Обучение глобальному и
аналитическому чтению.
Дети с нарушением слуха, переступая порог детского сада, имеют
крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не
только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы
разнородных предметов,
с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по
функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его
изображением. Таким образом, развитие ребенка с нарушением слуха зависит от проблемы формирования его
речи.
Чтение является одним из средств
компенсации ограниченного речевого общения ребенка с нарушением слуха.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
• научить ребенка
правильно прочесть слово;
• учить понимать прочитанное
• воспитывать отношение к чтению как к источнику знания и
средству общения с окружающими.
Обучение чтению с неслышащими дошкольниками необходимо
проводить начиная уже с 3-х лет.
На основании многочисленных
исследований, проведенных известным сурдопедагогом-дошкольником Б. Д.
Корсунской, установлено, что для глухого ребенка путь восприятия слова через
чтение является наиболее эффективным. Чем раньше начинается обучение ребенка с нарушением слуха чтению,
тем больше появляется возможностей для его использования в целях развития речи
и личности ребенка в целом.
В обучении чтению необходимо соблюдать
постепенность и последовательность. Рассмотрим этапы обучения чтению.
Начиная с 1 года обучения ребенка широко
используется восприятие слов и фраз, написанных на табличках – это глобальное
чтение. Подкладывая таблички к предметам, картинкам с последующим приближенным
проговариванием, используя таблички в общении, дети овладевают навыком
понимания написанного слова. Целостное восприятие написанного слова доступнее
маленькому ребенку, чем восприятие устной речи. Введение глобального чтения
позволяет еще до овладения аналитико-синтетическим способом чтения расширить
область буквенного анализа и синтеза, совершенствовать навык чтения целыми
словами, активизировать накапливаемый словарь. На этом этапе систематически
проводятся упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения по
различению букв, работа с разрезной азбукой.
Основой аналитического чтения является первичное
восприятие в форме глобального различения слов по значению, установление связи
между названием предметов,
действий
На 2 году обучения дети должны
усвоить слова и фразы, данные им для глобального чтения. Усвоить – это знание
буквенного и звукового состава слова, восприятие слова как некоторого
обобщения, умение использовать в общении. Производить анализ слова ребенок может
разными способами:
- усваивая его звуковой состав;
- с помощью разрезной азбуки;
Главное – научить детей понимать значение слов. В этом по
существу смысл всего процесса обучения чтению ребенка с нарушением слуха.
Хочется отметить, что основной формой речи на втором году обучения
становится устная речь. При обучении аналитическому чтению детям предлагаются
следующие виды упражнений:
• работа с разрезной азбукой;
• по подражанию педагогу чтение по табличкам знакомых коротких
слов – имен детей, названия предметов, действий;
• аналитическое чтение предложений, коротких
текстов с последующей демонстрацией прочитанного;
• письмо знакомых слов печатными буквами - списывание с
табличек, по памяти.
На 3 году обучения детям предлагается освоить восприятие и
понимание письменных текстов и рассказов, данных в устной форме, а также
самостоятельное изложение. В процессе чтения необходимо обучение дошкольников пониманию читаемого.
Чтением, неслышащие дети овладевают легко, а вот научить ребенка понимать
прочитанное – это важная задача. Прочесть слово – не значит понять его
значение. Для глухого ребенка сложно понять смысл прочитанной фразы, даже составленной
из знакомых слов.
В процессе работы по выявлению
понимания прочитанного педагогом
используются следующие виды упражнений:
• демонстрация действий;
•драматизация;
• подбор иллюстраций;
• ответы на вопросы;
• зарисовка - схематичная;
• составление предложений по картинкам или другим наглядным
пособиям;
• работа с разрезными предложениями;
• работа с серией картинок для обучения пониманию
последовательности событий;
• работа с рассыпным текстом;
• составление рассказа по опорной картине;
• запись наблюдаемых ежедневно событий, явлений в окружающей
обстановке.
Обучение маленьких детей проводится в
игровой форме, так как игра способствует лучшему осмыслению и является одним из
способов воспроизведения прочитанного. Привлекая всевозможные средства наглядности:
натуральные предметы, игрушки, иллюстрации, кукольный театр, изображая
действия, педагог ведет рассказ, дополняя его текстом на табличках. После
дети его читают,
выясняется понимание прочитанного и готовится драматизация.
Таким образом, выделенные специфические средства и приемы позволяют
наиболее эффективно выстроить процесс обучения чтению детей с нарушением слуха.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.