Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодические разработки "Картотека пальчиковых игр"

Методические разработки "Картотека пальчиковых игр"

Скачать материал

Надпись:  ШАРИК 
     1.      Надувайся, шарик, больше!                                              2.      Лучше щечки раздувай!                                                             3.      Поиграй ты с нами дольше:                                                  4.      Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.)
Надпись: ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети! 
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 
 

Надпись: ДОЖДИК
Дождик-дождик, Полно лить, 
Малых детушек  Мочить! 
 Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). 
 
 

.

 

 

Надпись: ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко. В лапке у него морковка. 
Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Надпись: КОЛЬЦО
•1.      Выйду на крылечко, 
•2.      Вынесу колечко. 
•3.      Я его вместо игрушки 
•4.      Подарить хочу Валюшке. 
 
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.

 

 

Надпись: КОЗА РОГАТАЯ
Идет коза рогатая                                                     
 За   малыми ребятами. -                                                           Кто кашку не ест,                                                       
Молоко не пьет, Забодаю, забодаю!.. 
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка. 

 

 

 

 


Надпись: ФЛАЖОК
Горит на солнышке  Флажок, 
Как будто я Огонь зажег. 
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.

 

Надпись: МИЗИНЧИК
    1.      Маленький Мизинчик                                                      2.      Плачет, плачет, плачет.                                                                3.      Безымянный не поймет:                                                                        4.      Что все это значит?                                                                    5.      Средний пальчик очень важный,                                                      6.      Не желает слушать.                                                                               7.      Указательный спросил: -                                                            8.      Может, хочешь кушать?                                                               9.      А Большой бежит за рисом,                                                       10.  Тащит рису ложку,                                                                                11.  Говорит: -Не надо плакать,                                                                12.  На, поешь немножко!(  Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.)

Надпись: ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
1.      Прыгнул заинька с крылечка                                  2.      И в траве нашел колечко.                                       3.      А колечко непростое -                                                    4.      Блестит, словно золотое. 
Упражнение основано на  переходе из одной позиции в другую:                                                                          a)       пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;           b)        большой   и  указательный   пальцы  соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Надпись: СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи И детишкам покажи. 
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. 
 
 

Надпись: РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи. 
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. 
 Можно использовать резиновые игрушки.

 

 

Надпись: «Ромашки» 

 



 

 


Надпись: ОСА
Оса села на цветок. 
Пьет она душистый сок. 
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки.

 

 

Надпись: МЫ СЧИТАЕМ
•1.      Можно пальчики считать: 
•2.      Раз-два-три-четыре-пять. 
•3.      На другой руке - опять: 
•4.      Раз-два-три-четыре-пять. 
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого. 



 

 

 

 


Надпись: БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! 
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Надпись: КОМАРИК
Не кусай, комарик злой! 
Я уже бегу домой. 
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»).

Надпись: КОГОТКИ
У кошкиной дочки    На лапках   коготочки                                             . Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши! 
 Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Надпись: ЖУК
     1.      Я веселый Майский жук.                                                                     2.      Знаю все                                                                                                 3.      Сады вокруг,                                                                           4.      Над лужайками                                                                                5.      Кружу,                                                                                              6.      А зовут меня                                                                                             7.      Жу-жу... 
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

Надпись: ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата 
Бегали котята. 
Испугавшись щелчка, 
Разбежались кто куда.

Надпись: БЕЛКА
Сидит белка на тележке,                                                                               Продает она орешки:                                                                                  Лисичке-сестричке,                                                                                            Воробью, синичке,                                                                                                     Мишке толстопятому,                                                                                  Заиньке усатому... 
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Надпись: ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля! Позвала котенка Юля. 
- Не спеши домой, постой! И погладила рукой. 
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. 
 


 

Надпись: УГАДАЙ ИГРУШКУ 
Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных ,формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. 
Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. 
Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Надпись: НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО 
Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. 
Возможны два варианта: по картинке, по представлению. 
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет 
(животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы. 
Дом - ..., дерево- ..., корова - ...

Надпись: ЗА РАБОТУ  

Ну-ка, братцы, за работу.                                                                          Покажи свою охоту.                                                                              Большаку дрова рубить,                                                                           Печи все тебе топить,                                                                                 А тебе воду носить,                                                                     А тебе обед варить,                                                                                       А тебе посуду мыть.                                                                                                       А потом всем песни петь,                                                                               Песни петь да плясать,                                                                                 Наших деток забавлять

Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими

Надпись: ОТГДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ 
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета 
Детям предлагается следующий речевой материал: 
Ствол, ветки, листья, кора, корни - дерево 
Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище - корова 
Кабина, крылья, мотор, хвост - самолет и пр

 

 

 

Надпись: ПРО КОГО Я ГОВОРЮ 
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. 
Мама  описываете сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". «Кто это?» дети угадывает кого описывала мама 



 

 


Надпись: ВЕЕР
Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко. 
Достаем красивый веер - Пусть прохладою повеет. 
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

 

Надпись: ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять - 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять - 
В домик спрятались опять. 
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке

Надпись: ВСТАЛИ ПАЛЬЧИК
Этот пальчик хочет спать                                                                                             Этот пальчик - прыг в кровать,                                                                                 Этот пальчик прикорнул,                                                                                    Этот пальчик уж заснул.                                                                                        Встали пальчики - «Ура!»                                                                                      В детский сад идти пора! 
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Надпись: НА РАБОТУ
 Большой палец встал один.                                                            Указательный - за ним.                                                                            Средний будит безымянный.                                                                          Тот поднял мизинчик малый.                                                                      Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора. 
Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

Надпись: КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу. 
 
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев

Надпись: МОЯ СЕМЬЯ
Вот дедушка,                                                                                Вот бабушка,                                                                                Вот папочка,                                                                                    Вот мамочка,                                                                                 Вот деточка моя,                                                                              А вот и вся семья. 
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

 

Надпись: КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей.   Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись. 
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. 
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. 
 


.

Надпись: НАШ МАЛЫШ
•1.      Этот пальчик - дедушка, 
•2.      Этот пальчик - бабушка, 
•3.      Этот пальчик - папочка, 
•4.      Этот пальчик - мамочка, 
•5.      Этот пальчик - наш малыш. 
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Надпись: СКАЖИ КАКОЙ 
Цель: учить выделять и называть признаки предмета. 
Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий").

Надпись: КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ 
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. 
Логопед с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

Надпись: ИСПРАВЬ ОШИБКУ 
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. 
Взрослый показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

Надпись: ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО 
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. 
В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: "У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!". "У зайца маленькие ушки, он зеленый". "У кошки колючая шубка". Ребенок исправляет неточности.

 

Надпись: КАКАЯ КУКЛА 
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. 
Логопед говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
- Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: "Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)".
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре "Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?"; "Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?").

Надпись: СРАВНИ МЕДВЕЖАТ 
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам. 
Логопед предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой - коричневый и маленький.
- Назовите, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
- Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
- Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)

Надпись: СРАВНИ КУКОЛ 
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. 
Логопед предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
- Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами... (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
- Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

 

 

Надпись: КУКЛА: ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ 
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый - грустный. 
Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.) 



 

 

 

 

 

 

 


Надпись: НАЗОВИ ОТДНИМ СЛОВОМ 
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.  
Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) 
Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
- Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки... (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе? Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
- Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: В БУБЕНЦЫ 
Играющие встают в круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, другому завязывают глаза. Все поют: 
Трынцы-брынцы, бубенцы, 
Раззвонились удальцы: 
Диги-диги-диги-дон, 
Отгадай, откуда звон! 
После этих слов «жмурка» должен по звуку бубенца поймать увертывающегося от него участника с бубенцом. 


 

 

 


Надпись: КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ 
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. 
Логопед показывает  картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик - маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок - с длинным хвостом, любопытный.

Надпись: РУЧКА-НОЖКА 
Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка". 
- Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) 
- У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? 
- Нарисуй предметы, у которых есть ручка. 
- Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... 
- А какие предметы мы называем словом "ножка"? 
- Нарисуй предметы, у которых есть ножка

Надпись: КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ 
Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. 
- Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). 
Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а... 



.

 

.

.

Надпись: БУБЕН 
По жребию выбирается водильщик — Бубен. Он берет жгут и садится на землю. Играющие окружают его и дразнят: 
Бубен, Бубен, долгий нос, 
Почем в городе овес? 
Две копейки с пятаком! 
Ехал Бубен с колпаком, 
Овса Бубен не купил, 
Только лошадь утопил! 
— Бубен, Бубен, беги за нами! 
Хватай руками! — кричат играющие и разбегаются, а Бубен бежит за ними. Тот, кого он ¦оймает и обхватит жгутом, становится новым водяльщиком. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


