КГБУСО «КРАЕВОЙ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
«РОДНИК» г.БИЙСК
Мастер-класс для
родителей детей с ОВЗ
«Путь доверия. Все
мы чем-то похожи»
автор:
воспитатель
Кривых Елена
Владимировна
Вводное слово.
-Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы все вместе «проживем» мастерскую
общения, и постараемся вместе найти пути доверия к нашим детям, ведь все мы
разные, но все мы чем то похожи!
Актуальность проблемы:
Когда родители встречаются с трудностями в поведении и обучении особого ребенка, а на
комиссии ребенку
присваивают статус, то часто мы сталкиваемся с непринятием родителями данной
ситуации.
Они ищут виноватых (врачи-не смогли, специалисты-не научили), могут
обвинять супруга (да он весь в отца, в мать, родню ). Это приводит к
конфликтам и….
Согласно исследованию, которое проводится на первом этапе диагностики детей,
мною были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – особенных деток:
1.Умышленное ограничение в общении: родители
детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых
знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается
семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на
социализации ребёнка.
2.Гиперопека: часто
гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка
с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают
использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3.Всё это не способствует принятию родителями себя и своих
детей такими, какие они есть. Родители
испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».
4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют
родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка
дома.
Именно поэтому, в решении данных проблем является приоритетным направлением в
системе психолого-педагогической работы наши встречи с вами, уважаемые
родители!
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где
воспитываются дети с ОВЗ, мы определили и подготовили блок мероприятий
имеющую общую цель: повышение
педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции
детей с ОВЗ в общество.
Упражнение на
знакомство и расположение участников
1.Бумажные
салфетки
Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же
создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся
по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются,
возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники
взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из
жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.
Как мы похожи!
Упражнение , направленное на принятие собственного ребенка таким, какой он
есть.( ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
2.Упражнение «
Орехи»
У меня в тарелочке есть орехи, возьмите себе каждый по одному (берут).
Вам
нужно внимательно его осмотреть и запомнить, как он выглядит, какие особенности
есть именно у вашего орешка (рассматривают).
Положите
орешки обратно в тарелочку (кладут, перемешиваются).
А
теперь, постарайтесь найти свой орех (ищут).
Опрос
по кругу
Как
вы нашли свой орех? Какая у него особенность?
Давайте
попробуем провести аналогию между вашими орехами и детьми.
И
те, и другие в куче (в толпе) на первый взгляд выглядят одинаково, а для того,
чтобы увидеть особенности, нужно потратить время, пообщаться, присмотреться.
В
чем ценность ореха?
В
том, что у него внутри. Орех может быть очень красивым, но внутри – абсолютно
пустым. И наоборот. Так же и ребенок, внешне может быть одним, а внутри совсем
другим.
Зачем
ореху твердая оболочка?
Чтобы
защитить нежное ядрышко. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы
чувствовать себя в безопасности, и не сразу открываются другим.
У
вас в руках орехи. Каждый имеет какую-то отличительную черту, особенность, по
которой вы узнали, что это именно ваш орех. Скажите, из-за этой особенности
орех перестал быть орехом?
Нет.
Так же и ребенок с особенностями в развитии не перестаёт быть ребенком, который
хочет тепла, внимания, заботы и любви.
Нежная сердцевина орешка такая же ранимая как душа ребенка. Каждое наше слово,
оставляет на ней свой отпечаток, поэтому родителям необходимо задумываться о
том, что и как они говорят своему ребенку. Для этого можно предложить родителям
упражнение «Чистый лист».
3. Упражнение
«Чистый лист».
Перед вами лежат листочки бумаги. Возьмите себе один (берут).
А
сейчас вспомните моменты, когда вы грубо ответили своему ребенку, может быть
сказали что-то неприятное, или сделали что-то на эмоциях, о чём потом жалели.
На каждое воспоминание загните листочек. Одно воспоминание – один загиб.
Выполняют
Спасибо.
А теперь, я попрошу вас расправить лист. Расправить как можно лучше.
Постарайтесь добиться максимальной ровности.
Выполняют
-Получилось
сделать его прежним? (НЕТ) Конечно, нет. Так же наши слова и поступки оставляют
зарубки, раны в душе ребенка. И что бы мы потом ни делали, какие бы ласковые
слова не говорили, какие бы подарки не дарили, убрать эти зарубки уже не
возможно. Поэтому каждый раз следует задумываться о том, что мы говорим,
особенно ребенку.
5.Упражнение «Я -
высказывания»
Чаще всего мы обижаем словом. Поэтому дальше можно предложить родителям работу
с «Я – высказываниями».
Существуют
два типа высказываний: «Ты - высказывание», «Я - высказывание».
«Ты
- высказывание» как правило, вызывает обиду, отрицание, реакцию защиты. Например:
«Ты все делаешь неаккуратно…».
«Я
- высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по
отношению к данной ситуации, безоценочностью поведения собеседника.
Алгоритм построения:
Объективно
описать события, ситуацию без экспрессии («Когда я вижу…», «Когда это
происходит…»).
Описать
свою эмоциональную реакцию, назвать свое чувство в этой ситуации («Я
чувствую…», «Я огорчаюсь…»).
Объяснить
причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я люблю…», «Мне
бы хотелось…»).
Представить
как можно больше альтернативных вариантов («Возможно стоить поступить так…», «В
следующий раз…»).
Дать
дополнительную информацию относительно проблемы.
Перед
вами листочки и ручки. Я попрошу каждого из вас написать на них одну вашу
фразу, произнесенную на ваш взгляд некорректно.
Пишут.
Собираются, перемешиваются, раздаются.
А
сейчас давайте попробуем переформулировать фразы в «Я - высказывание», при этом
следуйте алгоритму на слайде.
Обсуждение.
Возникли
ли у вас какие-то трудности?
Как
вы считаете к чему может привести замена «Ты – высказываний» на «Я-
высказывания»?
6.Опросник «Мое отношение к ребенку
Уважаемые родители! Выберите тот вариант ответа, который вам кажется
правильным. В том случае, если ни один из ответов вам не подходит, предложите
ваш вариант.
1.
Что доставляет мне неприятные чувства по отношению к моему ребенку:
— его
внешний вид;
—
его низкие интеллектуальные возможности;
— плохая
речь или ее отсутствие;
—
его поведение;
—
его двигательная неловкость;
—
отсутствие возможности самостоятельно передвигаться.
2- Считаю,
что у меня добрый, любящий меня ребенок:
—
да;
—
нет;
—
не знаю.
3.
Как ребенок проявляет любовь ко мне:
— он
(она) ласкается;
——
целует, обнимает меня;
—
говорит мне, что любит мена; ~ ему нравится, когда я его ласкаю; ~ делает что
то, что мне правится.
4.
Когда я раздражен/раздражена чем-либо в моем ребенке, я :
—кричу на
него;
—
могу шлепнуть;
-
подавляю свой гнев, но мне самому/самой становится ПЛОХО.
5.
Когда я подавляю свой гнев, вызванный чем-либо в моем ребенке, я испытываю:
—
сильное раздражение;
— желание
набросится на него и сделать все по-своему;
— слабость,
подавленность;
~
чувство собственной беззащитности;
~
мне хочется такать;
-
желание оставить его на некоторое время;
—
потребность побыть одному/ одной.
6.
Как я добиваюсь того, чтобы мой ребенок меня слушал?
(поделитесь
вашими находками)
7.Опросник «Моя
точка опоры в жизни»
Что
мне мешает в жизни
|
Что
мне помогает в жизни
|
1.
|
1.
|
2.
|
2.
|
3.
|
3.
|
4.
|
4.
|
5.
|
5.
|
8.Зарядка
позитивного мышления
«ИМЕННО СЕГОДНЯ»
Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не
забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе
и покое. Успехов вам!(зачитываю под спокойную мелодию)
Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду
счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не
зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри
меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым. Именно сегодня я включусь в жизнь, которая меня окружает. Я
приму обстоятельства моей жизни — моего ребенка, мою семью, мою
работу — такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.
Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили, что вы не одиноки, всегда рядом с
вами есть другие родители, учителя, специалисты, которые вам помогут! Желаю вам
терпения и мудрости, чтобы преодолеть все трудности жизни.
В качестве небольшого подарка, в память о нашей встрече, примите небольшие
рекомендации , которые помогут вам в вашем нелегком , но таком благодарном
труде, как родительство!
Большое спасибо вам за внимание и активность, проявленную во время нашего с
вами взаимодействия.
Спасибо за работу!
Материалы и оборудование:
Бумажные
салфетки,орехи, чистые
листы для каждого родителя, ручки, опросник (бланки), спокойная
мелодия (запись), Рекомендации родителям магнитная доска
для демонстрации, круглые магниты разной величины и цвета, маркер.
Рекомендации
родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.
Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2.
Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены
семьи, которые в них тоже нуждаются.
3.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”,
отказываясь от своей личной жизни.
4.
Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5.
Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6.
Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7.
Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования
чрезмерными.
8.
Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят
вас.
9.
Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10.
Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11.
Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13.
Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ. Передавайте свой опыт и перенимайте
чужой.
14.
Не изводите себя упрёками. В том, что у вас особенный ребёнок, вы не
виноваты!
15.
Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить
самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней. И
всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и
непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Советы для
родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.
Придерживание следующих правил облегчит вашу жизнь и жизнь вашего
ребенка:
Преодолевайте
страх и отчаяние.
Не
тратьте время на поиски виновного. Его просто не бывает.
Определите,
какая помощь необходима вашему ребенку и вашей семье, и начинайте обращаться к
специалистам:
—
медицинская помощь (консультация у детского психоневролога и других
специалистов);
—
психолого-педагогическая помощь (обучение в дошкольном образовательном
учреждении на основе рекомендаций ПМПК)
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления
личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы
максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние
заболевания на психическое состояние ребенка.
Родители – основные участники психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ,
особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает
образовательное учреждение.
Я свяжу тебе жизнь
Я
свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы —
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.
Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь
Я тайком распускаю свою.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.