Инфоурок Математика КонспектыМетодическая разработка урока математики "Числовые и буквенные выражения" (2 класс)

Методическая разработка урока математики "Числовые и буквенные выражения" (2 класс)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 имени Н.З. Поповичевой г. Липецка

 

 

 

Конспект урока математики во 2 классе

 «Числовые и буквенные выражения»

 

 

подготовила

учитель начальных классов

Шугайлова Светлана Владимировна

 

 

 

г. Липецк

Математика

2 класс

Шугайлова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой

 г. Липецка

Петерсон, Л. Г.  Математика.  2 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2011.

Урок 52.

Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 7)

Цели:

образовательные:

–уточнить представления о понятиях «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение»;

–тренировать способность к составлению сумм и разностей по тексту задач, нахождению значений числовых и буквенных выражений;

–тренировать вычислительные навыки, навыки к счёту через 4 .

развивающие:

– активизация познавательной деятельности учащихся;

– развитие внимания, памяти;

– развитие умения выбирать нужную информацию;

– развитие коммуникативных способностей учащихся.

воспитывающие:

 –воспитание интереса к предмету;

– формирование умения работать в парах, группах;

– воспитание трудолюбия, способности к познанию.

Оборудование: Петерсон, Л. Г.  Математика.  2 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2010; карточки 3+7, 3=3, 7 - 3,  3<7,  7 ≠ 3,  7>3.

 

Символы:   - «Слушаю»                                                                                   

                              - «Смотрю»

                     - «Говорю»

                       - «Пишу »

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 

Ι. Актуализация знаний

 

     1

1.     Счёт от 0 до 40, от 40 до 0, присчитывая по 4 . (Подготовка к изучению таблицы умножения)

На доске  записан числовой ряд (можно попросить ученика записать числа в порядке возрастания и убывания от 0 до 40, от 40 до 0, присчитывая по 4)

4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

40, 36, 32, 28, 24, 20, 16, 12, 8, 4

2.     Устное решение задач

–  Решите задачи.

а) Саша заплатил за чай 3 рубля, а за булочку – 6 рублей. Сколько всего денег заплатил Саша? (3+6)

б) Саша заплатил за чай 3 рубля, а за булочку – 6 рублей. На сколько рублей дороже булочка, чем чай? (6 - 3)

– Какие арифметические действия выполняли? (Сложение и вычитание)

3.     Работа в группах  3  4  5  1

Учитель раздаёт карточки 6 группам.

         3+7          3=3       7 – 3       3<7       7 ≠ 3      7>3

– В течение 1 минуты составьте по своей карточке задачу.

Группы, которым достались  карточки 3+7 и  7 – 3 без труда справились с заданием, а остальные не смогли.   

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, таблиц;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника, находить необходимую информацию;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Применение нового знания. Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

 

 

 

 

 

   

1.     Выявление причины затруднения  3

 Выясняется  причина затруднения: при решении задач надо выполнять арифметические действия, а в карточках 3=3,  3<7,  7 ≠ 3,      7>3 действий нет – там сравниваются числа. Поэтому по данным записям задачи составить нельзя.

–Разбейте данные записи на группы. 5                      4

  Вывод: Таким образом, все данные записи можно разбить на две группы: записи, в которых обозначены некоторые действия,- это выражения, и записи, в которых есть знаки сравнения, - они не являются выражениями.

2.     Формулирование темы и цели урока   5

  – Как вы думаете, какая будет тема урока? (Тема урока – «Выражения» и его цель: учиться распознавать выражения, составлять выражения по тексту задач.)

  

3.     Открытие нового знания   8

На данном этапе фиксируется, что выражения задают программу действий для решения задач.

1)    Первый их существенный признак уже выявлен: выражения содержат знаки арифметических действий (сложения, вычитания и т.д.) и не содержат знаки сравнения.

Составление опорного сигнала:  2

>, <, =, ≠

 

  +,

 
 

 

 

2)    Формирование представлений о числовых и буквенных выражениях.

а) Учитель предлагает учащимся определить, являются ли выражениями записи:

 3 + 7                        a + 7                a + b

Учащиеся устанавливают, что во всех этих записях есть действие сложения и нет знаков сравнения, - значит, это выражения.

б) Составление задач по двум последним выражениям. Нахождение существенного признака отличия этих выражений от первого.

– Чем отличаются эти выражения? (В двух последних выражениях есть буквы, а первое состоит из чисел)

в)  Учитель предлагает детям придумать название для выражений, содержащих буквы. 4

  Вывод: Выражения – это записи, в которых обозначены арифметические действия. Выражения, составленные из чисел – числовые выражения, из букв – буквенные.

4.     Сравнение полученных выводов и предложенных названий с текстом учебника.    2  4

С. 19

– Совпадают наши выводы с текстом учебника?

– Молодцы, вы справились!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Работа в учебнике с.19  6

1.     с.19, № 2. 6

Чтение выражений разными способами (разность пятнадцати и девяти, 15 минус 9, и т.д.) Нахождение числовых (подчеркнуть одной чертой) и буквенных (подчёркиваются двумя чертами) выражений.

а) 15 – 9    б) a + c     в) 207 + 27     г) 16 – b

2. с.19, №3

    Запись указанных выражений, чтение разными способами. 6

    а) сумма m и n

    б) разность 200 и 48

в) разность 34 и x

г) сумма 3 и 18

3. с.19, №4 (а) Работа в парах.    4   3

      a<12  и  7+4=11

 Учащиеся устанавливают, что данные записи не являются выражениями, т.к. в них есть знаки сравнения: «<» и «=»

– Справились с заданием?   4

– В чём испытали затруднения?

– Как оценили свою работу? Почему?

 

 

 

 

 

1.с.19, №4 (б)   6

Нахождение записей, которые не являются выражениями. Проверка по эталону.

Пользуясь опорным сигналом, найдите выражения, а остальные записи зачеркните. Чем являются эти записи? (Либо равенства, либо неравенства)

Таким образом, в данном задании имеется четыре выражения: 8-2, 4+5-3, c + n, 45-7+3.

Вопросы к ученику:        4     

– Что  нужно было выполнить?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

4) формируем умение работать в паре, группе, вступать в беседу;

5)формируем умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план), умение работать по предложенному учителем плану;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

5)формируем умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

6)формируем умение проговаривать последовательность действий на уроке;

7)формируем умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

8)формируем умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ (технология оценивания учебных успехов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Повторение

 1. Работа в группах. С.20, №5   4  5  3

Классификация  фигур по признакам.

Предварительно разбирается смысл первой строки.

I выражение – разбиение фигур по размеру (большие и маленькие)

II выражение – разбиение фигур по цвету (серые и оранжевые)

III выражение – разбиение фигур по форме (круги и треугольники)

Затем каждая группа в течение 1-2 минут записывает выражения, соответствующие данным разбиениям (заполняет свой столбик) и обсуждает смысл полученных выражений. После этого представители групп обосновывают свои решения, а те учащиеся, которые выполняли другие задания, записывают их.

I.    3+4

4+3  –  число маленьких и больших фигур;

7-3   –  число маленьких фигур;

7-4   –  число больших фигур.

II. 5+2

2+5 –  число оранжевых и серых фигур;

7-5 –  число оранжевых фигур;

7-2 –  число серых фигур.

      III. 6+1

1+6  – число треугольников и кругов;

7-6   – число треугольников;

7-1   – число кругов.               

– Справились с заданием?     4

– В чём испытали затруднения?

– Как оценили свою работу? Почему?

 2. Работа над правилом с.20. 

– Объясните термин «значение выражения»? (Число, которое получается, если выполнить все действия)

– Что значит «найти значение выражения»? (Выполнить действия, указанные в числовом выражении)

  

3. Нахождение значения выражений, проговаривается вслух новый термин. С.20, №6  2

4. Работа с таблицей. С.20, №8   6    1

При заполнении таблицы, используются новые термины.

Если а=5, то значение выражение а+138=143 и т. д.                                                                                             

5.              Игра - соревнование «Блицтурнир». С.21, №10. Ознакомление с новой формой работы. Работа в группах.4  5  3

За ограниченное время (не более 1 мин на задачу) дети в быстром темпе составляют выражения к задачам (каждой группе по одной задаче). После этого представители групп обосновывают свои решения, а те учащиеся, которые выполняли другие задания, записывают их.

– Справились с заданием?                 4   

– В чём испытали затруднения?

– Как оценили свою работу? Почему?

Личностные УУД:

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем умение понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(технология оценивания учебных успехов)

ТООУ

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

ТООУ(технология оценивания учебных успехов)

VΙ. Итог

– Какая была тема урока? 4

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

– Чему научились на уроке?    4

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

 

 

ТООУ (технология оценивания учебных успехов)

VII. Домашнее задание

С.20, №7, с.21 №12

 

 Оценивание достижений учащихся

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно выполняли устный счёт.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

 

* Отметить учеников, которые правильно анализировали, решали задачи.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

Работа в учебнике

          * Отметить учеников, которые  правильно называли разные способы чтения выражений, правильно их записывали.

          * Отметить учеников, которые  правильно устанавливали, какие записи являются выражениями, а какие нет. 

IV. Повторение

* Отметить учеников, которые  правильно находили значение выражений, правильно употребляли в речи новый термин «значение выражения»

Список использованной литературы

1. Петерсон, Л. Г.  Математика.  2 класс: учебник / Л. Г. Петерсон. – М.: Издательство «Ювента», 2011

2. Математика.  2 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей. – М.: Издательство «Ювента», 2010 Петерсон, Л. Г. 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока математики "Числовые и буквенные выражения" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Тьютор

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.03.2019 813
    • DOCX 1.1 мбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шугайлова Светлана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 7 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96693
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 53 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 180 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 19 регионов

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 41 региона

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 151 человек из 51 региона