+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаМастер-класс «Делай как мы…… Сделай лучше нас " по теме: «Танграм-китайская головоломка»

Мастер-класс «Делай как мы…… Сделай лучше нас " по теме: «Танграм-китайская головоломка»

ЗАОЧНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА -2019»

Терентьева В.М.,

МБОУ «Староильдеряковская средняя общеобразовательная школа»

д. Старое Ильдеряково Республики Татарстан

Мастер-класс

«Делай как мы…… Сделай лучше нас "

по теме: «Танграм-китайская головоломка»

Великая цель образования –

это не знания, а действия.

Г. Спенсер слайд 2

Цель: повысить мотивацию учащихся к использованию геометрических головоломок.

Задачи: ознакомить учащихся с приемами использования головоломки Танграм,

создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии.

Форма проведения мастер-класса: с учащимися 1(2) класса, ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление: презентация по теме мастер-класса, методические материалы.

Материалы для работы: головоломка «Танграм»

Демонстрационный материал: презентация «Танграм – китайская головоломка»

Ход мастер-класса.

I. Вступительная часть.

Целевые установки.

- Здравствуйте, мальчики и девочки! Сегодня хотела бы открыть для вас очень увлекательную игру-головоломку. Надеюсь, эта игра вам понравится. Итак, называется игра…

слайд 3 Танграм

слайд 4  Выберите высказывание, которое соответствует вам

- Впервые слышу о танграме

- Слышал название, но не знаю что это такое

- Знаю, что такое танграм

II. Теоретико - демонстрационная часть.

слайд 5 Танграм в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

- А почему именно «семь дощечек мастерства», вы сами поймете и сделаете вывод после просмотра нескольких слайдов.

Существует несколько легенд , связанных с возникновением танграма.

слайд 6 Легенда первая . Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

слайд 7 Легенда вторая. Почти 4000 тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился наследник Лао. Император призвал к себе трех мудрецов и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.

слайд 8 Появление танграма на западе относят к началу 19 столетия, когда эти головоломки попали в Америку на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и храниться в ньюрской библиотеке и принадлежал Эдгару По.

слайд 9 Танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, упражняя свое терпение и находчивость. ... Бонапарт проявлял необыкновенную работоспособность и трудолюбие.

слайд 10 Так, что же такое танграм? Попробуйте дать определение танграму. Танграм -это геометрическая головоломка, состоящая из семи танов – геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших треугольника, два маленьких треугольника, маленький квадрат и четырехугольник.

слайд 11 Из полученных частей можно складывать самые разнообразные фигуры…

слайд 12 Как же играть в эту игру, которая помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Правила игры таковы:

  • В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.

  • При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

- В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

слайд 13 Типы задач, решаемых танграмом.

1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.

2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.

3.Самостоятельно создавать свои простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.

III. Практическая часть. Выполнение творческой работы участниками мастер класса.

(раздаю квадратики с разделенными фигурами для разреза, дети разрезают фигуры, работают по группам)

слайд 14 Попробуйте самостоятельно собрать 1группа - синюю фигуру, 2 группа – красную фигуру. На что они похожи?

-Вызвало ли затруднение при построении этого танграма? (нет)

-Почему? (складывали рисунок по контурному рисунку)

слайд 15 - А теперь попробуйте самостоятельно собрать все серую фигуру. Чья команда соберет быстрее.

- Как складывали эту фигуру? (были трудности)

- Почему? (рисунок со сплошкой заливкой)

слайд 16 Проверим.

слайд 17 Хорошо. А теперь давайте придумайте историю и создайте композицию от группы. На слайде я дала вам в помощь группы фигур. Приступаем к работе.

Презентация своих работ.

слайд 18 Как вы думаете, где еще может быть применим танграм? (ответы детей)

слайд 19 Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

слайд 20 Закончить наше занятие хотелось бы словами американского психолога Говарда Граднера: « Очарование танграма таится в простоте материала и в кажущейся непригодности его для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью”

IV. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

-Понравилась вам предложенная игра?

-Будете вы в нее играть дома?

-Научите этой игре других?

слайд 21 А теперь, пожалуйста, рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них—разное настроение и они занимают различное положение, воспользуйтесь цветными карандашами и закрасьте человечка, который соответствует вам, похож на вас.

Послесловие

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.

Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей

1 сказка.

В некотором царстве, в математическом государстве жил –

был Квадратик. Было ему очень скучно, ведь никто с ним не играл. Тогда

Квадратик решил позабавиться: начал он бегать, прыгать и упал. Раскололся

он на несколько (7) геометрических фигур. Подошёл к квадрату

маленький мальчик и решил собрать его из частей, но 1 геометрическую

фигуру он положил неправильно и вместо квадрата у мальчика получился

кораблик. « А квадратик – то стал волшебным» - воскликнул

мальчик. Ведь из него можно собирать множество фигурок . С тех пор с

Квадратиком стали играть много детей и имя ему дали «Танграм». Квадратик

обрадовался, что у него появилось много друзей, ведь с друзьями жить

веселей.

А вы, догадайтесь как можно из квадрата получить кораблик, переложив 1

геометрическую фигуру.

2 сказка.

За семью горами, за семью холмами в королевстве математики жили - не

тужили мудрые человечки. Они были весёлыми , добрыми и дружили со

сказочными животными и птицами. Приближался праздник – день рожденье принцессы Математики. Дворец был украшен цветными геометрическими фигурами и цифрами. Были приглашены на праздник все жители математического королевства, животные и птицы близлежащих лесов. И вот ,когда гости стали праздновать, над дворцом пролетел злой колдун. « О» - воскликнул он . « А про меня то забыли». И тут он взмахнул своей волшебной палочкой и превратил всех в квадраты: и принцессу Математики, и мудрых человечков, и птиц, и зверей. Даже дворец и ёлки, стали квадратными. А расколдовать их могут только добрые и сообразительные дети. Ребята, давайте мы с вами снимем заклятие злого колдуна со сказочного Математического королевства.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
26
Номер материала
9604
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.