*

Надпись: В МЕДВЕДЯ 
Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют: 
— У медведя во бору 
Грибы, ягоды я рву, 
А медведь не спит, 
Все на нас глядит! 
Лукошко опрокинулось, 
Медведь за нами кинулся! 
По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.
Надпись: ЗАИНЬКА 
Играющие по считалке выбирают «заиньку». Все встают вокруг него, берутся за руки, ведут хоровод и поют: 
— Заинька, у ворот, из ворот,
Серенький, у ворот, из ворот. 
Вот так, вот так из ворот!
Заинька, войди в огород, 
Серенький, войди в огород. 
Вот так, вот так в огород!
Заинька, сорви цвет, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет, сорви цвет.
Вот так, вот так сорви цвет!
Заинька, попляши, попляши, 
Серенький, попляши, попляши. 
Вот так, вот так попляши! 
«Заинька» во время исполнения пески движениями изображает ее содержание.
Надпись: МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ 
По считалке выбирается водящий, остальные играющие встают вокруг него. Водящий говорит: 
Море волнуется — раз! 
Море волнуется — два! 
Море волнуется — три! 
Морская фигура, замри! 
При словах «Морская фигура, замри!» водящий телодвижениями изображает какую-либо фигуру. Ребята должны быстро повторить эту же фигуру. Кто не успеет или повторит неточно, из игры выбывает.
Надпись: БАБА-ЯГА                                                                                                      Один из играющих ребят — «Баба-Яга», он становятся в углу избы. Ребята подходят к нему и дразнят: 
Баба-Яга — Костяная нога, 
С печки упала, Ногу сломала. 
Пошла в огород, Испугала народ. 
Побежала в баньку, Испугала зайку! 
Бабка Ежка — Костяная ножка 
С печки упала, Ножку сломала. 
Пошла на улицу, Раздавила курицу. 
Пошла опять — Раздавила сорок пять! 
«Баба-Яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать одного из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-Яга» поймает, с тем меняется ролями, и игра продолжается.
Надпись: В МАЗАЯ 
По считалке выбирается «Мазай». Остальные играющие сговариваются, какое движение будут показывать «Мазаю» (например, рубка дров, косьба сена, собирание ягод и грибов и т.п.), подходят к нему и поют: 
Здравствуй, дедушка Мазай, Из коробки вылезай! 
Где мы были, мы не скажем, А что делали покажем! 
или
Здравствуй, Мазай, Из корзинки вылезай! 
Не тряси бородой — Словно веничком, 
Не стучи клюшечкой — Словно ступочкой! 
А послушай, Что мы скажем, 
Да посмотри, Что мы покажем! 
Затем играющие показывают несколько раз движение. Если «Мазай» отгадывает, что показывают ребята, то они разбегаются, а «Мазай» их догоняет. Кого он первого поймает, тот становится новым «Мазаем», и игра повторяется.
Надпись: ГУСИ И ВОЛКИ                                                                                           Один из играющих — «гусиная матка», остальные делятся на две группы: «гусей» и «волков». «Матка» подходит к «гусям» и переговаривается с ними:                                                                                  — А вы, гуси, гуси?
— Га, га, га!
— Далеко летали?
Кого вы видали?
— Мы летали и видали,
Га, га, га, га!  Мы серого волка, 
Га, га, га, га! Украл волк овечку, 
Га, га, га, га! Утащил за речку, 
Га, га, га, га! 
Затем «матка» отходит в сторону на условленное место, «волки» становятся в середине между «гусями» и «маткой». «Гуси» перебегают к «матке», а «волки» их ловят.
Надпись: КАЛИМ БАБА                                                                                                  По жеребьевой оговорке ребята делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются цепью на расстоянии 10—15 шагов и крепко берутся за руки. Одна из команд выбирает среди своих участников «Калим-Бабу», с которым участники другой команды переговариваются: 
— Калим-Баба! — Зачем слуга? 
— Зашить рукава! — На чьи бока? 
— На пятое, десятое, Ваню нам сюда! 
Участник, чье имя было названо, бежит и грудью старается разъединить руки стоящих ребят, чтобы прорваться через цепь. Если он не сумеет разъединить руки, то остается в команде соперников, а если прорвется через цепь, то уводит в свою команду двоих, кто его не удержал. Затем бежит разбивать цепь участник другой команды. Побеждает та команда, в которой окажется больше участников.
Надпись: .Палец толстый и большой 
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.                                                                                        Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.
Надпись: С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод - полное лукошкоl 
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть 
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в горзинке?
Раз, два, три, четыре, пять...
Снова буду собирать
Надпись: Апельсин 
Мы делили апельсин, 
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат, 
Эта долька - для ужат, 
Эта долька - для утят, 
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра, 
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!
Надпись: Чудесный мешочек

Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
1 вариант: малыш по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
2 вариант: малыш должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя
Надпись: Что бывает в это время года

Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Идет дождь», «Осенний лес», «Цветущий луг» и так далее).
Ход: предложить ребенку выбрать картинки, соответствующие заданному времени года, и объяснить, какое явление на них изображено (но не просто «дождь» или «снег», а «идет дождь» и «падает снег»).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Загадки Зайца

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: сказать ребенку, что Зайчик хочет с ним поиграть и загадать загадки; затем Зайчик описывает свойства предмета, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь. 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Лошадки

По дороге белой, гладкой
(все пальцы ритмично «скачут» по столу).
Скачут пальцы, как лошадки. 
Цок-цок, цок-цок — 
Скачет резвый табунок.
Надпись: Что пропустили

Цель: развитие внимания и зрительной памяти, активизация словаря по теме.
Оборудование: игрушка Заяц, предметы по теме.
Ход: взрослый показывает ребенку Зайца и говорит, что у него сегодня День Рождения и поэтому ему подарили много подарков; затем взрослый раскладывает перед Зайцем подарки, перечисляя их, но один из подарков не называет; ребенок должен отгадать какой.
Надпись: ПОДНИМИСЬ ПО ЛЕСЕНКЕ

Игра проводится по типу соревнования «Кто поднимется выше». Нужно, проговаривая слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. Слова придумываются ребенком или предлагаются взрослым
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: . «Штанишки для Мишки» 

 



.

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: . Зимняя прогулка»
Надпись: ПОЙМАЙ ЗВУК

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
Надпись: АРХИТЕКТОР

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости. 
.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: . ВНИМАТЕЛЬНЫЙ МАЛЫШ

Взрослый называет звук, а ребенок должен показать соответствующий символ. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись:  ЗВУКОВЫЕ ПЕСЕНКИ

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «А-У» (дети кричат в лесу), «У-А» (плачет ребенок), «И-А» (кричит ослик), «О-О» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом малыш с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.
Надпись: . МАЛЕНЬКИЙ УЧИТЕЛЬ

Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Надпись: ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
Надпись: . «Прогулка по городу»
Надпись: . «Водичка, водичка»
Надпись: «Про насекомых»
Надпись: . «Загадка (Лук)»
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Загадка (Почтовый ящик)»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Почтовый ящик); © Аверина Кристина



 

 

 

 

 

 

 

Зимняя прогулка»
МНЕМОТАБЛИЦЫ: Зимняя прогулка; © Аверина Кристина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



