МБОУ « Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальный
конкурс « Лучший час общения 2016 года»
Тема:
« Мы
благодарны прадедам за то,
Что
Родину отстояли дорогой ценой»
для
учащихся 2, 4 классов
Составила: учитель начальных классов
Мысик Ольга Николаевна,
1 квалификационная категория
Цель часа общения:
·
Воспитание патриотизма, чувства
гордости за героическое прошлое своего народа.
Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления
знаний о Великой Отечественной войне.
·
Воспитание чувства
благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины.
Расширение
знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
·
Воспитание чувства
уважения к ветеранам через живое общение с ними; патриотических чувств
к Родине и её истории.
·
Воспитание уважения к
ветеранам войны.
Задачи:
·
Изучить
и систематизировать документальные источники об истории моей семьи;
·
Определить
роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны;
·
Привлечь
внимание сверстников к изучению истории Родины;
·
Сохранить
память о наших прадедах.
Оборудование:
·
Мультимедийное
оборудование. Презентация к уроку
·
Фонограммы к песням «Прадедушка»,
«Мы на свет родились»
·
Выставка книг о войне.
·
Плакаты «1941 –
1945», «Никто не забыт, ничто не забыто»
·
Видеоролик «
Прадедушка»
·
Фотографии, рисунки
прадедушек и прабабушек
·
Цветная бумага, клей,
ножницы
Ход часа общения
На доске эпиграф классного часа.
Боль войны - неподъёмная кладь.
И большая людская беда!
Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!
1. Вступительная беседа
-Дорогие ребята, уважаемые гости.
-Медленно история листается
Всё пройдёт, а память останется
-Что чувствуете, когда видите эти картины?
Слайд 1
-Какими словами вы их назовёте?(
мир-война)
-О какой войне сегодня пойдёт речь?
-Сколько лет длилась война? Когда
началась? Закончилась?
-Назовите праздник, который отмечается со
слезами на глазах?
-Где мы можем узнать правду о том
времени?(книги, учебники, фильмы)
-От кого ? ( от бабушек и дедушек?)
-Назовите тему часа общения? Слайд.
-Поставьте цели?(
донести по крупицам воспоминания бабушек и дедушек о войне, сохранить память. Слайд.
1.Вступительное слово учителя:
Эта память о прошлой войне
Не даёт нам покоя давно.
Наша жизнь дорога нам вдвойне,
Когда войны мелькают в кино!
Есть
события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже
в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи,
музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передается из поколения в
поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий
стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.
Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
Мы, ныне живущие, не знаем самого главного –
что чувствовал человек во время тех страшных событий.
3.Стихи
учеников:
Ученик
1. По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и
книжкам я знаю войну.
Ученик
2. По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Ученик 3. По рассказам и книжкам я
слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
4.
Защита работ детей
Слайд ( Ковенко
Денис и Денисов Женя)
«
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О
горьком победном пути,
Поэтому
должен хотя бы наш разум
Дорогой
страданий пройти…»
Мы – ученики 4 класса Благодарновской
средней школы Ковенко
Денис и Денисов Женя, мы двоюродные братья, вместе учимся, дружим и
любим участвовать в праздниках. В этом году мы выступали с классом на
Митинге, посвященном Дню Победы. Каждый год в нашей школе около обелиска
проходит День Победы. В этот день все жители села, бабушки и дедушки,
собираются около обелиска, звучат песни и стихи о войне. Мамы и папы сказали, что
это Великий праздник, и что нужно помнить о страшной войне. Кто эти солдаты,
имена которых высечены на обелиске? Мы ничего не знаем. Поэтому Ольга
Николаевна и ребята из нашего класса решили расспросить своих бабушек и дедушек
о той войне.
В
тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
В июле 1941 года
нашего прадедушку Борщ Андрея Петровича юношей забрали на фронт вместе с
другими ребятами на защиту Родины от немецких захватчиков. Прадедушка Андрей
Петрович за время войны вместе с боевыми товарищами испытал много трудностей.
Он повидал много горя, о чем неохотно вспоминал и рассказывал моим бабушке и
дедушке. Прадедушка принимал участие в боях за города Ленинград, Волхов, Рига,
Сандамир. В бою был ранен. Его отправили в госпиталь. В конце 1944 года был
демобилизован домой.
За проявленное мужество и героизм в годы войны наш прадедушка
Борщ Андрей Петрович получил орден Красной Звезды и награждён медалями «За
оборону Ленинграда», « За Победу над Германией».
После войны
прадедушка работал в колхозе имени Димитрова, « Рассвет». Умер 17 апреля 1995
года. Но каждый год наша семья вспоминает о нем…
Пусть мы никогда не видели его, но мы горды за
него. Мы расскажем о нем, когда вырастим, своим детям, а они расскажут
своим.
Слайд (Шипилова
Алина)
Я - ученица 2 класса Шипилова Алина. Я часто бываю в гостях у своей
прабабушки Жирниковой Нины Алексеевны. Вечерами она рассказывает мне о своем
детстве. Родилась моя прабабушка 14 января 1929 года в городе Кузнецк
Пензенской области в семье рабочих. Нина была пятым ребёнком в семье. Когда
началась война, ей было 12 лет. « Помню, как мама разбудила нас утром и
сказала, что началась война! А потом, провожали на фронт мужчин. Кругом были
слёзы, страдания и горе. Пришла и в наш дом повестка на старшего брата, ему
только исполнилось 18 лет. Всего одно письмо пришло с фронта от брата. Он
написал старшей сестре « Нас забрали в Ашхабад в учебку, теперь отправляют на
фронт. Будем бить врагов до Победы». Башкиров Венедикт Алексеевич погиб при
форсировании Днепра в 1943 году. Баба Нина , всплакнув продолжает « Когда
принесли похоронку, я спрятала её, чтоб не узнала мама и ушла в школу. А маме сообщили
соседи». Война продолжалась… «Жили мы в войну в шахтёрском посёлке, хлеб
выдавали по карточкам: рабочим- 400 гр., шахтёрам, которые спускались в
шахты-800 гр., иждевенцам- 350 гр. Люди жили дружно, соседи помогали друг
другу. Рядом с нами жили киргизы, узбеки, курды. Мы детьми были тогда, любили
играть в лапту,в кремушки ( игра с камушками).Хорошо запомнился мне День
Победы, все веселятся, солдаты стали возвращаться с фронта..»
Очень мало информации сохранилось о
прадедушке. Жирников Павел Иванович 1916 года рождения, до войны работал
учителем в школе в селе Городки. В 1942 году призвали в армию. Павла Ивановича
забрали служить в МГБ- Министерство Государственной Безопасности. В МГБ
прослужил с 1942 по 1954 год, выполнял особо важные задания, был в охране
Сталина во время Тегеранской конференции. Павел Иванович никогда не
рассказывал о своей службе. После войны был направлен на службу в отдел МГБ в
Троицк, в 1948-1949 году работал в Переволоцке, затем в Курманаевке. В 1954
году был демобилизован.
Слайд ( Самотаева Яна)
Меня зовут Самотаева
Яна, я хочу рассказать о своей семье . В нашей семье мы часто вспоминаем
рассказы моего дедушки Самотаева Петра Филипповича о своём отце, который воевал
на фронте в годы войны.
Мы внимательно слушали дедушку, читали
письма, рассматривали единственную фотографию прадеда, присланную с фронта.
Теперь я знаю, что мой прадед, Самотаев Филипп Иванович, участник Великой
Отечественной войны. Он родился в 1905 году в деревне Астраханка Чкаловской
области. Война застала его ещё молодым и здоровым. Вместе с женой, Ефросиньей
Захаровной они растили пятерых детей. Прадед был единственным кузнецом в
деревне, ему было можно не идти на фронт. Но он ушёл вместе с другими мужчинами
защищать свою родную землю. На фронте прадед был пулемётчиком.
Дома с нетерпением ждали треугольные
весточки с фронта, по несколько раз перечитывали их. В письмах он рассказывал,
как страшно и тяжело было, но больше всего он переживал о своей престарелой
матери, о жене, о детях. Многие письма сохранились, и сейчас находятся в
школьном музее.
Осенью 1943 года пришло известие, что
прадед погиб в бою за Родину, проявив геройство и мужество. Он был убит под
деревней Каменка Понизовского района Смоленской области, где и был похоронен в
братской могиле.
Я горжусь своим прадедом и всегда буду
помнить о нем, о его героическом подвиге
Клип « Прадедушка». Физминутка. Ходьба на
месте.
Слайд Марченко Катя
Слайд Фёдоров Саша
Я- Фёдоров Саша,
ученик 2 класса, хочу рассказать о своей прабабушке, Фёдоровой Анне Ивановне, о
ней мне рассказал мой дедушка Фёдоров Валерий Григорьевич. Девичья фамилия
прабабушки Таран, родилась в 1925 году в Украинке Сакмарского района. Она была
третьим ребёнком в семье из десяти детей. В 1934 году семья переезжает в
Екатериновку. Закончив 8 классов, Анна Ивановна поступает в педагогическое
училище. После его окончания в 1943 году она начинает работать воспитателем
эвакуированного детского дома в Екатериновке, а с 1945 года учителем начальных
классов.
Особенно трудно было в годы войны с
обеспечением учащихся учебниками, школьно-письменными принадлежностями. В
1944-1945 учебном году учащиеся сельских школ получали за год по 1-2 тетради.
Какие-то листочки из архивных бумаг использовали для письменных работ.
В годы войны в тяжелых условиях приходилось работать не только воспитателям,
но и ученикам. Невольно прабабушка вспоминает зиму. В классах такой холод, что
замерзали чернила. Дети за партами сидели в фуфайках, шубейках – да кто в чем
мог!
И это несмотря на то, что топку готовили заблаговременно. Прабабушка вместе с
родителями учащихся летом делали кизяк, которым отапливали помещение. Летом и
школьники, и учителя работали в поле. Каждый день Анна Ивановна шла в
детский дом, учила детей без скидок на войну, как могла, старалась украсить
скудную радостями жизнь. Как и в мирное время, проводила вечера, концерты,
новогодние ёлки, приёмы в октябрята и пионеры, вели занятия в кружках. Анна
Ивановна учила своих учеников состраданию, умению не жаловаться, не стонать,
не перекладывать беды на чужие плечи.
С
1947 года прабабушка работает директором начальной школы в селе Благодарное в
стареньком домишке по улице Советской. В 1948 году она выходит замуж за
Фёдорова Григория Васильевича, с которым прожила 45 лет, вырастили троих детей.
Когда была построена Благодарновская средняя школа, в 1965 году, Анна Ивановна
устраивается учителем начальных классов и продолжает свою педагогическую деятельность
до 1980 года.
В 1995 году прабабушка награждена медалью
указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года « За доблестный
труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Прабабушка была очень грамотным, добрым,
отзывчивым человеком, всегда готовым прийти на помощь. 7 февраля 2008 года , на
82-ом году жизни, прабабушки не стало. Но Анна Ивановна оставила после себя
добрую и светлую память.
Ученик
Отгремели взрывы, отгремели,
Родину спасти они сумели.
Нелегко далась им та победа,
За неё «спасибо» скажем
дедам.
Слово учителя:
-Уважаемые ребята, как мы с вами можем
поблагодарить прадедов, которые спасли нашу Родину от врагов и подарили нам
мирное небо над головой?
5. Практическая работа.
Изготовление цветов-гвоздик ( Под музыку.
Приложение)
6. Обобщение.
Мы благодарны нашим прадедам, солдатам –
победителям! Мы будем помнить их и, говорим им большое спасибо за мирное небо,
за ласковое солнце!
Ученик: Мы,
дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с
друзьями, петь, веселиться, рисовать, запускать в чистое голубое небо
воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.
Пусть никогда не будет войны! Пусть всегда будут мама, солнце, мир!
Ученик:Пока
мы помним ушедших от нас прадедов, жива связь поколений. А значит, жива Россия!
Рассказывая о своих прадедах, ребята сочувствовали, переживали, гордились
тем, что сопричастны к истории и ответственности за будущее страны. И мы
будем всегда помнить и гордиться бесстрашными прадедушками и прабабушками, и
учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Никогда не стоит
забывать о подвигах, о жертвах наших прадедов.
Ученик:Пусть
война не повторится никогда! Для нас, потомков, период войны – история,
героическая, славная, достойная памяти и великой благодарности. Благодарности
за то, что выжили, выстояли, победили, спасли родную землю, вернули счастье
мирного труда.
Ученик:
Ученик:
Сколько лет прошло
со Дня Победы! Мы благодарны вам за то,
Сколько мирных и
счастливых лет! Что отстояли
Благодарны вам за
то, отцы и деды, Родину Вы дорогой ценой,
Что сказали вы
фашистам «Нет!» Чтоб улыбки детские сияли,
Вы
на смерть шли, жертвуя собой.
Все.
Я не знаю
войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
7.Рефлексия . Слайд.
« Прием пожеланий»
По цепочке обратиться с пожеланиями к себе и
другим по итогам взаимодействия на уроке, передавая при этом символ.
Приложение.
Фотографии с часа общения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.