Листы опорных таблиц на уроках в начальной школе
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
(китайская притча)
Опорные конспекты
отличает компактность, наглядность, красочность. Конспекты представляют собой
таблицы и схемы, позволяющие оптимизировать изучение и повторение этих
разделов.
Технология опорных
сигналов и конспектов была создана Виктором Фёдоровичем Шаталовым. С 1956 года
этот педагог вел экспериментальную работу с учащимися, разработав авторскую
образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения.
Основу образовательной модели Шаталова составляет идея о том, что технология
опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счёт
активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие,
анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных
психологических условий для полноценной самореализации личности.
Основная цель
данной технологии - использование приёмов интенсивного обучения, в результате чего
ученики начинают ощущать себя не столько объектами, сколько субъектами учебно -
воспитательного процесса.
Основные категории
обучения Шаталова - опорные сигналы и опорные конспекты основываются на
феномене идентификации словесного образа и текста. Как подвести ребёнка к
успеху, облегчив его учебный труд? Следует каким- то образом помочь ученической
памяти и пониманию. А помочь ученику запомнить и понять учебный материал
помогают опоры: зрительные, звуковые и смысловые. Что же такое опорный сигнал?
Опорный сигнал -
ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. В памяти каждого
современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих
восстановить при необходимости усвоенную информацию.
Такая
запись выделяет в орфографическом правиле ключевые понятия, без которых
невозможно обойтись при выборе окончания - е или - и:
склонение и падеж. Работая с данной схемой при выполнении практических
заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, что зрительная
память детей этого возраста неплохо развита. Мы совершенствуем,
тренируем её, предлагая для запоминания не формулировку правила, а
предельно сжатую форму записи его, которая поможет в случае
необходимости развернуть информацию и изложить её в виде
орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическая
память, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические
связи между лингвистическими понятиями: склонение, падеж - буква в
окончании.
ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное
написание слов)
Сочетания жи-ши,
ча-ща, чу-щу
лужи, шина, чай,
роща, щука, чужой
Сочетания чк,
чн ночка,
ручной
Большая буква в именах собственных Москва,
Волга,
Саша, Дружок
Мягкий знак – показатель мягкости
согласных гусь, пальма
Разделительный Ь мягкий
знак вьюга, ручьи
Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце
ночь – ж.р.
имен существительных женского
рода луч – м.р.
Разделительный Ъ твердый
знак въезд, объяснение
Двойные согласные класс,
ванна, Алла
Непроверяемые безударные
гласные заяц ,берёза ,пенал
Проверяемые безударные гласные а, о, и, е, я
вода – воды
Парные звонкие и глухие согласные б в г д ж з дуб –
дубы
п ф к т ш с ложка - ложечка
Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-) солнце
- солнышко
Правописание приставок и предлогов
зашёл за другом
слез с дерева
НЕ
с
глаголами не
спеши
Безударные гласные
в окончаниях существительных по дорожке
Безударные гласные
в окончаниях прилагательных в зимнем лесу
Безударные гласные
в окончаниях глаголов лает, смотрит
Правописание –тся, -ться в
глаголах мыться, моется
1.
Найди в слове «опасное место»
2.
Определи орфограмму
3.
Вспомни правило, проверь написание слова
4.
Запиши слово правильно
Правила переноса
1. Слова переносятся по слогам:
мо-ло-ко
ло-шадь, мед-ведь
2. Нельзя переносить одну букву:
учу
рая
3. При переносе буква Й не
отделяется от гласной:
Слушай-те
Зай-чик
4. Нельзя переносить две одинаковые согласные:
Гам-ма
Ван-на, Груп-па
|
Родственные (однокоренные) слова
Слова, которые имеют общую
(одинаковую) часть и общее значение, называют – родственными.
Море
– моряк, слово – словарь
Общая часть родственных слов
называется корнем.
Поэтому родственные слова
иначе называют однокоренными.
|
Парные согласные в корне
Чтобы проверить парный
согласный в корне, нужно:
Изменить площа?ь - площади
слово голу?ь – голуби
моро? - морозы
или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного
стоит гласный звук или согласный звук н :
зага?ка – загадать
холо? - холодный
|
Состав слова
Корень –
общая часть
родственных слов
Приставка значимые части
основа слова
- слов, образуют
Суффикс новые слова
Окончание –
изменяемая часть слова,
Служит для связи слов в
предложении.
подберёзовики
|
Разделительные Ь и Ъ
После
перед в середине слова
Подъезд е пьеса
разъём
ё вороньё
предъюбилейный
ю вьюга
объявление я судья
и птичьи
Перенос:
вью-га, пти-чьи, объ-явление
|
Безударные гласные буквы О, А, Е, И, Я
в корне слова
Проверяй ударением!
Вода - воды, водный
Земля - земли
Зима - зимы, зимний
Ряды - ряд, рядом
Правописание слов с
непроверяемыми безударными гласными в корне
запоминай!
Собака, корова,
огурец.
|
Использую опорные
конспекты на уроках математики
Скорость, время, расстояние
V
- скорость V = S : t
S
t - время
t = S : V
V ∙
T
S -
расстояние S = V • t
V = 10
км/ч ; 1м/мин; 10км/с; 10м/с
|
Периметр
прямоугольника
Периметр ( Р ) – это сумма длин
всех сторон
а
b
P = (a + b) ۰ 2
где а – длина прямоугольника
b – ширина прямоугольника
|
Выполнение действий
На . . .
больше ( + )
На . . .
меньше ( - )
На
? ( - )
Во . . . раз
больше ( • )
Во . . . раз
меньше ( : )
Во? ( : )
|
Умножение
Множитель
Множитель Произведение
2 • 3 = 6
произведение
От
перестановки множителей произведение не меняется а • в = в • а
Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.
а • 0 =
0 0 • а = 0
Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю.
а • 1 =
а 1 • а = а
|
Тема : решение
задач
Задача
УСЛОВИЕ
|
У Кати ,
у Саши .
|
ВОПРОС
|
Сколько цветов у Кати и Саши?
|
СХЕМА
|
?
К. С.
3 цв. 2 цв.
|
ВЫРАЖЕНИЕ
|
3 + 2
|
РЕШЕНИЕ
|
3 + 2 = 5 (цв.)
|
ОТВЕТ
|
Ответ: 5 цветов.
|
На уроках окружающего
мира использую опорные схемы с целью:
n УЧИТЬ
ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ, СУЩЕСТВЕННОЕ В ТЕКСТЕ
n УЧИТЬ
СОСТАВЛЯТЬ ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
n ПОМОЧЬ
СФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Работая по ОК, у ученика развивается и
внимание, и память, и мышление, а также он имеет представление о целостности
изучаемого материала
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.