«Подарки Осени»
МНЕМОТАБЛИЦЫ: Подарки Осени; © Аверина Кристина



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: ВАРЕЖКА
Маша варежку надела:
(сжать пальцы в кулак) 
"Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал".
(все пальцы разжать, кроме большого) 
Маша варежку сняла:"Поглядите-ка, нашла!
(разогнуть оставшийся согнутым палец) 
Ищешь, ищешь - и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?"
(сжать пальцы в кулачок)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Кто в дом ни идет,  Меня за руку берет.    (Дверь) 
Четыре братца  Под одной крышей живут.  (Стол) 
Два конца, два кольца, Посредине гвоздик.
(Ножницы) 
Не куст, а с листочками,  Не рубашка, а сшита, 
Не человек, а рассказывает (Книга) 
Зимой в поле лежал,   А весной в реку побежал  (Снег) 
Скатерть бела  Всю землю одела. 
(Снег) 
*** 
В шубе летом, 
А зимой раздетый. 
(Лес) 
*** 
Зимой и летом 
Одним цветом.
(Ель. сосна) 
*** 
*** 
Через речку лег — 
Пробежать помог. 
(Мост) 
***

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Всякого щёголя в щегольстве не перещеголяешь.
Щенок жалобно пищит - тащит он тяжёлый щит.
Щуку и леща в роще не сыщешь.
Тощая тёща зятя щадила.
Кучу овощей, щей да борщей,
Щучьих щечек и лещей
Немощному зятю тёща тащила,
Щедро пищей угощала,
Райски кущи предвещала.
У гусыни усов не ищи - не сыщешь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: У Маши на кармашке маки и ромашки.
Хороши в Шекене ерша, щуки тоже хороши.
По шоссе шел с посошком и услышал шум шасси.
В каше - мошка.
Спеши, кошка, есть из плошки Кашу с мошкой.
Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,Как в капюшоне он смешон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись:  



 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Зернышки в кармане 
Зернышки в кармане кто найти готов? 
В торт запек кондитер двадцать пять дроздов. 
Вырвалось из торта птичье тюр-лю-лю, 
Снилось ли такое блюдо королю? 
Был король в конторе, вел доходам счет. 
Королева в зале ела бутерброд. 
За двором служанка вешала белье, 
Дрозд туда и сразу хвать за нос ее.	Меня грамоте учили
Раз, два, три, четыре- 
Меня грамоте учили: 
Не считать, не писать, 
Только по полу скакать. 
Я скакала, я скакала, 
Себе ноженьку сломала. 
Стала ноженька болеть, 
Стала маменька жалеть. 
Пожалела, поругала 
И за доктором послала. 
Доктор едет на быке 
С балалаечкой в руке.

 

 

 

Надпись: Раз, два – деревья

Раз, два – деревья. 
Три, четыре – вышли звери. 
Пять, шесть – падает лист. 
Семь, восемь – птицы в лесу. 
Девять, десять – это синички 
Подняли красные личики.
	Простокваша - просто прелесть!

Простокваша - 
Просто прелесть, 
Простокваша - 
Песни пелись: 
Просто-ква, 
Просто-ша, 
Простокваша хороша! 


! 




Надпись: Алеша-белеша стоит три гроша: шейка - копейка, алтын - голова, 
по две денежки нога - вот и вся ему цена.
Алешка гожий, обшитый кожей.
Алешка - картошка.
Алка -- скакалка.
Андрей -- воробей, чушка-пичушка, на ходу лягушка.
Андрей-бармалей Сделал шапку из гвоздей. Идет хвалится, Гвозди валятся.
Андрюха -- свиное ухо.
Анна-ванна, гуталин, На носу горячий блин.
Антон -- балабон.
Антон баню продает, Антонина не дает, Антонята плачут, скачут.
Антошка - картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Галка-палка, Галка-скакалка
Говорят тем, кто не хочет водить в игре: Неотвожа, красна рожа, На татарина похожа. Семьсот поросят На Неотвоже висят.
Говорят, когда кто-то "купится" на шутку: Обманули дурака На четыре кулака!
Говорят, когда что-то случается с обидчиком: Так тебе и надо - Бочку лимонада (шоколада)!
Губы, губы два аршина, По губам бежит машина, Зав машиной - машинист: "Губы стой, остановись!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Бабка-ежка, Костяная ножка, Вышла на улицу, Раздавила курицу.
Бабка-ежка, Синяя картошка, Баба-Яга, Костяная нога, Печку топила, ногу сварила.
Борис - барбарис, Председатель жирных крыс!
Борис - предводитель дохлых крыс. А жена его, Лариса, - замечательная крыса. А сынок его, Иван, - замечательный болван.
Борька - Борис На ниточке повис! Ниточка трещит, А Боречка пищит!
Буратино - длинный нос, Подковыривал навоз!

 

 

 

Надпись: Валюха - без уха.
Валюха - горюха.
Валя - дура, в лес подула, Шишки ела, нам велела. Мы не хочим, мы хохочем: "Хи-хи-хи! Ха-ха-ха!".
Вображала первый сорт Взял поехал на курорт, На курорте заболел И под лавкой околел.
Вображала первый сорт Собиралась на курорт, А с курорта приезжала - Вображать побольше стала.
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил Вображалу проглотил.
Вображала хвост поджала И под печку убежала, А под печкой крокодил, Вображалу укусил.
Вображала, Хвост поджала!
Вображало (а), Хвост поджало (а) И на (под) печку (лавку) убежало (а)!
Воброжуля первый сорт Сейчас поедет на курорт.
Вовка -- морковка, соленый огурец, огурец валяется и никто его не ест
Воображуля высший сорт! Куда едешь? - На курорт. На курорте пусто Выросла капуста!
Ворон, ворон. Хвост обломан, Хвост обломан, Нос окован.
Вот так нос: Бог семерым нес, А он одному достался!
В нашем классе есть Волан - Вместо уха - таракан!
В нашем классе есть Затор - Вместо носа - гвоздодер


