Методическая разработка урока
русского
языка в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов
Исенева Светлана Анатольевна
Тема: «Упражнение
в правописании пред-
логов и приставок»
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по
теме:
«Правописание предлогов и приставок».
Задачи:
Образовательные. Совершенствовать
умения различать предлоги
и
приставки,
правильно употреблять их в речи и писать;
закрепить
навык правописания безударных гласных в корнях и
приставках;
Развивающие.Развивать умение писать предлоги отдельно,
а приставки
слитно и графически верно;
способствовать
развитию орфографической зоркости, логичес-
кого
мышления, памяти учащихся. Воспитательные.
Воспитывать интерес и любовь к животным,
уважительное
и бережное отношение к природе.
Оборудование:
компьютер, проекционный экран; видеопроектор; тесты по
теме
«Правописание приставок и предлогов»; диск с презентацией
к
уроку, учебник русского языка для 3 класса
ребусы, сигнальные карточки;
План урока:
1. Организационный этап. (2мин.)
2. Минутка каллиграфии. (3мин.)
3. Проверка дом. задания. (3 мин.)
4. Словарно- орфографическая работа. (4 мин.)
5. Сообщение темы урока.
(1мин.)
6. Тренировочное упражнение. (4 мин.)
7. Упражнение в правописании приставок и
предлогов. (15 мин.)
8. Итоговый
контроль знаний. (8 мин.)
9. Оценочно- рефлексивный этап. (4 мин.)
10. Дом. задание. (1 мин.)
Ход урока
1. Организационный этап.
Хорошо проверь,
дружок,
Ты готов начать
урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка, и
тетрадка?
Все ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет
получать
Только лишь
отметку… ( Дети хором)… «пять»
(На партах у детей
лежат сигнальные карточки, на которых с одной
стороны изображено
лицо весёлого человечка, а с другой - грустного)
У:
Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение. (Дети показывают
весёлого человечка)
Я очень
рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что
в течение
урока оно будет только улучшаться.
А урок у нас
сегодня необычный. Наш давний друг старичок – лесовичок
приглашает
всех ребят в свой сказочный лес.
(На проекционном
экране появляется картинка)
слайд 1
У: Ребята, вы хотите побывать в гостях у нашего
друга?
Д: Да.
2. Минутка
каллиграфии.
У: К сказочному лесу нас приведут вот эти
следы…
(Изображение на
экране)
слайд 2
У: Прочитайте буквы и сочетания букв, которые
написаны на следах.
Что они вам
напоминают?
Д: Приставки, предлоги.
У: Чтобы добраться до леса, надо списать буквы
и сочетания букв
записанные на
следах.
( Один ученик записывает
на доске, а остальные в тетрадях)
_________________________________________
от, обо, в, про,
под, по, над, на, за, во,
3. Проверка дом. задания
У: Ребята, вот мы и пришли к лесу. Возле леса
на поляне растут
цветы,
которые очень нравятся старичку – лесовичку
слайд 3 4 5 6 7 8 9
10
У: Как вы думаете, мы правильно поступим, если
сорвём эти цветы для нашего друга?
Д: Нет. Мы нарушим правила поведения в природе.
У: А давайте мы перенесём цветы в волшебный
лес. Но сделать это
непросто. Для
того, чтобы цветы пересадить, вы должны называть
слова с
приставкой -пере-.
( Дети называют слова с приставкой –пере-, и цветы исчезают с
проекционного экрана )
На экране картинка
слайд 11
У: Ребята, старичок – лесовичок благодарит
вас за такой подарок и
приглашает посетить
его сказочный лес.
4.
Словарно-орфографическая работа
( Заранее подготовленный
ученик читает)
За
знаньями в лес мы сегодня пойдём,
Уменья,
смекалку с собою возьмём,
Дорогой с
пути никуда не свернём.
У: Лес этот полон чудес. Чтобы войти в него
надо знать пароль.
Паролью
является тема нашего урока.
Чтобы её
определить, мы выполним вот это задание…
(На прекционном
экране запись)
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
|
слайд 12
У: Внимательно прочитайте написанные
словосочетания.
На какие две
группы можно разделить находящиеся в них слова?
Д: На приставки и предлоги.
У: Назовите слова с приставками.
Д: Доехал, побежал, прочитал, подполз.
У: Как надо писать приставки с корнем?
Д: Приставка с корнем пишется слитно.
У: Молодцы! А теперь назовите слова с
предлогами.
Д: До деревни, по дороге, про завод, под
машину.
У: Как надо писать предлоги со словами?
Д: Предлоги со словами пишутся раздельно.
У: Спишите словосочетания , раскрывая скобки .
(Дети
записывают словосочетания на доске и в тетрадях)
5. Сообщение
темы урока
У: Кто уже догадался какова тема нашего урока?
Д: Предлоги и приставки.
У: Правильно, ребята. Сегодня мы будем
упражняться в правописании
предлогов и
приставок.
Мы разгадали
пароль и теперь можем войти в сказочный лес.
Но прежде
давайте повторим правила поведения в лесу.
(дети
называют правила поведения в лесу)
6. Тренировочное
упражнение
У: На доске я записала предложение. Но из него исчезли предлоги
и
приставки.
Кто поможет мне вернуть их на место?
(на доске запись)
Ребята
…весили … лесу кормушки … птиц.
|
УУ:Дети,
как вы думаете правильно ли поступили ребята?
Д: Правильно. Птицам надо помогать.
У: Произведите разбор этого предложения по
членам пред-
ложения и по
частям речи.
|
7. Упражнение в
правописании приставок и предлогов (ученик
читает наизусть)
Здравствуй
, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
1) Игра
«Исключи лишнее слово»
У: Старичок -лесовичок хочет познакомить нас с
одним из своих друзей.
Отгадайте
ребус и узнаете о ком идёт речь.
(заяц)
слайд
13
Правильно
ребята, это зайчик. И он просит у нас помощи. Волк велел
ему из каждой
цепочки слов по какому-либо признаку исключить лишнее. А зайчик не
умеет этого делать. Давайте поможем ему.
(на
проекционном экране запись)
по
линейке, по квартире, побежал;
зашёл,
задел, за садом;
до вечера,
до зимы, дочитал;
на земле,
на траве, написал;
|
слайд 14
(Дети находят лишнее слово в каждой цепочке)
У: Посмотрите внимательно на слова с предлогами
. С какими словами чаще
всего
употребляются предлоги?
Д: С именами существительными.
У: Перед какими словами никогда не стоят
предлоги?
Д: Предлоги не стоят перед словами,
обозначающими действие предмета.
У: Молодцы, ребята!
2) Физ. минутка
Раз по тропочке
лесной, по лесной
Прыгал зайка
озорной, озорной, вот так…
Мишка зайку
догонял, догонял
И в вразвалочку
шагал, он шагал, вот так…
И нарядна,
хороша, хороша
Шла лисичка не
спеша, не спеша.
(Учащиеся
изображают действия, движения животных)
3)
Самостоятельная работа. «Колесо приставок»
У: Ребята, отгадайте ребус и скажите , кто ещё
живёт в
сказочном лесу?
,
Б КА
|
(белка)
У: Правильно, ребята,
это белка.
слайд 15
Белка
здесь живёт ручная,
Да
затейница какая!
Белка
песенки поёт
Вам
задание даёт.
Решила она поиграть
с вами в игру «Колесо приставок»
За минуту вы должны
приписать как можно больше
приставок к слову бежать.
Работа на
карточках
4) Письмо
по памяти
а) чтение стихотворения;
У: В этом лесу живёт медведь. Прочитайте о
том, какой случай с ним
однажды
произошёл.
(на
проекционном экране)
(За)ревел
медве..ь (со)сна,
И в густом
л..су,
Вздрогнув,
стукнула с..сна,
Ш..шкою
л..су.
|
слайд 16
б) работа над
изученными орфограммами;
У: От медвежьего рёва буквы в словах
выпали. Вставьте пропущенные
буквы,
раскройте скобки. Обоснуйте своё решение.
в) заучивание
стихотворения наизусть;
г) написание
стихотворения по памяти;
Слабым
учащимся учитель раздаёт карточки на которых написаны
первые
буквы каждой строки.
д) проверка записи путём сличения с
образцом;
(на
проекционном экране образец)
Заревел
медведь со сна,
И в
густом лесу,
Вздрогнув,
стукнула сосна,
Шишкою
лису.
|
слайд 17
е) подведение итога;
У: Ребята, кто не допустил ни одной ошибки?
Молодцы!
8. Итоговый
контроль знаний
У: Ребята, мы хорошо провели время в
гостях у старичка-лесовичка.
Пора нам
отправиться домой. Но выйти из леса вы сможете только
предъявив
пропуск-тест.
За 7 минут вы
должны выполнить задания, предложенные в тесте
Тест по теме «Правописание приставок и предлогов».
1.Вставь в предложение слова предлог и
приставка туда ,где они должны быть.
Между______ и словом
можно вставить ещё какое-нибудь слово, а между______ и словом нельзя.
(2 балла)
2.Заполни пропуски.
Предлоги со
словами пишутся_____________________ ,
а
приставки_____________________________________ ( 2 балла)
3.Подчеркни одной чертой предлоги, а двумя -приставки.
1) Мальчик сбился с
дороги. 2) Витя надел на руки варежки. 3) Малыш подравнял свой кустик под
остальные. (6 баллов)
4.Напиши в клеточках подходящие предлоги
Слезть крыши.
Полезный здоровья.
Автобус кондуктора.
Отрывок рассказа.
Смеяться клоуном. (5 баллов)
5. Подчеркни слова с приставкой (от).
Отцовский, отрезать,
отпилить, отколоть, отужинать, оттаять, отдыхать.
(5
баллов)
9. Оценочно-
рефлексивный этап.
Организация рефлексии- осмысления
учащимися своей деятель-
ности.
--Чему учились на уроке?
-- Что
понравилось больше всего?
-- С
какими трудностями столкнулись при выполнении заданий?
-- Над чем необходимо ещё поработать?
Подведение итогов, характеризуя работу учащихся на уроке.
Выставление
отметок.
10. Домашнее задание. учебник с.131 упр348
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.