успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности,
поверить в себя).
В
основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей,
родителей. При создании ситуации успеха педагогом достигается эмоциональный
комфорт в классе, особенно важно это в период учения.
Педагогически
обоснованные ситуации успеха:
•
сбывшаяся радость (на что наделся, то и получил);
•
неожиданная радость (результат превзошел ожидание);
•
общая радость (успех хорошо воспринимается окружением);
•
семейная радость (успех переживается всей семьей);
•
радость познания (радость от процесса учения);
•
мнимый успех (неверие в свои силы).
Сущность и содержание коррекционной работы
Кто-то
когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,
Что
же такое трудные дети? Вечный вопрос или больный нарыв!
Вот
он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он…
С
миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.
Вот
они главные истины эти: Поздно заметил и… поздно учли…
Нет!
Не рождаются трудными дети,
Просто
им вовремя не помогли…!!!
/С. Давидович/
Коррекционная
работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка,
органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений!
В
основе коррекционной работы лежат следующие закономерности:
•
Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и
специального типов, консультативно-диагностических служб и семьи, в основе
которого лежит комплексный подход к решению задач предупреждения и преодоления
трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста.
•
Единство диагностики и коррекции психического и физического развития ребенка.
•
Единство коррекции и развития ребенка.
•
Непрерывность и систематичность реабилитационного процесса на основе разработки
разноуровневого содержания обучения детей.
•
Сотрудничество триады «педагог – ребенок с трудностями в обучении
–
семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению
к своим детям и их недостаткам.
•
Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессио-нально-трудовой
подготовки.
•
Профессионализм – подготовка специалистов для коррекционноразвивающей работы с
детьми в дифференцированных условиях обучения (повышения квалификации учителей
и педагогов).
•
Введение в содержание обучения детей разделов, которые предусматривают
восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию
наиболее сложного программного материала.
•
Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии
с поставленными задачами.
•
Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего
развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных
возможностей.
•
Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса (коррекция
познавательной деятельности, речи, индивидуальных недостатков в развитии).
Коррекционная
работа, с одной стороны, должна «пронизывать» все сферы деятельности ребенка, с
другой стороны, непосредственно реализуется в учебно-воспитательном процессе, в
частности на коррекционных занятиях.
Цель
коррекционных занятий: повышение уровня общего
развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения,
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и
навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Главный
принцип коррекционной работы – коррекционная
направленность обучения и активное воздействие на сенсорное, умственное и
речевое развитие детей
Формы
коррекционной работы
•
индивидуальная;
•
групповая;
•
коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности (от 3 до 5
часов в неделю за счет школьного компонента).
Главное!
Создать условия, в максимальной степени способствующие развитию ребенка
Ключевой
компонент коррекционно-развивающей воспитательной системы – педагог – человек,
который нередко проводит с детьми больше времени, чем родители. Поэтому, мы
считаем, измениться прежде всего должен он. Учителю необходимо увидеть и
исправить в себе то, что препятствует установлению эффективного контакта с
ребенком, лишает терпения и веры в его возможности. Каждый педагог и особенно
тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным
психолого-педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и
индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и
использовать современные методы диагностики, профилактики и коррекции
недостатков поведения; уметь создавать коррекционноразвивающую
образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка,
реализовать его творческий потенциал.
Таким
образом, коррекционная деятельность – составная часть единого педагогического
процесса. Она обладает определенной сферой своего воздействия, имеет определенную
структуру и направления воздействия. Все вышеперечисленные принципы и методы
коррекции девиантного поведения младших школьников являются важным инструментом
в решении главной задачи коррекционной деятельности по преодолению
существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению
успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.