Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические рекомендации. Характеристика главного героя (на основе рассказа В.Осеевой " Почему?")

Методические рекомендации. Характеристика главного героя (на основе рассказа В.Осеевой " Почему?")

Скачать материал

 

 

 

 

 

Методические рекомендации:

Характеристика литературного героя

(по содержанию рассказа В.А. Осеевой «Почему?»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил (а):

 

учитель начальных классов  

Второй Санкт- Петербургской Гимназии

Сушко Е. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Санкт-Петербург

                                         декабрь, 2019 год

Оглавление

 

1. Цели и задачи. 3

 

2. Текст произведения. 4

 

3. Характеристика литературного героя. 8

3.1 Выбери верное утверждение и отметь его V.. 8

3.2 Каким ты себе представляешь главного героя? Подчеркни. 8

3.3 Что вы о нём узнали из текста? Отметь V верные утверждения. 8

3.5 Что ты можешь сказать про мальчика? Какой он? Подчеркни. 9

3.6 Что произошло однажды утром? Найди, где об этом говорится в тексте и подчеркни. 9

3.8 Как близкие мальчика отреагировали на то, что произошло утром? Запиши в таблицу: 9

3.9 Заполни пропуски: 10

3.10 Выскажи своё предположение: мальчик обманул маму впервые или он уже делал это раньше? Попробуй ответить на вопрос, пользуясь словами из таблицы. 10

3.11 Допиши фразы из текста, которыми автор описывает состояние мальчика и его мамы.. 11

3.12 Как ты думаешь, мама догадалась КТО разбил чашку? Продолжи фразу: 11

3.13 Как ты думаешь, какие чувства испытывала мама мальчика, когда он сказал неправду?  Подчеркни. 11

3.14 Мама долго не спала. О чём она думала?. 11

3.15 Сопоставь картину природы, описываемой автором и душевного состояния героя: синим подчеркни описание природы, а красным описание состояния героя. 12

3.16 Какую краску вы выберете, чтобы изобразить душевное состояние героя? Соедини линиями. 13

3.17 Дай совет главному герою, используя пословицы; 13

3.17 Почему мальчик признался в своем поступке? Выбери ответ, который считаешь правильным: 13

3.18 Изменилось ли твоё отношение к главному герою, какой он? Что ты можешь сказать про мальчика? Какой он? Подчеркни. 13

3.19 Как ты думаешь, что хотел автор сказать читателю о мальчике?. 13

3.20 Какой бы ты вопрос задал главному герою?. 14

3.21 Составь рассказ о мальчике, используя вопросы: 14

3.22  Попробуй составить синквейн про главного героя, используя слова для справок. 14

3.23 Реши кроссворд: 15

3.24 Допиши в облако слова, которые бы помогли тебе в описании главного героя: 15

3.25 Заполни таблицу (может быть использовано как домашнее задание): 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цели и задачи:

 

·        совершенствование навыка чтения;

 

·        извлечение и анализ нужной информации из художественного текста;

 

·        прогнозирование содержания текста по уже имеющейся информации;

 

·        формирование умения анализировать характер героя через описание его   внешности, его речь, поступки;

 

·        расширение словарного запаса учащихся;

 

·        формирование умения полно и развернуто отвечать на вопросы к тексту;

 

·        развитие связной устной и письменной речи учащихся, умения высказывать своё мнение о прочитанном;

 

·        развитие мышления, памяти, концентрации внимания;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Текст произведения

 

Почему?

Мы были одни в столовой - я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, - мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

- Смотри, Бум, - шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон... Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

- Что это? Кто это? - Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. - Папина чашка... папина чашка... - горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

- Это... это... Бум!

- Бум? - Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

- Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

- Он немножечко подпрыгнул... и лапами...

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

- Он будет жить в будке, - сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

- Не пускай! - быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: - Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

- Ты очень испугался? - повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

- Если ты... нечаянно, - медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

- Это не я... Это Бум... Он подпрыгнул... Он немножечко подпрыгнул... Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

- Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа...

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось... Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания - я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с "Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

- Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

Мама сказала:

- Будет дождь.

Я попросил:

- Пусти Бума...

- Нет.

- Хоть в кухню... мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

- Иди спать, - со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум... Бум... Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся...

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

- Мама!

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

- Мама!

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

- Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума...

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: “Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?”

Мама долго не спала. Она тоже думала:

“Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?”

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: “Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?”

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё “почему”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Характеристика литературного героя

 

3.1 Выбери верное утверждение и отметь его V

 

       В рассказе В. Осеевой «Почему» 5 персонажей

       В рассказе В. Осеевой «Почему» 3 персонажа

       В рассказе В. Осеевой «Почему» 2 персонажа

 

 

3.2 Каким ты себе представляешь главного героя? Подчеркни.

 

Невысокого роста, ходит в детский сад, ходит в школу, весёлый, грустный, беззаботный, умный, заботливый, честный, работает, живет в будке

 

3.3 Что вы о нём узнали из текста? Отметь V верные утверждения:

 

       У мальчика большая и дружная семья

 

       У мальчика есть собака Бум

 

       У мальчика есть собака Бим

 

       Мальчик живет с мамой и собакой

 

       У мальчика есть сестра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4 Рассмотри иллюстрации. Отметь V рисунки, где изображены персонажи рассказа В.Осеевой «ПОЧЕМУ?» и впиши их в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Подбери к каждому из персонажей слова из таблицы. Соедини их линиями. Устно объясни свой выбор.

 

 

ум

 

честность

 

доброта

 

мудрость

 

трусость

 

преданность

 

любовь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5 Что ты можешь сказать про мальчика? Какой он? Подчеркни.

 

Веселый, добрый, смелый, честный, ленивый, беззаботный, трусливый, добродушный, мечтательный, злой, грубый, справедливый.

 

3.6 Что произошло однажды утром? Найди, где об этом говорится в тексте и подчеркни.

 

 

3.7 Найди ошибки, допущенные в тексте. Исправь.

 

Сердце у меня сильно застучало. Я тихонько встал со стула и поднял глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце. Бум вылез из- под стола, осторожно обнюхал черепки и сел. Склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

 

 

3.8 Как близкие мальчика отреагировали на то, что произошло утром? Запиши в таблицу:

 

 

Мама

 

 

 

Бум

 

 

 

 

3.9 Заполни пропуски:

 

Время шло, и с каждым часом на___________у меня становилось все __________. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери, и Бум останется один на всю ночь… Ему будет холодно и страшно. ___________пробегали у меня по_____________. Если б чашка не была папиной… и если б сам папа был жив… Ничего бы не случилось… Мама никогда не________________________________за что-нибудь нечаянное…

И я боялся не___________________ — я с радостью перенес бы самое худшее наказание. Но мама так берегла все папино! И потом, я _________________ сразу, я __________________ ее, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё ___________________________________________________.

 

 

 

 

3.10 Выскажи своё предположение: мальчик обманул маму впервые или он уже делал это раньше? Попробуй ответить на вопрос, пользуясь словами из таблицы.

 

Я думаю, что мальчик впервые обманул свою маму, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Я думаю, что мальчик и раньше обманывал свою маму, потому что_______________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Дрожали колени

Стало стыдно

Уши горели

 

На сердце становилось тяжелее

Переживал

По спине пробежали мурашки

Испугался

 

 

 

3.11 Допиши фразы из текста, которыми автор описывает состояние мальчика и его мамы:

 

СЫН

 

МАМА

Язык

 

Лицо

Уши

 

Шея

По спине

 

Уши

На сердце

 

Глаза

Ногти

 

 

Колени

 

 

 

 

 

 

 

 

3.12 Как ты думаешь, мама догадалась КТО разбил чашку? Продолжи фразу:

 

Я думаю, что мама сразу догадалась, что чашку разбил сын, потому что______________________________________________________________

 

Я думаю, что мама поверила сыну, что чашку разбил Бум, потому что______________________________________________________________

 

3.13 Как ты думаешь, какие чувства испытывала мама мальчика, когда он сказал неправду?  Подчеркни.

 

Слова для справок: огорчение, обида, радость, злость, печаль, спокойствие

 

3.14 Мама долго не спала. О чём она думала?

 

 

а) «Почему мой сын не сказал мне правду?»