 

Надпись: Дяденька, достань воробушка! (дразнят высокого)
Дрозд, дрозд, прост, прост, кованный нос, железный хвост.
Дура, дура, помадура, в лес пошла - в штаны надула.
Дурочка-снегурочка лежала на печи, ела кирпичи!
Дядя Степа с длинным носом приходил ко мне с вопросом: - Как убавить этот нос, чтобы больше он не рос? - Вы купите купоросу и приставьте его к носу, ковыряйте долотом - нос отвалится потом.
Дядя хрюша-повторюша, всю помойку облизал и спасибо не сказал.
Дядя хрюша-повторюша, а по имени Индюша. Все тарелки облизал, а спасибо не сказал!
Дядя хрюша, дядя хрюша, а по имени Индюша. Все помойки облизал, а спасибо не сказал!

Если хочешь знать дразнилку, запишися в детский сад или выпиши "Мурзилку". "Взрослых" дразнят там ребят.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: П [П']:
«Уп-уп-уп, мама варит суп»;
 «Петя пилил пилой пень»; 
«Наш Полкан попал в капкан»;
 «За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Жадина, говядина, турецкий барабан! Кто на нём играет? Васька - таракан!
Жадина, говядина, пустая шоколадина!
Жадина, говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!
Жадина, говядина, пушистый барабан, а кто на нем играет, тот рыжий таракан!
Жадина-говядина сосисками набита, На меня сердита.
Жадина-говядина, жадина соленая, на костре вареная!
Жадина-говядина, соленый огурец, лежит себе на полочке, никто его не ест.
Жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется - никто его не ест. муха прилетела - понюхала и съела.
Жил-был дед. Ему было сто лет. Дразнить его мне жаль, да и дразнить-то как, не знай.
Жирная бочка родила сыночка, не успела пятого - родила десятого. А десятый без ушей, кричит: "Мамочка, пришей!" А одиннадцатый лысый, бегает за крысой!
Жирный, жирный, поезд пассажирный!
Жирная бочка родила сыночка, а сыночек без ушей, хоть завязочки пришей.
Жирный пончик, дай талончик: нечем печку растопить!

 

 

 

Надпись: «С [С']:
«Са-са-са, в лесу бегает лиса»;
 «Со-со-со, у Вовы колесо»; 
«Су-су-су, мы ловим осу»; 
«Ас-ас-ас, у нас свет погас»;
 «Усъ-усъ-усъ, на лугу пасется гусь»;
син-син-син – апельсин


 

Надпись: Ц:
«Цо-цо-цо, на руке кольцо»
 «Цы-цы-цы, поспели огурцы»; 
«Ец-ец-ец, очень вкусный огурец»; :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Щ:
«Ща-ща-ща, мы несем домой леща»; 
«Ащ-ащ-ащ, мы надеваем плащ»; 
Ще-ще-ще-  мы  идём  гулять  в  плаще.

Щу-щу-щу-  я  грибы  в  лесу  ищу.

Щи-щи-щи-  мама  варит  щи.

Щё-щё-щё-  я  хочу  гулять  ещё.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: З [З']
«За-за-за, уходи домой коза»:                                                               «Зу-зу-зу,  моем Катю мы в тазу»;                                                           Зя-зя-зя-  на  красный  свет  идти  нельзя.                                                   Зин-зин-зин-  мы  налили  в  бак  бензин.                                                                              Зе-зе-зе-  дали  сено  мы  козе.                                                                         Зи-зи-зи-  поросята  все  в  грязи.                                                                                                                 За-за-за-  уходжи  домой  коза.                                                                  Зы-зы-зы-  дали  в  школе  нам  призы

 

 

 

Надпись:  Ч:
«Ча-ча-ча, горит в комнате свеча»;
 «Чу-чу-чу, молоточком я стучу»; 
Чи-чи-чи-  прилители  к  нам  грачи.
Ач-ач-ач  -  пришёл    врач.
Оч-оч-оч-  наступила  ночь


 

