Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михневская
начальная общеобразовательная школа»
городского
округа Ступино
Московской
области
Лекторий для родителей
«Адаптация к школе:
трудности периода. Советы родителям первоклассников»
в 2019 - 2020 учебном году
Педагог-психолог: С.В.Плисова
14 ноября 2019 год
Слайд 2
Первый год обучения
определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник
под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка
сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. У
первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость
организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться
хронические заболевания.
Слайд 3
Конечно, не у всех
детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть
первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть
детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения. Другим детям
(примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могу
до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу
соглашаются выполнять требования учителя часто выясняют отношения со
сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей
встречаются трудности в усвоении учебных программ.
Слайд 4
В каждом классе
есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы
прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации.
Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными
эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся
в классе изгоями, что возникает у них новую форму протеста, проявляющуюся в
дезадаптивном поведении. Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для
них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в
жизни).
Слайд 5
Многое зависит
здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него
предпосылок овладения учебной деятельностью.
Причинами школьной дезадаптации являются:
·
несформированность «внутренней позиции
школьника», когда ученик действительно хочет учиться, а не только ходит в
школу;
·
слабое развитие произвольности;
·
недостаточное развитие у ребенка учебной
мотивации;
·
вынужденность подчиняться новым правилам
школьной жизни;
·
общение с учителем;
·
недостаточно развитая способность ребенка
к взаимодействию с другими;
·
отношение к себе;
·
завышенные требования со стороны родителей;
·
состояние здоровья и физического развития.
Слайд 6
В сентябре
2019-2020 учебного года были проведены исследования социально-психологического
статуса первоклассника.
В исследовании
приняло участие 99 учащихся первых «а», «б», «в» классов. Процедура мониторинга
включала обследование детей 6-7 лет по методике Л.А.Ясюковой «Определение
готовности к школе»:
1.
Тест Тулуз-Пьерона
2. Тест
Равена
3.
Гештальт-тест Бендера
Цель: оценить
уровень готовности детей к школьному обучению; выявить детей «группы риска»,
нуждающихся в помощи специалиста
Анализ результатов
исследования учебной деятельности первоклассников в адаптационный период представлены
в диаграммах.
Вывод
Адаптацию обучающихся первых классов
2019-2020 учебного года считать удовлетворительной.
В заключении своего выступления лишь
хочется дать несколько (вредных) советов.
13
вредных советов родителям первоклассника
1. Выбросите все
игрушки, пусть ничего не отвлекает ребенка от учебы.
2. Ни в коем
случае не оставляйте ребенку свободное время. Загрузите его до отказа, запишите
на несколько секций прямо с сентября.
3. Безусловно,
железная дисциплина превыше всего! Неважно, что ребенок утратит прежние интересы,
желания, вкус к жизни вообще.
4. Ни в коем
случае не хвалите ребенка. Ведь самооценка – это такая ерунда, главное, чтобы
не загордился!
5. Помните,
переписывание – лучший способ полюбить письмо, пусть даже со слезами на глазах.
6. И уж конечно, почаще
ставьте в пример своему ребенку других, более успешных детей. Ведь зависть
гораздо важнее уверенности в себе!
7. Лучший способ
помощи ребенку – все сделать за него. Быстро и без проблем!
8. Любой ценой
заставьте ребенка утром плотно позавтракать. Неважно, что нет аппетита, что
день начинается со слез и конфликтов.
9. Портфель всегда
собирайте сами, чтобы ничего не забыть. Так надежнее. И на ближайшие годы это
станет вашим любимым занятием по утрам или вечерам.
10. Одевайте
ребенка тоже сами – сэкономите время сборов в школу. Ведь самостоятельность
вашему ребенку в будущем только помешает!
11. Ни в коем
случае не нужно ребенку отдыхать после школы. Уроки лучше делать сразу, пока
все свежо в памяти.
12. Лучший способ
отдохнуть от уроков – это компьютер и телевизор. Ребенку интересно и вас не
беспокоит. А совместные игры, прогулки – пустая трата времени для вас обоих.
13. И уж, конечно,
пора бросать бесполезную привычку читать ребенку сказки перед сном. Он уже сам
умеет читать.
P.S. Если Вы
чувствуете, что эти советы не для Вас, значит Вы – понимающий и заботливый
родитель.
Желание
учиться появится, когда в вашей
семье будет:
1.
Вера в успех
2.
Положительные установки
3.
Любовь родителей
4.
Приучение к режиму
5.
Выполнение установленных правил
«Весёлая
и успешная школьная жизнь» - миссия ВЫПОЛНИМА!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.