б) «Почему так сильно стучит дождь?»

в) «Почему Бум тихо скулит?»

 

 

3.15 Сопоставь картину природы, описываемой автором и душевного состояния героя: синим подчеркни описание природы, а красным описание состояния героя.

 

 

Я разделся и лег, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из ее комнаты проникала ко мне желтая полоска света.

За окном было черно. Ветер качал деревья. Все самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернется. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он звал, просил, скребся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери все еще просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в мое окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул ее.

3.16 Какую краску ты выберешь, чтобы изобразить душевное состояние героя? Соедини линиями.

 

Желтую                                              радость, счастье, восторг, восхищение

Серую                                                равнодушие

Фиолетовую                                      тревога, страх, переживание, мучение совести                       

 

3.17 Дай совет главному герою, используя пословицы:

         От человека утаишь, а от совести не утаишь.

         Нечистая совесть спать не дает.

         Ошибайся, да сознавайся.

         Где правда, там и счастье.

         Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

         Семь раз отмерь, а один раз отрежь

3.17 Почему мальчик признался в своем поступке? Выбери ответ, который считаешь правильным:

 

         Мальчику стало жаль Бума.

         Мальчик боялся наказания.

         Мальчик не хотел огорчать маму.

         Его мучала совесть.

         Свой вариант ________________________

 

 

 

3.18 Изменилось ли твоё отношение к главному герою, какой он? Что ты можешь сказать про мальчика? Какой он? Подчеркни.

 

Веселый, добрый, смелый, честный, ленивый, беззаботный, трусливый, добродушный, мечтательный, злой, грубый, справедливый.

 

3.19 Как ты думаешь, что хотел автор сказать читателю о мальчике?

 

         Мальчик – маленький и непослушный врунишка. Такое часто случается.

         Мальчик – обманщик, свалил всю вину на собаку. Так всегда нужно поступать, чтобы тебя не ругали.

         Мальчик сумел найти в себе силы сознаться. Он совершил поступок, достойный уважения.

 

 

 

 

 3.20 Какой бы ты вопрос задал главному герою?

 

_____________________________________________________________

 

 

 

3.21 Составь рассказ о мальчике, используя вопросы:

 

         Героем какого рассказа В. Осеевой является мальчик?

         Что однажды случилось с мальчиком?

         Что сказал мальчик маме о том, что произошло?

         Какое решение приняла мама?

         Сказал ли мальчик правду маме?

         Как отнеслась мама к признанию сына?

         О чем думал мальчик, лёжа в своей кровати?

 

 

 

3.22  Попробуй составить синквейн про главного героя, используя слова для справок.

 

1. Имя существительное………………………………………….

2. Два прилагательных……………………………………………

3. Три глагола…………………………………………………………..

4. Предложение ………………………………………………………….

5. Итог……………………………………………………………………..

 

 

 

Слова для справок: мальчик, переживал, маленький, солгал, смелый, смеялся, Юра, отважный, Света, глупый, непослушный, брат, Бум, сын, обманул, плакал, испугался, стало стыдно, молодец, признался, совесть, поступок, лучший, разбил папину чашку, мама выгнала на улицу, переживает, не спится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.23 Реши кроссворд:

1. Они пробегали у героя по спине.

2. Чувство, которое испытал герой, когда чашка разбилась.

3. Всё, что осталось от чашки.

4. Она мучала героя рассказа.

5. Слово, с которого начинался вопрос у каждого героя произведения.

3

5

2

4

1

 

3

5

п

о

ч

е

м

у

е

2

р

4

с

о

в

е

с

т

ь

т

п

1

м

у

р

а

ш

к

и

а

и

х

 

3.24 Допиши в облако слова, которые бы помогли тебе в описании главного героя:

 

 

 

 

3.25 Заполни таблицу (может быть использовано как домашнее задание):

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические рекомендации. Характеристика главного героя (на основе рассказа В.Осеевой " Почему?")"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 260 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.09.2020 5409
    • DOCX 25.7 мбайт
    • 89 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Новохатская Любовь Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Новохатская Любовь Васильевна
    Новохатская Любовь Васильевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94065
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 335 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 352 человека

Мини-курс

Экономика и управление

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе