Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические рекомендации. Обучение глобальному и аналитическому чтению.

Методические рекомендации. Обучение глобальному и аналитическому чтению.

Скачать материал

Обучение глобальному и аналитическому чтению.

Дети с нарушением слуха, переступая порог детского сада, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Таким образом, развитие ребенка с нарушением слуха зависит от проблемы формирования его речи.

Чтение является одним из средств компенсации ограниченного речевого общения ребенка с нарушением слуха.

В процессе обучения решаются следующие задачи:

• научить ребенка правильно прочесть слово;

• учить понимать прочитанное

• воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и средству общения с окружающими.

 Обучение чтению с неслышащими дошкольниками необходимо проводить начиная уже с 3-х лет.

На основании многочисленных исследований, проведенных известным сурдопедагогом-дошкольником Б. Д. Корсунской, установлено, что для глухого ребенка путь восприятия слова через чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение ребенка с нарушением слуха чтению, тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи и личности ребенка в целом.

В обучении чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Рассмотрим этапы обучения чтению.

Начиная с 1 года обучения ребенка широко используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее маленькому ребенку, чем восприятие устной речи. Введение глобального чтения позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе систематически проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения по различению букв, работа с разрезной азбукой.

         Основой аналитического чтения является первичное восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи между названием предметов, действий

На 2 году обучения дети должны усвоить слова и фразы, данные им для глобального чтения. Усвоить – это знание буквенного и звукового состава слова, восприятие слова как некоторого обобщения, умение использовать в общении. Производить анализ слова ребенок может разными способами:

- усваивая его звуковой состав;

- с помощью разрезной азбуки;

Главное – научить детей понимать значение слов. В этом по существу смысл всего процесса обучения чтению ребенка с нарушением слуха.

Хочется отметить, что основной формой речи на втором году обучения становится устная речь. При обучении аналитическому чтению детям предлагаются следующие виды упражнений:

• работа с разрезной азбукой;

• по подражанию педагогу чтение по табличкам знакомых коротких слов – имен детей, названия предметов, действий;

• аналитическое чтение предложений, коротких текстов  с последующей демонстрацией прочитанного;

• письмо знакомых слов печатными буквами - списывание с табличек, по памяти.

На 3 году обучения детям предлагается освоить восприятие и понимание письменных текстов и рассказов, данных в устной форме, а также самостоятельное изложение. В процессе чтения необходимо обучение дошкольников пониманию читаемого.

Чтением, неслышащие дети овладевают легко, а вот научить ребенка понимать прочитанное – это важная задача. Прочесть слово – не значит понять его значение. Для глухого ребенка сложно понять смысл прочитанной фразы, даже составленной из знакомых слов.

В процессе работы по выявлению понимания прочитанного педагогом используются следующие виды упражнений:

• демонстрация действий;

•драматизация;

• подбор иллюстраций;

• ответы на вопросы;

• зарисовка - схематичная;

• составление предложений по картинкам или другим наглядным пособиям;

• работа с разрезными предложениями;

• работа с серией картинок для обучения пониманию последовательности событий;

• работа с рассыпным текстом;

• составление рассказа по опорной картине;

• запись наблюдаемых ежедневно событий, явлений в окружающей обстановке.

Обучение маленьких детей проводится в игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из способов воспроизведения прочитанного. Привлекая всевозможные средства наглядности: натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, кукольный театр, изображая действия, педагог ведет рассказ, дополняя его текстом  на табличках. После дети его читают, выясняется понимание прочитанного и готовится драматизация.

Таким образом, выделенные специфические средства и приемы позволяют наиболее эффективно выстроить процесс обучения чтению детей с нарушением слуха.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации. Обучение глобальному и аналитическому чтению."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 912 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.06.2020 418
    • DOCX 38 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Серченко Дарья Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Серченко Дарья Сергеевна
    Серченко Дарья Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 90690
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1469 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 794 человека

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе