Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка открытого занятия "Дикорастущие и культурные растения"

Методическая разработка открытого занятия "Дикорастущие и культурные растения"

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮННАТОВ»

 Г.ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИКОРАСТУЩИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ.

( методическая разработка открытого занятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Автор-составитель: НАВРОЗАШВИЛИ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА-

                                              педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Вязьма

Смоленская область

                                                                  2018 год

ТЕМА: Дикорастущие и культурные растения.

 

ЦЕЛИ:

·        изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение;

·        развивать у детей мышление, логику;

·        воспитывать интерес к полевым растениям.

 

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: картины с изображением деревьев и кустарников: ели, яблони, крыжовника, можжевельника, мать-и-мачехи, помидора, василька; зелёные и жёлтые фишки – у каждого ребёнка, ручка.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

 

I.   Организационный момент.

II. Введение в тему.

III. Знакомство с дикорастущими растениями (рассказ педагога с элементами 

      беседы).

IV. Физкультминутка.        

V.  Знакомство с культурными растениями. Игра «Найди пару».

VI. Закрепление изученного материала.

                   - Работа с дидактическими карточками:

                                                 «Зелёный – оранжевый»,

                                                 «Культурные растения»,  

                                                 «Дикорастущие растения»,

                                                 «Группы культурных растений».

VII. Итог занятия.

VIII. Приложение к занятию.          

 

Ход занятия.

 

I. Организационный момент.

 

II. Введение в тему.

Рассказ педагога с элементами беседы.

         Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

 

 

 

Растения

 

 


                                                           Лиственные                    Хвойные

1.                                                                                                1.

2.                                                                                                2.

3.                                                                                                3.

 

         - Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют      растения? (Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать-и-мачеха, душица, зверобой, берёза. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.)

         Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.

         Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.

         - Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня?  (Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня – в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)

         - Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник – растение леса.)

         - Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – травянистые растения, мать-и-мачеха растёт повсюду, а помидор – в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай)

         - На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на водоёме.)

         Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями.

         - Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: берёза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень, бересклет; травы: ромашка, одуванчик, василёк.

 

III. Знакомство с дикорастущими растениями.

Рассказ педагога с элементами беседы.

         Детям показывается гербарий и рисунок василька.

         Можно инсценировать легенду о васильке с помощью кукол или заранее подготовить детей.

         - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь:

                             Колоситься в поле рожь,

                             Там во ржи цветок найдёшь.

                             Ярко синий и пушистый,

                             Только жаль, что не душистый.

                                                                     (Василёк)

         - Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:

 

                             К красоте равнодушным он не был,

                             Тот, кто лёгким движеньем руки,

                             Как осколки бездонного неба,

                             Бросил в спелую рожь васильки.

 

                             В этом жёлто-зелёном море –

                             Синие островки.

                             Смотрит небо взглядом влюблённым

                             На детей своих, на васильки.

 

                             Синий цвет не полезный, не хлебный,

                             Есть другие цветы и цвета,

                             Но бывает порою целебной

                             Бесполезная их красота.

 

                             Понимаю, что хлебу мешают,

                             Понимаю, что сорняки,

                             Но как поле они украшают,

                             Голубые глаза – васильки.

 

         - Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)

         - Скажите, а почему Ф. Васильев называет васильки сорняками? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)

         Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд. Сейчас мы покажем вам одну украинскую легенду (см. Приложение к занятию).

         В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

         Педагог или заранее подготовленные обучающиеся могут рассказать истории о дикорастущих травах (см. Приложение к занятию).

 

IV. Физкультминутка.

                             Жил один садовод,

                             Он развёл огород,

                             Приготовил старательно грядки.

                                                 (Копают грядки)

                             Он принёс чемодан,

                                                 (Показывают, как он нёс чемодан)

                             Полный разных семян,

                             Но смешались они в беспорядке.

 

                             Наступила весна,

                             И взошли семена –

                                                 (Дети присели, затем встали)

                             Садовод любовался на всходы.

                                                 (Восхищаются)

                             Утром их поливал,

                                                 (Поливают)

                             На ночь их укрывал

                                                 (Укрывают)

                             И берёг от холодной погоды.

                                                 (Дети садятся, педагог продолжает.)

 

                             Но когда садовод

                             Нас позвал в огород,

                             Мы взглянули и все закричали:

                             - Никогда и нигде,

                             - Ни в земле, ни в воде

                             Мы таких овощей не встречали!

 

                             Показал садовод

                             Нам такой огород,

                             Где на грядках, засеянных густо,

                             Огурбузы росли,

                             Помидыни росли,

                             Редисвекла, чеслук и репуста.

 

V. Знакомство с культурными растениями, с помощью игры «Найди пару».

         Кроме того, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

         На доске и на столах у детей – карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива; лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.

         Педагог берёт одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

         Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

         Педагог: Каждый день мы едим хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

         Педагог может подробнее рассказать о зерновых растениях выращиваемых на полях (см. Приложение к занятию.)

         Дети: Груша и слива. Это фрукты они растут в садах.

         Педагог: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Назовите их. (Смородина, малина, земляника.)

         Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях в огороде.

         Педагог: Правильно, такие растения называют овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)     

         Дети: Лён, хлопок. Из них делают ткань.

         Педагог: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё и вафельные полотенца – это всё лён и хлопок.

         Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

         Педагог: Они называются декоративными растениями. Приведите свои примеры. (Флокс, тюльпан, гладиолус.)

 

VI. Закрепление изученного материала.

         - Теперь мы знаем, какие бывают растения, кроме дикорастущих. У каждого на столе лежит карточка с изображёнными на ней растениями и фишки зелёного и жёлтого цвета. Рассмотрите растения.

         - Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми – культурные растения.

         Дети выполняют задание.

 

         Карточка «Зелёный – оранжевый».

 

Лён

Рожь

Одуванчик

Помидор

Ольха

Василёк

Яблоня

Берёза

Мать-и-мачеха

Тополь

Крыжовник

Ель

Горох

Редис

Ландыш

Огурец

Рябина

Подснежник

Смородина

Роза

        

     

 

 

 

 

 

         Педагог раздаёт детям три дидактические карточки. Ребята выполняют задания.

 

         Дидактическая карточка «Культурные растения».

 

КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

 

 

 

            Деревья                                Кустарники                              Травы

1. Яблоня                              1. Крыжовник                                     1. Помидор

2. Слива                                2. Смородина                                      2. Огурец

3. Вишня                              3.  Малина                                           3. Петрушка

 

 

         Дидактическая карточка «Дикорастущие растения».

 

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

 

 

 

            Деревья                                Кустарники                              Травы

1. Берёза                               1. Калина                                            1. Осот

2. Ольха                               2. Шиповник                                      2. Тимофеевка

3. Тополь                             3. Сирень                                            3. Ромашка

 

 

Дидактическая карточка «Группы культурных растений».

 

ГРУППЫ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ

 

 

 

 


Овощные              Плодовые              Зерновые      Декоративные       Прядильные

1. Лук                     1. Слива                  1. Рожь           1. Тюльпан               1. Лён

2. Огурец               2. Яблоня                2. Пшеница    2. Роза                      2. Хлопок

 

         Педагог с детьми проверяет задания.

 

         - А теперь, ребята, отгадайте загадки.

 

                             Что красно снаружи,

                             Бело внутри

                             С зелёным хохолком на голове?

                                                 (Редис)

            

                             Летом – в огороде,

                             Свежие, зелёные,

                             А зимою – в бочке,

                             Крепкие, солёные.

                                                 (Огурец)

                            

                             Дом зелёный тесноват:

                             Узкий, длинный, гладкий.

                             В доме рядышком сидят

                             Круглые ребятки.

                             Осенью пришла беда –

                             Треснул домик гладкий,

                             Поскакали кто куда

                             Круглые ребятки.

                                                 (Горох)

 

                             Золотая голова,

                             Велика, тяжела.

                             Золотая голова

                             Отдохнуть прилегла.

                             Голова велика,

                             Только шея тонка.

                                                 (Тыква)

 

                             Как надела сто рубах,

                             Заскрипела на зубах.

                                                 (Капуста)

 

         Ребята, к какой группе относятся эти культурные растения? (Овощные)

 

VII. Итог занятия.

         - Ребята, чем дикорастущие растения отличаются от культурных?

         - Приведите примеры дикорастущих растений.

         - О каких группах культурных растений мы сегодня говорили?

         - Приведите по два – три примера растений каждой группы.

 

 

 

 

 

 

Приложение к занятию.

Легенда о Васильке.

         Педагог: Сейчас мы покажем вам украинскую легенду (звучит украинская песня. Появляется, вздыхая, бабка.)

         Бабка: О-хо-хо, вот горе, так горе! Что делать? Как быть? Ума не приложу.

         (Входит дед.)

         Дед: Что стряслось–то? Что ты всё вздыхаешь да охаешь?

         Бабка: Как же не горевать–то мне? Ты, старый, ничего не видишь, не ведаешь! А у нас беда у порога!

         Дед: Да что за беда-то, не томи меня, говори!

         Бабка: Сынок наш, Василий, по ночам на пруд зачастил.

         Дед: Ну и что с того? Какая в том беда?

         Бабка: А вот какая… Сказывают люди – русалка там живёт! Не дай бог заманит она его в свои сети колдовские!

         Дед: Не бойся, старая, вырос наш Василий добрым, красивым да крепким. А как землю нашу любит! Всегда на пашне, всегда в заботах о хлебе! Ему ли за русалкой идти.

         Бабка: И вправду. Хорош наш сыночек! Сильный, крепкий… А глаза-то голубые, как небо! Да только ходит он, невесел. Всё думает о чём-то. Женить бы его поскорее!

         Дед: И то верно!

         (Уходят. Появляется Василий.)

         Василий: Как же мне быть теперь? Что делать? Увидел я Русалочку, и сразу полюбилась она мне. Как смотрит она мне в глаза, да каким зовёт нежным голосом. Нет сил удержаться, пойду к ней!

         (Смена декораций. Берег пруда.)

         Василий: Вот и солнышко зашло. Где же ты, Русалочка?

         Русалочка: Здесь, давно жду той минуты, когда ты придёшь.

         Василий: Нет мне жизни без тебя. Выходи навсегда на берег, будем, как все люди жить, свадьбу сыграем.

         Русалочка: Нет, не бывать этому. Это ты ко мне должен прийти на веки вечные, остаться со мной в подводном моём царстве.

         Василий: Нет, не смогу я прожить без солнышка ясного, без неба голубого, без поля своего золотого, спелых колосьев полного. Земля родная, пашня крепко держат меня, не смогу я всю жизнь под водой провести.

         Русалочка (гневно): Тогда не бывать тебе человеком. Превращайся ты в цветок на пашне, которой ты так дорожишь.

         (Василий исчезает. Вместо него появляется цветок василёк.)

         Русалочка: Ах! Что же я наделала?! Погубила я своего Василия! А цветок-то как похож на его глаза, как небо. И такой же нежный и красивый, как Василий! Как же быть мне теперь? (Плачет.) Может, вернётся он ко мне? Буду у неба просить, чтобы вернуло мне Василия! Может, ручейками с неба придёт ко мне Василий.

         (Смена декораций. Опять дед да бабка.)

         Бабка: Не уберегли, дед, мы с тобой своего Василька!

         Дед (утирая слёзы): Да, не уберегли, пропал наш Васенька, как в воду канул!

         Бабка: А я вот цветов собрала. Они в поле появились сразу, как сынок наш пропал. Уж очень они мне Василька нашего напомнили.

         Дед: И вправду, синие, как его глаза.

         Бабка: Буду теперь смотреть на них да о сыночке думать.

         (Звучит украинская песня.)

         Педагог: Напрасны были ожидания русалки. Крепко держится василёк корнями за свою пашню.

 

Рассказы о дикорастущих травах.

         Мать-и-мачеха.

         Это небольшое травянистое растение высотой 10-25 см. Название растение получило благодаря своим листьям, нижняя поверхность которых тёплая, бархатистая, и её сопоставляют с матерью, а верхняя холодная, гладкая, её сравнивают с мачехой. Зацветает рано весной, ещё до появления листьев. Ещё веет зимним холодом от реки, и половодье не отыгралось, а где-то на угреве в затишье вдруг засветится – прямо посреди прошлогодней травы – солнечная капелька на мохнатом стебельке. Ещё и листьев нет, а она уже цветёт, и спешат к ранним цветкам-фонарикам пчёлы, шмели, бабочки. Бывает, перепадёт ночью заморозок, жёлтая капелька не поникнет, бодро встретит новый день.

         Медуница.

         Медуницу ещё называют цветок-колдунья. Почему? Наверное, потому что от весны до осени он четырежды меняет окраску своих лепестков. Распускается он вскоре после мать-и-мачехи, колокольчики у него розовые поначалу. Потом они становятся пурпурными, а рядом, на соседних стебельках, появляются новые – опять розовые. Пурпурная окраска сменяется фиолетовой. А когда начнут отцветать они уже синие, поблекшие. Но отцветают тоже поочерёдно, и в самый зенит лета можно увидеть на одном стебельке цветы сразу четырёх оттенков! Любопытно и то, что насекомые не посещают никаких цветков медуницы, кроме розовых. Удивительный цветок! Недаром о нём пишут поэты, говорится о нём и в народных сказках, легендах. 

         Первоцвет (примула).

         Цветок этот известен всему миру как примула. В России его ещё называют первоцвет весенний. Растёт в светлых лесах, на полянах, в лугах. Цветёт в апреле-мае. Красивые жёлтые цветки собраны в виде поникшего зонтика на конце безлистного стебля, который выходит из прикорневых листьев – морщинистых, яйцевидной формы, с волнистыми краями.

         Обличьем своим цветок этот похож на связку ключей. Золотых ключей, которыми весна открывает двери теплу и свету. В пору средневековья о примуле была сложена такая легенда. Сторожил будто бы апостол Пётр райские врата, и доложили ему, что кто-то, добыв поддельные ключи, хочет пробраться без разрешения в рай. В испуге апостол выронил связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Послал апостол вдогонку ангела, да уже было поздно. Связка упала на Землю, и из нее вырос похожий на ключи цветок. Первоцвет, первенец, баранчики, коровьи слёзы, ряст, божьи ручки, гасник, золотянка и просто ключи – каких только ласковых прозвищ не давали этому цветку, с приходом которого начиналась весна.

 

Культурные растения.

         Пшеница.

         Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица – пшеница.

         Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира.

         Самые распространённые виды пшеницы – твёрдые и мягкие. У твёрдой пшеницы зёрнышко твёрдое, а у мягкой – мягкое, мучнистое. Твёрдые сорта пшеницы – самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с тёплым климатом. Мягкая пшеница более вынослива и быстрее созревает. Её сеют в странах с более холодным климатом.

         Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твёрдых сортов пшеницы.

         Рожь.

         Рожь – хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому её сеют там, где холодное лето, - на севере.

         У ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Её стебель выше человеческого роста.

         В нашей стране, в России, рожь растёт лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают чёрный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

         Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш чёрный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии чёрный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.

         Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

         Гречиха.

         Гречневая каша – богатырская каша. Она вкусная и питательная. Поел немного – и уже сыт. Гречневая каша даёт силу и здоровье, поэтому у русского народа она всегда пользовалась особым уважением. Её называли княгиней. Гречневую кашу подавали к царскому обеду, и к крестьянскому, и к солдатскому.

         Из чего же получается гречневая каша? Чтобы получить гречневую кашу, люди выращивают гречиху. Гречихой её назвали потому, что привезли на Русь из Греции. Это случилось очень давно.

         Когда цветёт гречиха, не видно не зелени, ни земли – сплошной бело-розовый ковёр цветков. У этого удивительного ковра медовый аромат. Над цветущим полем целый день жужжат пчёлы – собирают нектар и опыляют цветки. Пройдёт немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трёхгранные «орешки». Если снять с них бурую кожицу, то это и будет гречневая крупа, из которой варят кашу.

 

Кроссворд «Культурные растения».

         По горизонтали:

         2. Такие растения, как крыжовник, смородина, малина – называют … 3.   Растения, у которых человек употребляет в пищу плоды, называют … 4. Растения, из которых получают волокна, называют …  Это лён, хлопок. 5. Растения, которые человек выращивает на полях, а в пищу употребляет семена (зёрна), называют … 7.   Яблоня, груша, слива – фруктово-ягодные … 8. Помидор, огурец – растения …

         По вертикали:

         1. Растения, которые человек выращивает на клумбах, цветниках, называют … 2. Растения, которые выращивает человек, называют … 6. Лук, чеснок, капуста, картофель и др. – это растения ….  

         Ответы:

         По горизонтали: 2. Кустарники. 3. Плодовые. 4. Прядильные. 5. Зерновые. 7. Деревья. 8. Травянистые.

         По вертикали: 1. Декоративные. 2. Культурные. 6. Овощные.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Книга для учителя. – М.:

     Просвещение, 1991.

2.  Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

3.  Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. «И учёба, и игра: природоведение». – Ярославль:

     «Академия развития», 1997.

4.  Стрижёв А. Русское разнотравье: Справочник. – М.: Дрофа – Джамайка, 1995.

5.  Школьные игры и конкурсы. Приложение к газетам «ПедСовет», 2006, 2007.

6.  Экологический       калейдоскоп:       Учебно    -    методическое    пособие  /  Сост. 

     Л.Ю. Кондрашова. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

7.  Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Сост. Л.А. Багрова; Под общ.

     Ред. О.Г. Хинн. – М.: ТКО «АСТ», 1995.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка открытого занятия "Дикорастущие и культурные растения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 140 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.04.2020 140
    • DOCX 120 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондарева Лариса Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бондарева Лариса Валентиновна
    Бондарева Лариса Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81947
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1114 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 273 человека

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные инструменты инвестирования и управления затратами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов