Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические рекомендации по теме «Применение педагогических техно-логий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Методические рекомендации по теме «Применение педагогических техно-логий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Скачать материал

Шетенкова Кристина Алексеевна

 

учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Василек» р.п. Мулловка

муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

 

 

 

Методические рекомендации по теме «Применение педагогических технологий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

 

Если педагог имеет только любовь к делу, он будет хороший педагог.

Если педагог имеет только любовь к ученикам, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он совершенный педагог.

Л.Н. Толстой

 

В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии (нарушения зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, опорно-двигательного аппарата и др.). В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Специалистов и родителей волнуют такие вопросы, как диагностика, причины и проявления отклонений умственного, психического и физического развития детей. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить как основы знаний коррекционной педагогики. В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости ранней диагностики отклонений развития детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставаний в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности человека, для подготовки к школьному обучению и для дальнейшей его жизни. Особая ответственность в этом плане лежит как на родителях детей или лицах их заменяющих, так и на работниках дошкольных и школьных учреждений, так как подавляющее большинство детей в нашей стране охвачено системой народного образования.

 

Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования

 

Любить кого-то – это выучить

Песню его сердца и петь ее,

Когда он забывает о ней…

Ничему нельзя научить человека,

Можно только помочь ему

Открыть это в себе.

Лучше зажечь свечу,

Чем всю жизнь проклинать темноту…

 

Понятие «педагог» в специальном образовании

 

Анализируя понятие «педагог», мы пришли к выводу, что это такое сословие, которое всегда требует конкретного рецепта, конкретной методики, поурочной разработки учебного плана, детализации прохождения темы и т. д.

 

Это неверный путь в специальной педагогике. Выбрать из многих методических приемов, подходов, упражнений адекватные дезадаптированному школьнику – является трудной задачей. «Частные вопросы не могут быть правильно решены без ранее решенных общих вопросов. Надо уметь видеть лес за деревьями. Рецепт составляет сам педагог и воспитатель. В этом ему помогает его эрудиция, культура, гуманизм, одним словом – профессионализм» – Н.П. Вайзман.

Проблемные дети – это особые дети и им нужно уделять особое внимание и в большей степени, т. е. чуть больше терпения, любви, внимания и т. д. Ведь это живые люди, и они тоже имеют право на нормальную жизнь. Они не виноваты в том, что они родились такими!

 

Цель работы педагога с особыми детьми – это создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей проблемного ребенка и его ранней специализации.

 

Задачи работы – сокращение социальной изоляции ребенка и приобщение его к различным видам продуктивной и творческой деятельности.

 

Система специального образования во главе с педагогом обязана:

1. Максимально раньше выявить нарушение в развитии ребенка и оказать комплексную психолого-медико-педагогическую помощь ребенку и его семье.

 

2. Максимально сократить разрыв между началом образования и моментом определения первичного нарушения в развитии.

 

3. Считать ребенка не объектом воздействия взрослого, а субъектом совместной деятельности.

 

4. Иметь специализированные стандарты образования.

 

5. Использовать специфические методы, приемы и средства обучения.

 

6. Обеспечивать особую организацию образовательной среды, дифференциацию и индивидуализацию образования.

 

7. Включать родителей в процесс образования ребенка, помогать и готовить их.

 

8. Реализовывать интегрированный подход в образовательном учреждении.

 

9. Оказывать специализированную консультативную помощь семье и детям, а также другим специалистам учреждения.

 

10. Обеспечивать свободу выбора форм организации образования, типов учебного заведения, подготовку кадров специалистов нового поколения.

 

«Специальное образовательное учреждение по своей природе анти-социально, т. к. изолирует, выделяет аномального ребенка из жизни…» Л.C. Выготский

 

На развитие ребенка с нарушениями в развитии влияют:

 

1. Условия жизни, обстановка, достаток в семье.

 

2. Окружающие ребенка люди, их личностные качества, знания о возможностях развития умственно отсталых детей.

 

Результатами образования детей с нарушениями в развитии педагог надеется увидеть:

 

• Положительные изменения структуры личности.

 

• Повышение активности и целенаправленности деятельности.

 

• Постепенно приобретается умение подчинять свою деятельность намерению, словесным указаниям.

 

• Последовательно формируются произвольные процессы (умение концентрировать, удерживать на чем-либо свое внимание, использовать приемы запоминания).

 

• Улучшение понимания речи окружающих и собственной речи.

 

• Контролирование поведенческих реакций.

 

• Становление более адекватными во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

 

 

Памятка работы педагога с проблемными детьми

 

1. Систематическая комплексная индивидуальная психолого-педагогическая коррекция.

 

2. Использование заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

 

3. Обучение должно сочетаться с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

 

4. По возможности создание специальных условий обучения и воспитания (отдельные классы, свет, игровая деятельность, т. п.).

 

5. Закрепление навыков через многократное повторение указаний и упражнений.

 

6. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.

 

7. Задания с опорой на образцы.

 

8. Использование доступных инструкций.

 

9. Использование максимума наглядности.

 

10. Динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.

 

Самосовершенствование учителя

 

Возможности педагогического воздействия с целью реализации интеллектуального потенциала учащихся неоспоримы и очень велики. Ожидая от ребенка интеллектуального роста, педагог непроизвольно организует педагогический процесс так, что это стимулирует умственное развитие ученика. Очевидно, что обратная установка приводит к обратному эффекту: «безнадежные», по мнению педагогов, ученики ставятся в такие условия, которые не способствуют их прогрессу. Работа с проблемными детьми, таким образом, объективное основание для педагогического оптимизма и профессионального роста.

 

Работая с категорией детей с нарушениями в развитии, педагог должен:

 

• Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми.

 

• Уметь занять свою позицию по отношению к ребенку.

 

• Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения проблемы).

 

• Быть способным к внутреннему диалогу (любить себя и переносить любовь к себе на любовь к людям в целом и детям в частности).

 

• Быть способным видеть и слышать себя со стороны.

 

• Обладать профессиональной компетенцией.

 

• Уметь ясно излагать свои мысли.

 

• Соблюдать направленность в разговоре: понимать кому, зачем, что, как, где и когда говоришь.

 

• Уметь видеть и чувствовать своего «зрителя», собеседника.

 

• Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя «взлетами и падениями».

 

• Уметь импровизировать на ходу.

 

• Уметь повторять главные мысли.

 

• Уметь громко и выразительно говорить.

 

Важные в коррекционной работе профессиональные качества учителя

 

1. Речь учителя.

 

2. Артистизм.

 

3. Четкость мимики.

 

4. Жесты учителя.

 

5. «Лучеиспускание глаз» (К. Ушинский).

 

6. Пожатие руки.

 

7. Психологическое и физическое поглаживание.

 

8. Профессионализм.

 

9. Авторитарно-демократический стиль общения.

 

10. Разумная требовательность.

 

11. Позитивная установка.

 

 

12. Неиссякаемое терпение.

 

13. Справедливая строгость.

 

14. Умение встать на сторону ребенка.

 

15. Вера в компенсаторные возможности ребенка.

 

16. Любовь к детям и своей профессии.

 

Таким образом, Педагог – это друг, помощник, родитель, воспитатель, психолог, терапевт, наставник для ученика.

Педагог – это человек, который верит в ученика и готов дать ему человеческой любви, если ребенок не получает ее дома от родителей.

 

Профессиональные требования к личности учителя

 

1. Наличие педагогических способностей (педагогическая одаренность).

 

2. Разносторонне образованный человек.

 

3. Терпение и оптимизм – профессиональные качества педагога для успешной работы в условиях длительного педагогического процесса.

 

4. Знание возрастной психологии (процесс воспитания бесконечный).

 

5. Развитая эмпатия, т. е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.

 

6. Скромность (т. к. пед. процесс – это скрытый процесс и результат виден не сразу).

 

7. Быть прогнозистом, уметь за настоящими проблемами видеть будущее.

 

Таким образом, подчеркнем, что педагогическая деятельность – это деятельность, устремленная в будущее.

 

 

Законы «педагогической любви»

 

Педагог должен уметь и хотеть:

 

привлечь внимание детей к себе;

 

• заинтересовать учащихся собой;

 

• увлечь собой;

 

• прийти к Сотрудничеству.

 

Педагог должен помнить, что у ребенка всегда есть право:

 

• на непохожесть;

 

• на неудачу;

 

• на уважение к его ошибкам;

 

• на возможность исправиться;

 

• на великодушие учителя;

 

• на любовь.

 

Осуществляя коррекционную работу с проблемными детьми, педагог всегда выполняет следующее:

 

• всесторонне развивает и корректирует их личность, поэтому он корректор;

 

• воспитывает детей, поэтому он воспитатель;

 

• строит свою деятельность на основе учета возрастных особенностей воспитанников и использует наглядность, поэтому он психолог;

 

• обеспечивает прочные знания, необходимые ребенку в жизни, поэтому он педагог.

 

Немецкий педагог-дефектолог П. Шуман писал: «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя».

 

Смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха (дать каждому пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя).

 

В основе ожидания успеха лежит стремление заслужить одобрение старших – учителей, родителей. При создании ситуации успеха педагогом достигается эмоциональный комфорт в классе, особенно важно это в период учения.

 

Педагогически обоснованные ситуации успеха:

 

• сбывшаяся радость (на что наделся, то и получил);

 

• неожиданная радость (результат превзошел ожидание);

 

• общая радость (успех хорошо воспринимается окружением);

 

• семейная радость (успех переживается всей семьей);

 

• радость познания (радость от процесса учения);

 

• мнимый успех (неверие в свои силы).

 

Сущность и содержание коррекционной работы

 

Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв,

 

Что же такое трудные дети? Вечный вопрос или больный нарыв!

 

Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружиной, отчаялся он…

 

С миром оборваны тонкие нити, Словно стена, без дверей и окон.

 

Вот они главные истины эти: Поздно заметил и… поздно учли…

 

Нет! Не рождаются трудными дети,

 

Просто им вовремя не помогли…!!!

/С. Давидович/

 

Коррекционная работа должна строиться как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений!

 

В основе коррекционной работы лежат следующие закономерности:

 

• Взаимодействие дошкольных и школьных образовательных учреждений общего и специального типов, консультативно-диагностических служб и семьи, в основе которого лежит комплексный подход к решению задач предупреждения и преодоления трудностей в обучении у детей дошкольного и школьного возраста.

 

• Единство диагностики и коррекции психического и физического развития ребенка.

 

• Единство коррекции и развития ребенка.

 

• Непрерывность и систематичность реабилитационного процесса на основе разработки разноуровневого содержания обучения детей.

 

• Сотрудничество триады «педагог – ребенок с трудностями в обучении

 

– семья», направленного на формирование адекватной позиции родителей по отношению к своим детям и их недостаткам.

 

• Интеграция детей в общество путем усиления трудовой и профессио-нально-трудовой подготовки.

 

• Профессионализм – подготовка специалистов для коррекционноразвивающей работы с детьми в дифференцированных условиях обучения (повышения квалификации учителей и педагогов).

 

• Введение в содержание обучения детей разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала.

 

• Определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами.

 

• Использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей.

 

• Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса (коррекция познавательной деятельности, речи, индивидуальных недостатков в развитии).

 

Коррекционная работа, с одной стороны, должна «пронизывать» все сферы деятельности ребенка, с другой стороны, непосредственно реализуется в учебно-воспитательном процессе, в частности на коррекционных занятиях.

 

Цель коррекционных занятий: повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

 

Главный принцип коррекционной работы – коррекционная направленность обучения и активное воздействие на сенсорное, умственное и речевое развитие детей

 

Формы коррекционной работы

• индивидуальная;

 

• групповая;

 

• коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности (от 3 до 5 часов в неделю за счет школьного компонента).

 

Главное! Создать условия, в максимальной степени способствующие развитию ребенка

 

Ключевой компонент коррекционно-развивающей воспитательной системы – педагог – человек, который нередко проводит с детьми больше времени, чем родители. Поэтому, мы считаем, измениться прежде всего должен он. Учителю необходимо увидеть и исправить в себе то, что препятствует установлению эффективного контакта с ребенком, лишает терпения и веры в его возможности. Каждый педагог и особенно тот, кто работает с детьми риска, должен обладать целостным психолого-педагогическим мышлением: знать и учитывать возрастные и индивидуально типологические особенности личностного развития детей; знать и использовать современные методы диагностики, профилактики и коррекции недостатков поведения; уметь создавать коррекционноразвивающую образовательно-воспитательную среду, чтобы выявить сильные стороны ребенка, реализовать его творческий потенциал.

 

Таким образом, коррекционная деятельность – составная часть единого педагогического процесса. Она обладает определенной сферой своего воздействия, имеет определенную структуру и направления воздействия. Все вышеперечисленные принципы и методы коррекции девиантного поведения младших школьников являются важным инструментом в решении главной задачи коррекционной деятельности по преодолению существующего недостатка у ребенка, по реабилитации его личности и осуществлению успешной адаптации и интеграции ребенка в социум.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации по теме «Применение педагогических техно-логий в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по охране труда

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 644 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.09.2020 294
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиберова Инна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зиберова Инна Викторовна
    Зиберова Инна Викторовна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86283
    • Всего материалов: 209

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 62 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 22 регионов

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 27 регионов

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с подростками

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 24 регионов

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе