Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыЛисты опорных таблиц на уроках в начальной школе

Листы опорных таблиц на уроках в начальной школе

Скачать материал

Листы  опорных  таблиц на уроках в начальной школе

 «Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
(китайская притча
)

Опорные конспекты отличает компактность, наглядность, красочность. Конспекты представляют собой таблицы и схемы, позволяющие оптимизировать изучение и повторение этих разделов.

Технология опорных сигналов и конспектов была создана Виктором Фёдоровичем Шаталовым. С 1956 года этот педагог вел экспериментальную работу с учащимися, разработав авторскую образовательную модель, широко известную, как методика интенсивного обучения. Основу образовательной модели Шаталова составляет идея о том, что технология опорных сигналов позволяет раскрыть потенциал каждого ученика за счёт активизации работы психофизических механизмов, обеспечивающих восприятие, анализ и систематизацию информации, а так же создание благоприятных психологических условий для полноценной самореализации личности.

Основная цель данной технологии - использование приёмов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают ощущать себя не столько объектами, сколько субъектами учебно - воспитательного процесса.

Основные категории обучения Шаталова - опорные сигналы и опорные конспекты основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Как подвести ребёнка к успеху, облегчив его учебный труд? Следует каким- то образом помочь ученической памяти и пониманию. А помочь ученику запомнить и понять учебный материал помогают опоры: зрительные, звуковые и смысловые. Что же такое опорный сигнал?

Опорный сигнал - ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. В памяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов, помогающих восстановить при необходимости усвоенную информацию.

          Такая  запись  выделяет  в  орфографическом  правиле  ключевые  понятия, без  которых  невозможно  обойтись  при  выборе  окончания  - е или  - и: склонение  и  падеж. Работая  с  данной  схемой  при  выполнении  практических  заданий, ученик  поневоле  запоминает  её  уже  потому, что  зрительная  память  детей  этого  возраста  неплохо  развита. Мы  совершенствуем, тренируем  её,  предлагая  для  запоминания  не  формулировку  правила, а  предельно  сжатую  форму  записи  его, которая  поможет  в  случае  необходимости  развернуть  информацию  и  изложить  её  в  виде  орфографического  предписания. В  такой  работе  тренируется  и  логическая  память, поскольку  схема  даёт  теоретические  сведения, обнажая  логические  связи  между  лингвистическими  понятиями:  склонение, падеж  - буква  в  окончании.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                       лужи, шина, чай,

                                                                                                роща, щука, чужой

Сочетания чк, чн                                                                  ночка, ручной

 

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

 

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

 

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночьж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

 

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

 

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

 

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

 

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

 

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка - ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце - солнышко

 

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу  

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

1.       Найди  в слове «опасное место»

2.       Определи орфограмму

3.       Вспомни правило, проверь написание слова

4.       Запиши слово правильно

Правила      переноса

1.     Слова переносятся по слогам:

мо-ло-ко

ло-шадь,  мед-ведь

2.     Нельзя переносить одну букву:

учу

рая

3.     При переносе буква Й не отделяется от гласной:

Слушай-те

Зай-чик

4.     Нельзя переносить две одинаковые согласные:

Гам-ма

Ван-на,   Груп-па

 

Родственные (однокоренные) слова

 

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называют – родственными.

        

Море – моряк,  слово – словарь

 

Общая часть родственных слов называется корнем.

 

Поэтому родственные слова иначе называют однокоренными.                                     

 

 

Парные  согласные  в  корне

Чтобы проверить парный согласный в корне, нужно:

 

Изменить                площа?ь - площади

слово                       голу?ь – голуби

                                моро? - морозы  

или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный звук или согласный звук    н   :             

 

зага?ка – загадать

                                     холо? - холодный                                    

Состав        слова

              Корень – общая часть

                                     родственных слов

 


                  Приставка            значимые части          основа слова

                                             - слов, образуют

                  Суффикс              новые слова

                  

                 Окончание – изменяемая часть слова,

                                        Служит для связи слов в предложении.

подберёзовики

 

 

Разделительные   Ь    и   Ъ

После                                  перед            в середине слова

 Подъезд                   е                       пьеса

   разъём                    ё          вороньё

предъюбилейный    ю              вьюга

    объявление           я            судья

                       и           птичьи

 


          Перенос: вью-га,   пти-чьи,   объ-явление               

Безударные гласные буквы О, А, Е, И, Я   в корне слова

Проверяй ударением!

Вода   -   воды,   водный

Земля -    земли

Зима   -    зимы,  зимний

Ряды   -    ряд,     рядом

 

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне запоминай!

                Собака,  корова,  огурец.               

Использую опорные конспекты на уроках математики

Скорость, время, расстояние

V  -  скорость               V  =  S  :  t

                                                                                     S

t  -   время                    t  =  S : V                  V   T            

 

S  -    расстояние         S  =  V  •  t

 

V = 10 км/ч ;   1м/мин;  10км/с;  10м/с

 

    Периметр    прямоугольника

       Периметр  ( Р ) – это сумма длин   всех  сторон  

                 а

                       b

                     

P = (a + b) ۰ 2

где а – длина прямоугольника

       b – ширина прямоугольника                      

 

 

Выполнение действий

На  . . . больше                              ( + )

На  . . . меньше                              ( - )

 


     На ?                                            ( - )

 

Во . . . раз больше                          ( )

Во . . . раз меньше                          ( : )

 


     Во?                                               ( : )

 

Умножение

Множитель         Множитель            Произведение

       2                           3              =               6

            произведение

 

От перестановки множителей произведение не меняется                             а    в  =  в    а

Если один из множителей равен 0, то произведение равно 0.

         а    0  =  0                   0    а  =  0

Если один из множителей равен 1, то произведение равно другому множителю.

        а    1  =  а                  1    а  =  а               

 

Тема : решение задач

 Задача

УСЛОВИЕ

У Кати j0354059 j0354059 j0354059,

  у Саши j0354059 j0354059.

ВОПРОС

Сколько цветов у Кати и Саши?

СХЕМА

             ?

      К.          С.

   3 цв.        2 цв.  

ВЫРАЖЕНИЕ

                 3 + 2

РЕШЕНИЕ

 

 3 + 2 = 5 (цв.)

ОТВЕТ

Ответ: 5 цветов.

На уроках окружающего мира использую опорные схемы с целью:

n  УЧИТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ, СУЩЕСТВЕННОЕ В ТЕКСТЕ

n  УЧИТЬ СОСТАВЛЯТЬ ОПОРНЫЕ СХЕМЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

n  ПОМОЧЬ СФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Работая по ОК, у ученика развивается и внимание, и память, и мышление, а также он имеет представление о целостности изучаемого материала

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Листы опорных таблиц на уроках в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по маркетингу (тур. агенства)

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 407 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.01.2020 274
    • DOCX 297 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колесникова Анастасия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83013
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Мини-курс

Информационные технологии в науке и бизнесе: от концепции до реализации

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личностное развитие и отношения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»