Надпись: Р [P']:
«Ра-ра-ра, Кате спать пора»;                                                               «Ро-ро-ро, на полу стоит вед¬ро»;                                                                    «Ры-ры-ры, летают комары»;                                                                                             «Ри-ри-ри, на ветках сне¬гири»;                                                                       «Ор-ор-ор, мы подмели двор»;                                                           «Арь-арь-арь, на стене висит фонарь»                                                 Рец-рец-рец – огурец                                                                    Ур-ур-ур – во  дворе  кормили  кур                                             Ру-ру-ру  - мышка  спряталась  в  нору                                            Ор-ор-ор  - мы  пошли  гулять  во  двор                                        Ры-ры-ры-  у  ребят  в  руках  шары                                                          Ре-ре-ре  - конфеты  дали  детворе.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Ш:                                                                                                     «Ша-ша-ша, мама моет малыша»;                                                                «Шу-шу-шу, я письмо пи¬шу»                                                              «Аш-аш-аш, у Вовы карандаш»;                                                         Шу-шу-шу-  на  листочке  я  пишу.                                                                         Ша-ша-ша  на  обед  у  нас  лапша.                                                       Ши-ши-ши-  что  то  шепчут  камыши.                                                   Ишь-ишь-ишь-  са  стеной  шуршала  мышь.                                                                                                  Аш-аш-аш-  мы  построили  шалаш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Л [Л']:                                                                                                               «Ло-ло-ло, на улице тепло»;                                                          «Лу-лу-лу, стол стоит в углу»;                                                              «Ул-ул-ул, у нас сломался стул»;                                                  «Оль-оль-оль, мы купили соль»;                                                     Лю-лю-лю – очень  маму  я  люблю.                                                Ли-ли-ли – мы  с  сестрой  домой  пришли.                                   Уль-уль-уль-  Валя  крутит  руль.                                                   Оль-оль-оль – на  крыльце  сидит  король.                                    Лё-лё-лё-  постирали  мы  бельё.                                                    Ле-ле-ле – лежит  скатерть  на  столе.                                                Ля-ля-ля – стоит  булка  два  рубля                                                  Лы-лы-лы  стали  туфли  мне  малы                                                 Ал-ал-ал-  наш  Илюша  очень  мал

 

 

 

Надпись:  Ж:
«Жа-жа-жа, есть иголки у ежа»; 
«Жу-жу-жу, молоко дадим ежу»;
 Жи-жи-жи  -под  кустом  сидят  ежи.
Же-же-же-  снег  на  улице  уже.


 

Надпись: К:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.»; 
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук, прибиваю я каблук!»; 
Ка-ка-ка  у  нас  в  шкафу  лежит  мкука.
Ко-ко-ко  -дети  любят  молоко.
Ку-ку-ку- сидит  белка  на  суку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Г:
«Гу-гу-гу, гу-гу-гу,  пасутся гуси на лугу.
Га-га-га  гуси  вышли  на  луга.
Го-го-го-  кричит  лошадка  иго-го.
Гу –гу-гу-  петь  я  больше  не  могу.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Х:
«Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Не поймать вам петуха!»;
Ху-ху-ху-  варим  с  папой  мы  уху.
Ах-ах-ах-  мы  нашли  сапог  в  кустах
Хи-хи-хи-  не  дают  спать  петухи
Ох-ох-ох-  баба  сеяла  горох.

 

 

 

Надпись: Ф [Ф']:
«Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф»; 
Фа-фа-фа-  бахромы  нет  у  шарфа.


 

Надпись: Н [Н']:
«Ан-ан-ан, папа чинит кран»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Б [Б']:
«Бы-бы-бы, идет дым из трубы»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Д [Д'1:
«Ду-ду-ду, растут яблони в саду»; 
Ди-ди-ди  - в  гости  к  бабушке  иди
Да-да-да – замерзает  вся  вода

 

 

 

Надпись: М [М']:
«Му-му-му, молока кому?»;
мон-мон-мон - лимон; 

Ма-ма-ма-  много  у  меня  ума


Надпись: В [В']:
«Ва-ва-ва, на суку сидит сова»; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Й
Ой –ой-ой – скоро  мы  пойдём  домой.
Ай-ай-ай – наступает  месяц  май.
Эй-эй-эй-  сидит  на  ветке  воробей.
Ёт-ёт-ёт- тёплый  дождь  из тучи  льёт.
Ёт-ёт-ёт- котик  песенки  поёт.
Ёт-ёт-ёт-  Ваня  булочку  жуёт.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Т [Т']:
«Та-та-та, хвост пушистый у кота»;

 

 

 

 

 

 

Надпись: Л [Л']:  
Ла-ла-ла-  сняли  скатерть  со  стола.
Лу-лу0-лу-  не  могу  найти  пилу
Ол-ло-ло-  мыли  с  мылом  мы  стекло
Ыл-ыл-ыл-  я  у  Лёши  шарф  забыл
Ол-ол-ол-  вратарю  забили  гол
Ул-ул-ул-  мы  купили  новый  стул


 

Надпись: Ой, качи, качи, качи, 
В головах-то калачи, 
В ручкая пряники, 
В ножках яблочки, 
По бокам конфеточки, 
Золотые веточки. 
Поочередно касаемся головы, рук, ног.	Совушка-сова 
Совушка-сова, 
Большая голова, 
На пеньке сидит, 
Головой вертит, 
Во все стороны глядит, 
Да ка-а-ак 
Полетит! 
Руки ребенка поднимаем вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.              Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком. Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения	Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, 
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Потягунушки - 
Порастунюшки, 
Поаерек - толстунушки, 
А в ножках - ходунушки, 
А в ручках - хватунушки, 
А в роток - говорок, 
А в головку - разумок	Вдоль - растушки, 
Поперек - толстушки, 
Ручки - берушки, 
Ножки - бегушки, 
Глазки - смотрушки, 
Роток - говорок.

 

 

 

Надпись: Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
	Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.


 

Надпись: Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
	
	Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше
***

Один, два, три ,четыре, пять 
Топаем ногами.
Один, два, три ,четыре, пять 
Хлопаем руками.
Один, два, три ,четыре, пять 
Не будем отвлекаться.
Один, два, три ,четыре, пять 
Сядем заниматься



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Вышли уточки на луг
Кря, кря, кря. 
Полетел зеленый жук
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала тишь...


	 Раз, два - встать пора,  Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький гаразд
Он подпрыгнул 300 раз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.

	Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо  встать...

