Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМастер-класс «Делай как мы…… Сделай лучше нас " по теме: «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»

Мастер-класс «Делай как мы…… Сделай лучше нас " по теме: «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»

Скачать материал

ЗАОЧНЫЙ ЭТАП КОНКУРСА

«УЧИТЕЛЬ ГОДА -2020»

 

Терентьева В.М.,

МБОУ «Староильдеряковская средняя общеобразовательная школа»

с. Старое Ильдеряково Республики Татарстан

 

Мастер-класс

«Делай как мы…… Сделай лучше нас "

по теме: «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»

Математик так же, как художник,

создаёт узоры. И если его узоры более

устойчивы, то лишь потому, что они

составлены из идей.
Г. Х. Хард  слайд 2

Цели занятия: найти возможные способы создания орнамента с помощью циркуля

Задачи занятия : пополнение запаса математических знаний, углубляющих основной курс геометрии и умения применять их в нестандартной ситуации;  формирование творческих математических способностей; создание условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии.

Форма проведения мастер-класса: с учащимися 3(4) класса, ОД с элементами презентации +практическая работа.

Оформление: презентация по теме мастер-класса,  методические материалы.

Материалы для работы: бумага, циркуль, ластик, простой карандаш, цветные карандаши

Демонстрационный материал:  презентация «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»

 

Ход мастер-класса.

I. Вступительная часть.

Целевые установки.

 

- Здравствуйте, мальчики и девочки! Многим кажется что математика - это сложная наука! К сожалению многие считают, что математика нам нужна только в магазине, при ремонте и в банке. Сегодня я хочу показать вам на одном из примеров, что математика - это искусство.

Сегодня мы отправляемся в страну под названием «Геометрия». С собой мы возьмем хорошее рабочее настроение и доброе отношение друг к другу.

В этой стране мы были с вами не раз и успели познакомиться с многими ее жителями. А кто будет проводником, узнаем из загадки.

Ноги очень интересны

у таинственного друга;

Если первая на месте,

То вторая ходит кругом!

слайд 3  циркуль

- А для чего нужен циркуль? (Чертить окружности)

- Позвольте зачитать определение окружности. Так что такое окружность? (Окружностью называется фигура, которая состоит из всех точек  плоскости, равноудаленных от данной точки. Эта точка называется центром окружности.)  слайд 4 

II. Теоретико - демонстрационная часть.

 

Происхождение циркуля

Слово циркуль происходит от латинского circulus - «круг, окружность,  кружок», от латинского же circus - «круг, обруч, кольцо». В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel.   слайд 5  

 

Легенды о циркуле

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности.

 У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу. Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.  слайд 6

 

 

 

 

История циркуля

История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры).

На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль        (I век нашей эры). слайд 7

 

Во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей. Причем в Помпеях найдены инструменты уже совсем современные: циркули с загнутыми концами для измерения внутренних диаметров предметов, «кронциркули» для измерения максимального диаметра, пропорциональные - для                                      кратного увеличения и                                 уменьшения размеров. слайд 8

При раскопках в Новгороде был найден стальной циркуль-резец для нанесения орнамента из мелких правильных кружочков, очень распространенного в Древней Руси. слайд 9

 

III. Практическая часть.

 

Выполнение  работы по образцу участниками мастер класса.

- Удивительные по красоте узоры рисуют  при помощи циркуля, а затем заполняют цветом. Если ты  все сделаешь правильно, то полученная форма будет такой же, как на фото .

1. Ракушка. Обозначь два центра окружностей. Поставь иглу циркуля в первый центр. Строй окружности, равномерно увеличивая радиусы. То же повтори из второго центра. Проследи, как постепенно образуется симметричный орнамент. слайд 10

2. Ромашка. Нарисуй окружность. Не меняя радиуса, переставь циркуль в любую точку на этой окружности и снова нарисуй окружность. Точки их пересечения станут центрами новых окружностей. Внутри основного круга постепенно возникает цветок. слайд 11

3. Ковер-лепестки. Если центры расположить симметрично и из каждого строить окружности разного радиуса, может получиться необычный орнамент. Попробуй перемещать центры окружностей по прямой линии. При этом нужно изменить радиусы так, чтобы окружности пересеклись в одной точке. слайд 12

Инструменты и материалы для работы

Для создания мандалы используются различные подручные материалы. Изначально для нанесения этих символов использовались песок, рис или драгоценные камни с помощью которого монахи увековечивали свои творения в храмах. В современных реалиях целесообразнее использовать классические рисовальные принадлежности, такие как:

·         карандаши;

·         фломастеры;

·         ручки (подойдут любые варианты – на гелевой, масляной или шариковой основе);

·         краски (акварель, гуашь, акрил, масло).

Для того, чтобы нарисовать мандалу наличие всех обозначенных инструментов не обязательно. При желании, вы можете ограничиться одной лишь гелевой ручкой. Однако уникальность мандалы состоит в невероятном разнообразии ярких красок и цветовых контрастов. Потому наличие богатой палитры будет преимуществом во время творческого процесса. слайд 13

Рисование мандалы является по-настоящему уникальным занятием, совмещающим в себе творческий процесс и самопознание. Долгие столетия мандалы были недоступны большинству людей. Сегодня этот символ известен по всему миру и широко используется как в арт-терапии, так и в обычных раскрасках, предлагающих готовые шаблоны. Сегодня я хочу вам показать работы своих учеников, которые мы выполняли во время внеурочных занятий внерочной демы разберемся в значении фигур и цветов этого сакрального изображения, а также узнаем, как нарисовать мандалу. слайды 14-15

Выполнение творческой работы участниками мастер класса.

- Сейчас мы попробуем нарисовать такой символ самостоятельно. Перед вами лежат все необходимые предметы. Используем те цвета, которые вам импонируют в данный момент. Мы уже знаем, что рисование мандалы – это прекрасный способ остаться наедине со своими мыслями и разобраться в себе. Творческий подход к использованию цветов и символов позволяет не только хорошо провести время, но и развить художественные навыки. После завершения рисунка, вы можете попробовать «прочитать» его и открыть непознанные грани своей души.

 

Цветовая гамма

- Использование цветов в создании мандалы могло бы стать отдельной областью колористики, поскольку подразумевает знание многих нюансов. Конечно, единого цветового «словаря» не существует, и на разных мандалах гаммы истолковываются по-своему. Но обозначить список основных цветов и их значений вполне возможно:

·         красный – жизненная энергетика, уверенность в своих силах и бесстрашие. Злоупотребление цветом привносит в рисунок агрессивность и нарциссизм;

·         оранжевый – смягченный вариант красного. Гармония с самим собой и вера в свои силы;

·         желтый – обновление, проявление индивидуальности и стремление к свободе. Открытость переменам и радостные ожидания;

·         зеленый – естественность, гармония и исцеление. Стремление к саморазвитию и самопознанию, а также душевное оздоровление;

·         синий – темные оттенки символизируют выносливость и самообладание. Светлые оттенки синего отвечают за дружелюбие и открытость людям;

·         фиолетовый – преодоление препятствий и внутренняя трансформация. Способствует очищению энергетического поля и успокаиванию разума;

·         коричневый – практичность и стабильность. Символизируя землю, этот цвет «вплетает» в мандалу ощущение защищенности, комфорта и спокойствия;

·         черный – достоинство и стойкость. Противоречивый цвет, поскольку его избыток свидетельствует о душевном дисбалансе и утрате опоры. Умеренные черные вкрапления говорят о самообладании и несокрушимости;

·         белый – духовность, здоровье тела и души. Искренность по отношению к себе и окружающим, внутренняя чистота и преображение. Слайд 16

 

IV. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

-Понравилась вам рисование циркулем?

-Будете вы в нее играть дома?

-Научите этой игре других?

Послесловие

        «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В. Слайд 17

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Мастер-класс «Делай как мы…… Сделай лучше нас " по теме: «Ловкий циркуль или любовь к окружностям»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 404 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.03.2020 102
    • DOCX 63.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Наталья Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Наталья Викторовна
    Давыдова Наталья Викторовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 100263
    • Всего материалов: 198

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 277 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 886 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс профессиональной переподготовки

Инклюзивное образование в начальной школе

Тьютор

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 158 человек

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 176 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 20 человек
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»