Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разрабтка Коммуникация. Альтернативная коммуникация

Методическая разрабтка Коммуникация. Альтернативная коммуникация

Скачать материал

Коммуникация. Альтернативная коммуникация

Общение - это не просто беседа, а обмен информацией. Это возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить? Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

Коммуникация. Альтернативная коммуникация

Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Коммуникация нужна, чтобы:

·         кому-то что-то сообщить,

·         на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),

·         получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация - это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтернативная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная. Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC - аугментативная (augmentative - увеличивающий) и альтернативная коммуникация.

Альтернативная коммуникация может:

• быть необходима постоянно;

• применяться как временная помощь;

• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.

Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

Цели использования альтернативной коммуникации:

·         построение функционирующей системы коммуникации

·         развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию

·         развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась  в среде глухих — это язык жестов).

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуковую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается. В случаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополнительной, или аугментативной, коммуникации. Необходимо помнить, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную коммуникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того, системы альтернативной и аугментативной коммуникации служат «мостиком», который в перспективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помощью речи. Ещё раз подчеркнём, что использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функциональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться ложному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию. Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.

Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.

При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых людей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут быть связаны с замедленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий. Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для данной категории детей могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи. Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации родителям совместно со специалистами необходимо оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка.

Для этого на индивидуальных встречах со специалистом выясняется, есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребёнок слушать и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Обсуждается, какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент.

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняются следующие действия:

• Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.

• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.

• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.

• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.

 • Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шлемы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:

Принцип «от более реального к более абстрактному».

При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к примеру, собаки), потом - рисунок с объектом, и затем - пиктограмму.

• Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации - жестов, картинок и, например, написанного слова). Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.

1. Показываем  картинку «дом»  и игрушку «дом»

2. Используем  напечатанное  слово «дом»

3. Показываем  жест «дом»

• Принцип постоянной поддержки мотивации.

Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации - это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

• Принцип функционального использования в коммуникации.

Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.

Требования к символам системы дополнительной   коммуникации:

• Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было догадаться об их значении.

• Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).

• Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знакомы ребёнку. •  Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.

• Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.

• Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разрабтка Коммуникация. Альтернативная коммуникация"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.09.2020 172
    • DOCX 24.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мурзалиева Камила Еркеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мурзалиева Камила Еркеновна
    Мурзалиева Камила Еркеновна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71298
    • Всего материалов: 217

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 124 человека из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 524 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона