Математика
3 класс
Шугайлова Светлана Владимировна, МБОУ
гимназия №19
Петерсон, Л. Г. Математика.
3 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011.
Тема «Умножение на
двузначное число»
Цели:
образовательные:
–формировать умения выполнять
письменное умножение на двузначное число, используя алгоритм;
–тренировать вычислительные навыки.
развивающие:
– активизация
познавательной деятельности учащихся;
– развитие
внимания, памяти;
– развитие умения
выбирать нужную информацию;
–совершенствовать
мыслительные операции: анализа, сопоставления;
– развитие
коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
–воспитание
интереса к предмету;
– воспитание
трудолюбия, способности к познанию.
1. Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
(Слайд 1) Солнышко.
- Пусть нам всегда светит и улыбается
солнышко.
- Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить,
умножать,
Прибавлять,
вычитать.
Запомните все,
Что без точного
счета
Не сдвинется с
места
Любая работа.
- Вы согласны с этим
утверждением?
Даже сказочные
герои осваивают математику.
Выполнив следующее задание, вы отгадаете,
какой сказочный герой придет к нам на урок.
2. Актуализация
знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
а) Математический диктант.
- Запишите числа:
8 654, 370 единиц, 1 сотня 2 десятка
8 единиц, 7 сотен 40 единиц, 86 десятков 7 единиц, 5 555.
- Найдите меньшее
число. (128)
-Увеличьте его в
10 раз. Запишите ответ. (1280)
- Найдите число, в
записи которого используется одна и та же цифра. (5 555)
- Уменьшите его на
55. Запишите ответ. (5 500)
- Найдите число, у
которого в разряде сотен записана цифра 6. (8 654)
- Уменьшите его на
8 000. Запишите ответ. (654)
(Запись чисел в тетради 1 280, 5 500,
654)
б) Проверка
- Давайте проверим, какие числа вы
записали.
(Слайд 2)
(8 654, 370, 128, 740, 867,
5 555, 1 280, 5 500, 654)
- Посмотрите на числа. (щелчок на слайде) Каждому
числу соответствует буква. Расположите числа в порядке возрастания и узнайте
имя сказочного героя, которому также нужна математика.
в) (Слайд
3) Угадывание героя.
(Слайд 4) Мультфильм. Матроскин
представляется.
- Что можете рассказать о Матроскине?
(деловой, хозяйственный, трудолюбивый, веселый, успешный)
(Слайд 5) Матроскин хочет
обзавестись хозяйством.
- Да, молоко и другие молочные продукты
полезны, особенно растущему организму, вам.
(Слайд 6) Займемся делом.
- Давайте и мы не будем терять время,
займемся делом.
г) Фиксация индивидуального
затруднения в пробном действии.
(Слайд 7)
- Выполните умножение в столбик.
623 * 9 =
615 * 3 =
21 * 56 =
д) Проверка.
3. Выявление
причины и места затруднения.
- В каком примере возникло затруднение?
Почему? А чем он отличается от первых двух? Почему ответы разные? ( Потому что не
знаем правила) (щелчок на слайде)
- Чему мы должны сегодня научиться? Какова
цель урока? (научиться умножать на двузначное число) (щелчок на
слайде)
- Определите тему урока. (Умножение
на двузначное число)
(Слайд 8) Тема урока «Умножение на
двузначное число»
4. Построение проекта выхода из
затруднения.
- Какие знания нам помогут, чтобы решить
новый пример? (таблица умножения, правило умножения многозначного числа на
однозначное, распределительное свойство умножения)
- Я предлагаю работать по следующему
плану.
(Слайд 9) План-проект.
5.
Реализация построенного проекта.
а) –
Давайте решим пример с помощью распределительного свойства умножения.
1 ученик у доски.
На доске:
21*56=
Представим 56 в виде суммы разрядных
слагаемых.
21* (50+6)= 21*50+21*6= 1050+126= 1176
- В чем заключается распределительное
свойство умножения?
21 21 1050
* * +
50_ 6_
126
1050
126 1176
- Сначала мы
умножили на 5 десятков, а затем на 6 единиц и полученные результаты сложили.
Итак, мы решили
пример. Ответ: 1176
б) – А теперь
решим его в столбик, использовав данное свойство умножения.
2 ученик у
доски.
- Как будем
записывать? (по правилу)
21
*
56
- Как удобнее
решать? С чего начнём умножать? На единицы или на десятки? ( Мы уже умеем
умножать на однозначные числа, значит, начнем умножать на единицы)
(Повесить эталон
умножения на однозначное число на доску)
21
*
6
126
- На 6 единиц
умножили, а что дальше? (Ещё нужно умножить 21 на 5 десятков). Умножим…
5
десятков записываю под десятками, значит, будем записывать второе неполное
произведение со сдвигом на 1 разряд влево.
|
|
21
*
56
126
+105
- Складываем
полученные результаты.
21
*
56
126
+
1050
1176
- Когда мы
умножаем на десятки, то всегда в результате получаем какие числа? (круглые) Это
значит, что во втором неполном произведении всегда будет 0 единиц, его можно не
записывать, т.к. если к числу прибавить 0, то всегда получим то же самое число.
Значит, второе неполное произведение будем сдвигать на 1
разряд влево!
(Слайд 10)
Физкультминутка
в) – Составим
алгоритм умножения на двузначное число в столбик.
- Назовите ……..
первый множитель,
второй множитель,
(учитель
называет) первое неполное произведение,
(учитель
называет) второе неполное произведение,
произведение.
- С чего начинали
умножение? (с записи по правилу) (щелчок на слайде)
- Что выполняли
дальше? (умножали первый множитель на количество единиц второго множителя,
записали первое неполное произведение). (щелчок на слайде)
- Затем что
выполняли? (умножали первый множитель на количество десятков второго множителя;
записали второе неполное произведение). (щелчок на слайде)
- И последнее наше
действие? (сложили первое и второе неполные произведения, прочитали ответ). (щелчок
на слайде)
г) Вывесить
на доску справа эталон умножения на
двузначное число.
- При умножении на
двузначное число, мы будем пользоваться новым эталоном.
д) Сравним
составленный вами алгоритм с правилом в учебнике на стр. 25
- Совпадают наши
выводы с текстом в учебнике? Молодцы!
(Слайд
11)
- А теперь
вернитесь к своим листочкам и исправьте ошибки, если они у вас были.
6. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
а) – Какой следующий
этап нашего урока? (тренировка, закрепление, проговаривание).
- Откройте стр. 26
№5 (б) - 1 столбик.
На доске
решают дети с проговариванием.
б) – Скажите,
ребята, а подойдет ли составленный алгоритм для умножения трехзначного числа на
двузначное? А четырехзначного на двузначное?
- Любое
многозначное число можно умножить на двузначное, пользуясь данным алгоритмом.
Вывесить на доску
справа эталон умножения трехзначного числа на двузначное.
в) – Давайте
решим такие примеры:
стр. 26 № 5 (б) –
2 столбик
7. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
- А теперь решите
самостоятельно и проверьте, как усвоили решение новых примеров.
стр. 26 №5 (а) в
учебнике - 1, 2 примеры. Сравните свои решения с эталоном на экране. Всё ли у
вас получилось?
(Слайд
13)
8. Включение в систему знаний заданий
на повторение.
- Ребята, а для
чего мы учимся решать примеры нового вида? Где они могут пригодиться? (в жизни,
в решении задач, выражений)
- Давайте решим
задачи. Посмотрите на экран.
(Слайд
14) (Слайд 15)
Ученик у
доски.
1. Задача.
В феврале
корова мурка давала 19 литров молока в сутки, что на 5 литров меньше, чем в
марте. Сколько литров молока она даст за март месяц?
1) 19+5=24
(л) – за сутки в марте
2) 24*31= 744
(л) – за март
Ответ: 744 литра молока даст мурка в
марте.
(Слайд
16) (Слайд 17)
2. Задача (самостоятельно)
-
Посмотрите на экран, как трудятся наши герои. Вычислите площадь огорода, если
его длина равна 25 м, а ширина 15 м.
1) 25*15=375
(м2) – S
огорода.
Ответ: площадь огорода 375 м2
3) Резерв: стр. 26 №4
9. Рефлексия учебной деятельности.
а) - Какую
цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли?
- Кто запомнил
алгоритм умножения на двузначное число?
- О чем нужно
помнить при умножении первого множителя на десятки второго множителя?
(записываем второе неполное произведение со сдвигом на один разряд влево)
- Кто доволен сегодня
своей работой?
- Кто хотел бы
что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Каким словом вы
бы оценили свою работу? Почему?
(Слайд
18)
б) –
Посмотрите на героев мультфильма. Они трудолюбивые, дружные, весёлые. Вместе
работают и отдыхают. Точно, как и мы.
- Покажите левую
ладошку и мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, а на вторую
положите знания, которые вы получили на уроке. Сложите ваши знания. Что вы
чувствуете? (стали умнее, больше знать) Поаплодируйте себе. Молодцы! Я вами
довольна!
(Слайд
19)
Д/з.: с. 26 №5 (б)
дорешать в учебнике, стр.25 (выучить правило)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.