 

 

 

Надпись: Самолет 
Пролетает самолет - 
С ним собрался я в полет! 
(Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом.) 
Правое крыло - готово. 
Левое крыло - готово. 
(Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.) 
Я мотор завожу, 
(Делают вращательное движение перед грудью                        и прослеживают взглядом.) 
За приборами слежу. 
Поднимаюсь ввысь, лечу. 
(Встают на носочки и    выполняют летательное движение.) 
Возвращаться        не хочу.


Надпись: Прогулка в лесу    
                                                                                                                                  Дети по лесу гуляли  (ходят по комнате), 
За природой наблюдали!  Вверх на солнце посмотрели 
(смотрят вверх на солнце, движение `фонарики`),  И их лучики погрели.  Бабочки летали,  Крылышками махали  (имитируют бабочку). 
Дружно хлопнем - раз, два, три, четыре, пять  (хлопают в ладоши), 
Надо нам букет собрать.  (Имитируют букет в руках.) 
Раз присели, два присели  (приседают),                                                                                В руках ландыши запели.  (Наклоны с букетом в стороны.)                                              Вправо звон:   Динь-дон! 
На нос села пчела  (указывают пальцем траекторию полета пчелы на нос). 
Посмотрите вниз, друзья, - вот бегут муравьи. Давайте мы их посчитаем (показывают пальцами вниз и считают): 
Раз, два, три, четыре, пять.  Разбежались все опять! 
(Разводят руки в стороны.)  Мы листочки приподняли, 
В ладошку ягодки собрали  (приседают, имитируя сбор ягод). 
Одна, две, три, четыре, пять  (кладут ягодки в рот) ,                                                             Шесть, семь, восемь, девять, десять!   Ох, ягодки вкусны!                               (Покачивают головой.) 
Хорошо мы погуляли!   И немножечко устали 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Дождик 
Капля первая упала  кап! 
(Сверху пальцем показываю  траекторию движения капли.) 
И вторая прибежала - кап!  (То же самое.) 
Мы на небо посмотрели,  (Смотрят вверх.) 
Капельки `кап-кап` запели,  
Намочили лица,   Мы их вытирали. 
(`Вытирают` лицо руками.) 
Туфли - посмотрите -  Мокрыми стали. 
(Показывают руками вниз и смотрят.) 
Плечами дружно поведем  И все капельки стряхнем. 
(Движения плечами.) 
От дождя убежим Под кусточком посидим. 
(Приседают	
	

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
На носочки поднимайся,
Приседай и поднимайся

***
На носочки встанем - 
Потолок достанем.
Наклонились все 5 раз,
Сколько удочек у нас.
Сколько покажу кружков - 
Столько выполним прыжков
	Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых - 
Столько выполним наклонов.
Приседаем столько раз - 
Сколько бабочек у нас

 

 

 

Надпись: Цветы 
(Дети присели, имитируя   нераскрывшиеся бутоны цветов.) 
Раз-два-три, выросли цветы! 
(Дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы.) 
К солнцу потянулись -                                                                                          (Тянутся на носочках, смотрят вверх.)  Высоко! 
Стало им приятно и тепло!  Ветерок пролетел 
(ребенок-ветер пролетает среди детей), 
Стебелечки качал.  Влево качнулись -  Низко пригнулись. 
Вправо качнулись - Низко пригнулись. 
(Наклоны в стороны попеременно.) 
Ветерок, убегай! (Ветер убегает.) 
Ты цветочки не сломай!  Пусть они цветут, растут 
(имитируют цветы, движения руками, улыбаются),  Детям радость несут!


 

Надпись: Дружно руки разведем,
Снова рисовать начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь

***

Пчелы в ульях сидят,
И в окошки глядят.
Порезвиться захотели -
Друг за другом полетели.	Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Стоп-сели.
Травушку послушали,
Тишину послушали.
Стали прыгать высоко,
Прыгать на носках легко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Ветер
Ветер дышит, дышит            И деревья все колышет.              Ветер тише, тише,                              А деревья выше, выше.        
 
«Считалочка»                             Раз, два — выше голова!       Три, четыре — руки шире!            Пять, шесть — тихо сесть Сядем тише, тише.
	«Перчатки»
В ноябре, в декабре                              Будет холод на дворе                         И тогда мы все, ребятки, Будем надевать перчатки.       Будем так их надевать.                   А потом вот так снимать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Руки подняли и покачали - 
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули - 
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем - 
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем:
Крылья сложили назад	Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут
Снова рисовать начнут. 
(И опять лепить начнут).

               ***

Тук-тук, топ-топ,
Бей покрепче, молоток.
Прибиваем, прибиваем,
А потом все побежали.
Зашагали, отдыхаем.

 

 

 

Надпись: Руки к верху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
         Раз, два, три, четыре, пять!                                                                        Ох как весело играть!                                                                        Руки вверх подними,                                                                                                  На пальчики посмотри,                                                                                         Шире руки разведи!                                                                                           А потом их опусти
	.


 

Надпись:  «Делаем зарядку»
Один, два, три, четыре — руки шире!                                    Один, два, три, четыре, пять — Быстренько присядь!                                               Раз, два, три — еще разок!   Теперь встанем на носок
	 
Руки вверх подними!                 Руки вверх подними!                   Руки шире разведи!                     Делай раз, делай два,                      Делай три!


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: «Правильно переходим улицу»
Очень, очень осторожно Через улицу иди.                              И налево, и направо     Обязательно гляди
«Гуси»
Гуси серые летели,                            На лужайке тихо сели.   Походили, поклевали,              Затем снова улетели	«Цветы»
Вот фиалка, вот тюльпаны,                                                        Георгины, розы, астры.                                                                                     Вот и лилии, пионы,                                                                            Колокольчики и маки.                                                                   Васильки, сирень, жасмин —                                                                                        Все вошли в букет один.                                                                                    А букет красив, душист!                                                                        От цветов и воздух чист


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Жук 
В группу к нам жук влетел,  Зажужжал и запел:   Ж-ж-ж-ж...` 
Вот он вправо полетел -  Каждый вправо посмотрел. 
(Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.) 
Вот он влево полетел -  Каждый влево посмотрел. 
Жук на нос хочет сесть -  Не дадим ему присесть! 
(Правой и левой рукой попеременно указывается направление движения к носу со стороны.) 
Жук приземлился  (направление движения вниз и приседание), 
Зажужжал и закружился:  Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...
(Делают вращательные движения руками типа волчка и встают.) 
Жук, вот правая ладошка,   Жук, вот левая ладошка 
(поочередно протягивают руки и смотрят на них), 
Посиди немножко.   Жук наверх полетел 
И на потолок присел  (поднимают руки вверх и смотрят). 
На носочки мы привстали, 
Но жука мы не достали  (приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх). 
Хлопнем дружно  Хлоп-хлоп-хлоп,  Чтобы улететь он смог  (хлопки над головой). 
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...  (Имитируют полет жука и садятся на стульчики.)

 

 

 

Надпись: Прогулка в зимнем лесу 
Мы пришли в зимний лес  (ходьба на месте). 
Сколько здесь вокруг чудес!  (Разводят руками.) 
Справа березка в шубке стоит,  Слева елка на нас глядит 
(отводят руку в указанную сторону и смотрят).  
Снежинки в небе кружатся  (движение `фонарики` и смотрят вверх), 
На землю красиво ложатся (кружась, приседают). 
Вот и зайка проскакал, 
От лисы он убежал  (прыжки). 
А вон там волчище рыщет,  Он себе добычу ищет! 
(Руки на поясе, наклоны в стороны.) 
Все мы спрячемся сейчас,  Не найдет тогда он нас!  (Приседают, прячась.) 
Лишь медведь в берлоге спит,  Так всю зиму и проспит!  (Имитируют сон.) 
Пролетают снегири  (имитируют полет птиц). 
Как они красивы!  (Отводят руку и прослеживают взглядом.) 
В лесу красота и покой  (разводят руки в стороны), 
А нам пора уже домой   (садятся на свои места).


 

Надпись: Ладошки 
Где ваши ладошки?   Тут-тут-тут! (Хором) 
(Показывают руки, сложенные в кулачки.) 
А в ладошках пальчики живут 
(раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении). 
Пальчики трудились,  Не ленились. 
Лепили-лепили  (сгибают и разгибают пальцы, имитируя лепку), 
Рисовали   (имитируют рисование), 
Строили-строили                                                                                                                  (имитируют строительство - рука подкладывается под руку), 
Хорошо играли!  (`Фонарики` руками.) 
А потом, а потом, А потом устали... 
(Медленно опускают руки на стол.) 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надпись: Учимся письму         
Мы учимся письму.                                                                                                 Руками указывают на тетрадь.) 
Для чего? И почему? 
Из крючков, из крючков  (пальцами делают крючки), 
Из кружков, из кружков  (пальцами делают кружки) 
Сможем буквы написать  (имитируют написание букв). 
Если будем мы стараться,                                                                                 (руки на поясе, наклоны головы в стороны), 
Буквы будут получаться. 
Пальцы наши потрудились  И немножко утомились 
(двигать пальцами, сгибая и разгибая их, затем кисти без движения повисают). 
Дружно мы их встряхнем  (встряхивают кисти рук) 
И опять писать начнем! 
(Сгибают и разгибают пальцы рук.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Надпись: Вновь у нас физкультминутка 
Вновь у нас  физкультминутка,                                                                   Наклонились, ну-ка, ну-ка!                                                                                Распрямились, потянулись,                                                                                            А теперь назад прогнулись.                                                                                                        Разминаем руки, плечи,                                                                                            Чтоб сидеть нам было легче,                                                                                             Чтоб писать, читать, считать                                                                                                И совсем не уставать.                                                                                               Голова устала тоже.                                                                                                                  Так давайте ей поможем!                                                                                               Вправо-влево, раз и два.                                                                                                                    Думай, думай, голова.                                                                                                               Хоть зарядка коротка,                                                                                                                          Отдохнули мы слегка

 

 

 

Надпись:  Зарядка                    
А сейчас все по порядку                                                                  Встанем дружно на зарядку. 
(Встают, руки на поясе.) 
Руки в стороны согнули,                                                           Вверх подняли и махнули. (Машут руками.) 
Спрятали за спину, Оглянулись: 
(прячут руки за спину и оглядываются попеременно) 
Через правое плечо,  Через левое еще. 
Дружно присели,    Пяточки задели. 
(Приседают и обхватывают пятки руками.) 
На носочки поднялись, Опустили руки вниз.



 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методические разработки "Картотека пальчиковых игр""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 356 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.09.2020 186
    • DOCX 1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пчёлкина Людмила Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пчёлкина Людмила Федоровна
    Пчёлкина Людмила Федоровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80265
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1479 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 771 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 222 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе