Медиаобразование
в развитии детей с ОВЗ в системе работы образовательных учреждений.
В
условиях формирования медиатизированного общества, глобальной информатизации
всех сфер человеческих интересов усиливается роль и влияние современных
информационных технологий на процесс развития детей начиная с рождения.
Проведенные исследования установили, что ребенок, начиная с двух лет, является
активным пользователем телевидения, уже к трем годам у него наблюдаются
достаточно стойкие предпочтения в выборе мультфильмов, а к пяти годам ребенок
начинает осваивать компьютер. Дети дошкольного возраста получают
информацию об окружающем мире через зрительное восприятие, поэтому наглядность
является важнейшим инструментом всестороннего развития детей.
Медиаобразование
становится основой формирования нового типа культуры личности. Медиаобразование
– это новая форма старого метода обучения через видение и восприятие на слух,
так как эта технология позволяет одновременно использовать различные способы
представления информации: текст, цифры, графику, анимацию, видео и звук.
Последние годы
характеризуются ростом числа детей, имеющих те или иные отклонения в
развитии и нуждающихся в специальной психолого-медико-педагогической
реабилитации.
В
соответствии с этим психологи и педагоги обращают внимание на разработку
специального подхода к внедрению мультимедийных технологий в качестве нового
средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми
образовательными потребностями. «Мультимедийные технологии» (ММТ) - это новые
информационные технологии, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной
графикой и текстом, речью и высококачественным звуком, неподвижными
изображениями и движущимися видео. Мультимедиа - синтез трех стихий: информации
цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации
визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой
информации (речь, музыка, другие звуки)».
Группа детей с ОВЗ
неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с
разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи,
опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА); с задержкой и
комплексными нарушениями развития. Дети с ОВЗ нуждаются в постоянном и
последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального
опыта и, что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной
деятельности.
Использование
развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении позволяет решать
следующие задачи:
- коррекцию
недостатков развития с учетом всех возможностей ребенка, то есть с максимальной
индивидуализацией процесса обучения;
- формирование
у детей интереса к играм с использованием компьютерных программ для привлечения
внимания к поставленной цели;
- развитие
знаний об окружающем мире, математических представлений, коррекция психических
функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных задач;
освоению знаний, стимуляции приобретения новых знаний, коррекции и развитию
психических процессов с помощью мультимедиа, компьютерных игр.
Достоинства
электронных пособий:
- наглядность
представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео,
анимации и т.д.);
- быстрая
обратная связь;
В связи этим,
возникла потребность в разработке относительно несложных электронных пособий. Наиболее
успешным, на наш взгляд, будет использование на занятии несложных мультимедийных документов, которые может сделать сам педагог в
программе Microsoft Word, и презентаций Power Point. Они просты в исполнении и
применении, но роль их в ускорении развития на занятии и повышении его
эмоционального воздействия на учащихся достаточно велика.
Достоинством
документов Word является их относительно небольшая ёмкость и простота создания.
Педагог может создавать различные файлы для конкретной ситуации, темы или
группы, бесконечно разнообразя варианты. При этом такие документы не теряют
достоинств мультимедиа: они ярки, красочны, позволяют учащимся работать в
индивидуальном режиме, расширяют возможности работы (например, электронный
вариант текста даёт учащимся возможность перемещать объекты в пределах
документа, расставляя их на нужные места, удалять их, группировать в
соответствии с заданием, вставлять необходимое, и т.д.).
Еще
более подходящим для этих целей средством оказалась программа создания
электронных презентаций Microsoft Power Point, входящая в состав пакета
Microsoft Office. Сначала на основе данного приложения создаются отдельные компоненты,
используемые на занятии, например:
- информационно-иллюстративные
презентации;
- презентации-тесты
и презентации-викторины, построенные по принципу выбора правильного ответа на
поставленный вопрос из нескольких представленных вариантов, где варианты
ответов являются гиперссылками на файлы (звуковые, анимационные), являющиеся
индикаторами правильности выбранного варианта ответа;
- комбинированные
презентации, представляющие учащимся учебный информационно-иллюстративный
материал и контрольные упражнения (тесты) по нему.
Следующий
этап использования приложения Power Point - представить весь учебный курс как
единую презентацию. В течение занятия педагог поэтапно выводит необходимый
материал на экран и рассматривает основные вопросы данной темы. При
использовании слайда-задания он организует обсуждение поставленного вопроса и
подводит его итоги.
В случае
необходимости педагог может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто
скрыть не нужные слайды. Эти возможности программы позволяют максимально
настраивать любую имеющуюся презентацию под итоговое занятие в конкретной
группе.
Для создание
мультимедийной учебной презентации необходимо:
-
определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном
занятии;
-
разработать сценарий, структуру изложения обучающего материала;
-
подобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не
допустить перегруженности;
-
продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное
цветовое решение, расположение иллюстративного и текстового материалов,
использование крупного шрифта, выделение терминологии и основных моментов и т.
п.);
- заранее
составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для
понимания детьми, лаконичным и выразительным);
-
определить необходимость, место и длительность звучания музыкального
сопровождения, звуков живой и неживой природы;
- продумать
предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Мультимедийная
презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных
программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и
программы-тренажеры) и целый ряд функций. Обучающий материал, представленный в
виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, видеофрагменты,
дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная
анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной
деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету. Использование
мультимедийных презентаций, адаптированных с учетом познавательных особенностей
детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений
об изучаемых объектах или явлениях.
Информационная
функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за
короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно
представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся
в распоряжении педагога.
Презентация
может использоваться в различных обучающих ситуациях: в процессе рассказа
педагога и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Желательно, чтобы
демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с изобразительной
деятельностью, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, моделями,
муляжами и т.п.
Управление
сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется педагогом, поэтому
темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями
детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве,
что способствует лучшему усвоению материала.
Включение
в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня
сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить
полученные в ходе занятия сведения, осуществляя индивидуальный подход к
учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность
неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки
в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на мониторе компьютера или
на интерактивной доске правильного ответа, будет способствовать выполнению
учащимися самопроверки.
Ценность
созданных самим педагогом презентаций состоит в том, что материал в них даётся
учащимся компактно, в нужной последовательности; в нём нет ничего лишнего, всё
«работает» на достижение целей и задач конкретного занятия, в отличие от
готовых фильмов и слайдов. Кроме того, под презентацию можно «подложить» текст,
максимально соответствующий теме занятия с информативной и лексической точек
зрения. При повторном просмотре презентации текст может быть отключен, а
учащимся дано задание озвучить слайды самостоятельно. Таким образом, преподаватель
избавляется от необходимости адаптировать для учащихся готовый текст и тратить
драгоценное время занятия на «шумовую» информацию.
ЛИТЕРАТУРА:
Головин Н.А., Завьялов В.В.
Введение в преподавание социологии с использованием новых информационных
технологий: учеб. пособие. СПб.: Интерсоцис, 2006. 178 с.
Малофеев Н.Н., Никольская
О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального
государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные
положения // Дефектология. 2010. № 1. С. 6-22.
Шипицина Л.М.. Интегрированное
обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы. 1995. № 3. С. 29-36.
Бгажнокова И.М. Обоснование
изменения структуры и содержания обучения детей с нарушением интеллекта //
Дефектология. 1995. № 1. С. 37-41.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.