Сценарий
экологической квест-игры
"День Земли"
Цель: привлечение внимания обучающихся к
экологическим проблемам окружающей среды, бережному отношению к растительному и
животному миру.
Задачи:
- активизировать познавательную
деятельность обучающихся в области экологии и охраны природы;
- воспитывать бережное отношение
к природе;
- формировать умение работать в
команде.
Форма проведения: игра по станциям.
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Оборудование: карточки-задания, листы
формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы; для опыта: алюминиевая
фольга, растительное масло, форма для выпечки, вода, ватные шарики.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята, гости
мероприятия, уважаемые жюри! Сегодня мы проводим районную экологическую квест-игру
"День Земли".
День Земли отмечают 22 апреля - праздник чистой воды, земли и
воздуха – всё, что необходимо для жизни. Возник этот праздник в XIX веке в США,
по инициативе администратора, а позднее министра земледелия штата Небраска, Дж.
Стерлинга Мортона. Штат этот расположен в бескрайних безлесных прериях, где
редко растущие рощи вырубались на строительство и дрова. Мортон, живший в штате
с 1840 года, предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить
приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев. Только в
первый День дерева, 10 апреля 1872 года, жители штата посадили около миллиона
деревьев. Позднее, в 1882 году, правительство штат учредило День дерева как
официальный праздник, и отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Мортона.
Международное значение День Земли
приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира
приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22
апреля объявлено Международным днем Земли, его отмечают жители
большинства стран Мира. В России День Земли отмечается с 1992 года. По традиции
в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих
дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.
Визитная карточка "Наша Земля в
будущем" (домашнее задание). Каждая команда выходит на сцену и
представляет свою команду.
У команды должны быть: название, эмблема, девиз. Время выступления - 3 минуты.
Форма представления визитной карточки любая (агитбригада, театрализованное
представление и т.д).
После Визитной карточки
командам раздаются маршрутные листы, где будут указаны станции и место
проведения.
1 станция - "Вода -
очищение воды, бережное отношение к воде".
Вода – одно из главных богатств на
Земле. Вода входит в состав любого живого организма. От загрязненной воды
страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное
богатство, надо беречь! Данная тема является особо актуальной в нашем
современном мире.
Участники квест-игры смотрят опыт
с водой и в процессе выполняют задания.
Пройдя этот блок, ребята должны
сделать выводы и ответить на вопросы.
Опыт "Очистка разливов от
нефти"
Разлив нефти происходит,
когда жидкость нефтяных углеводородов выбрасывается в окружающую среду в
результате человеческой ошибки. Эта форма загрязнения может занять месяцы,
даже годы для эффективной очистки окружающей среды. Последствия могут быть
разрушительными, особенно для птиц и морских обитателей. Птицы, которые
подвергаются разрушительному действию разлива нефти, склонны к повреждению
почек, неисправности печени, обезвоживанию и метаболическим дисбалансам. Один
из самых разрушительных разливов нефти произошел в 1989 году в проливе Принца
Уильяма на Аляске.
Для
выполнения опыта понадобится:
- небольшой кусок
алюминиевой фольги
- растительное масло
- форма для выпечки
- вода
- несколько ватных
шариков
Время для проведения эксперимента:
около 7 минут. Начинаем эксперимент:
1. Налейте воду в форму для выпечки
(заполните форму на половину водой).
2. Сделайте из фольги подобие лодки или
катера размером с палец.
3. Заполните лодку маслом и поместите ее
на поверхности воды в форму для выпечки.
4. Опрокиньте лодку.
5. Подождите несколько минут, когда масло
загрязнит воду и начнет распространяться.
6. Теперь пришло время для наведения
порядка. Используйте свои ватные шарики, чтобы впитать масло, поместив их
на загрязненной территории.
Примечание: у Вас не займет много времени,
чтобы справиться с этой проблемой. Но представьте, сколько усилий нужно будет
приложить, когда разливается большое количество нефти.
Наблюдение: вы заметите, что масло
остается на поверхности воды и начинает рассеиваться на почти
экспоненциальном уровне. Если бы Вы создали волны в воде, масло
распространялось бы более быстрыми темпами.
Результат: ватные шарики
поглощают нефть, но и принимают много воды вместе с ней. Если бы Вы
попытались очистить ковш разлитой нефти, Вам пришлось бы приложить намного
больше усилий.
2 станция -
"Чудо-Шляпа". Каждый член команды берет из шляпы 1 загадку. Обсудив 5 минут, дают
ответы.
1. Очень прочен и упруг,
строителям – надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит.)
2. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина.)
3. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)
4. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, и он в стекле расплавлен даже. (Песок.)
5. Без нее не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета
Отгадайте, что же это? (Нефть.)
6. Росли на болоте растения… А теперь это топливо и удобрения. (Торф.)
7. Она варилась долго в доменной печи,
Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи. (Железная руда.)
8. А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы.
И вездесуща и легка, -
Я лед, я пот, я - облака.
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь, то закипаю;
А от мороза - застываю. (Вода)
9. Ни огня, ни света, а огнем
блестит. (Золото)
10. Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
11. Во мне есть вода, но не
мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное.
(Алмаз)
12. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
13. Из меня посуду тонкую,
нежно-белую и звонкую
обжигают с давних пор. Называюсь
я... (Фарфор)
14. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
3 станция - "Сортировка мусора".
Современные люди потребляют
намного больше, чем предыдущие поколения. Объёмы потребления ежегодно стремятся
вверх, а с ними увеличиваются и объемы отходов. Проблема мусора на сегодняшний
день уже не просто трудность, а глобальная экологическая задача, которая
требует немедленного решения. В некоторых странах уже довольно давно пришло
осознание всей опасности загрязнения отходами, а где -то ситуация держится на
прежнем уровне. Экологическая проблема отходов получила сильный толчок
благодаря техническому прогрессу. Несомненно, он дал человечеству неисчислимо
много, но и ситуация с отходами в мире ухудшилась. Разработаны новые виды
материалов (например, пластик), которые разлагаются сотни лет или не
разлагаются вообще. В итоге они гниют на свалках, выделяя целый букет токсинов.
Разложение мусора происходит долгие годы.
Поэтому необходима переработка
отходов и бывших в употреблении предметов и вещей.
Вторая жизнь старых вещей
Задание №1 Необходимо рассказать и показать
СЛЕДУЮЩУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
Знак этот означает, что сама упаковка
сделана из материала, который может быть вторично переработан. Если внутри
пиктограммы стоят цифры от 1 до 7, то они означают наименование материала, из
которого изготовлена упаковка. По порядку возрастания цифр они означают:
полиэтилентерфталат, полиэтилен высокой плотности, ПВХ, полипропилен,
полистирол или другой пластик. Иногда вместо букв могут применяться заглавные
латинские буквы, которые обозначают то же самое.
Участникам
необходимо найти на упаковках этот знак и сказать, что можно сделать из этого
материала.
Задание
№2 Участники
выбирают карточку с названием, бывших в употреблении вещей и предметов.
Необходимо ответить, что можно производить после переработки из различного
вида отходов:
-макулатура;
-шины;
-стекло;
-пластик.
После
того, как участники ответят, ответственный за станцию показывает картинку с
правильными ответами и делает обобщение, оценивает работу команды.
4 станция - "Природоохранные
знаки". Командам
предстоит нарисовать природоохранные знаки, время для выполнения задания - 7
минут.
Темы:
- "Не рвите в лесу, на лугу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе! ".
- "Не разоряйте птичьи гнезда!"
- "Не ловите бабочек, шмелей,
стрекоз и других насекомых".
- "Не ломайте деревья!"
- "Не разоряйте муравейники!"
- "Не разводите костры в лесу!"
- "Не бросайте мусор!"
-«Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как
разрушается грибница!»
5 станция - "Рассказ с
ошибками". Перед командами рассказ. В течение 5 минут команды
должны выявить ошибки, которые допущены в этом рассказе.
Рассказ с ошибками
"Воскресенье в лесу"
За неделю только и
было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела
учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы
уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы
оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не
ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто
попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал
упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы
не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали
веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед
уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы
все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В
кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички и
положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все
жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила,
взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу
довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную
кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через
несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали
набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно
сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко
стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до
станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это
гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и
увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала
Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.
С охапками луговых и
лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине
города. Весело прошел день!
Вот так надо вести себя в лесу:
1. не включать громкую музыку;
2. не вырывать грибы, а также не
сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для
животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
3. для костра собирать сушняк, а не
ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
4. не оставлять полиэтилен, так как
он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и
металлические банки (разрушаются через 100 лет);
5. костер после прогорания следует
забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
6. не трогать яйца птиц — птица может
покинуть гнездо;
7. не брать зверят и птенцов из леса
в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова
вернуть их в лес;
8. не втыкать в муравейник палочки—
нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе;
9. не прятаться во время грозы под
одиноким деревом — в него может попасть молния!
10. никоим образом не уничтожать змей, даже
гадюк;
11. луговые и лесные цветы рвать не следует —
жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и
охраняемые растения.
6 станция - "Буриме". Каждая команда вытягивает карточку
с рифмами и составляет четверостишие. Время для подготовки 5 минут.
Ответственный за станцию знакомит
участников с информацией о составлении «буриме»:
"Буриме" в
переводе с французского означает стихотворение, обычно шуточного характера на
заранее заданные рифмы. Эта литературная игра возникла во Франции в 17 веке.
Как играть в буриме
Суть проста: участникам даются определённые рифмы и играющие
должны придумать осмысленное стихотворение. Оно может быть юмористическим или
философским, главное, чтобы в нём прослеживалась логика.
Правила
Существуют некоторые общие правила для всех буриме. Заданные рифмы
нельзя менять местами. Если вам предложили слова: «зайка-стайка, шкатулку-
булку», то употреблять их можно только в этом порядке. Главное, чтобы
стихотворение получилось законченным и содержательным! К подбору рифм тоже
стоит подходить ответственно.
Например:
«зайка-стайка, шкатулку- булку»
«сад-листопад, картина-рябина»
На полянку вышел зайка Обсыпается мой сад,
Видит- там синичек стайка Что поделать? Листопад
Он открыл свою шкатулку Невеселая
картина,
Дал синичкам с маком булку Опечалена
рябина
Задание для участников:
Птицы - границы, леса - небеса.
Клёны - зелёный, леса - голоса.
Почки - листочки, стебель - мебель.
Дружно-нужно, красиво-игриво.
В лесу –принесу, хлам-нам.
Леса-чудеса, детишки- шишки.
7 станция - "Мудрые
мысли".
Каждая команда получает карточки из которых должна составить выражения.
Например: "Природа — не храм, а мастерская".
Задания:
1.
Лес — наше
богатство — берегите его!
2.
Охранять
природу — значит охранять Родину!
3.
Поведение
человека в природе — это зеркало его души
4.
Сломать дерево
— секунда, а вырастить — года.
5.
Родина краше
солнца, дороже золота.
6.
Земля зимой
отдыхает, а весной расцветает.
7.
Береги землю
родимую, как мать любимую
На каждой станции в маршрутном листе командам
выставляются баллы. В конце квест-игры жюри подводят итоги. Команды - победители квест-игры (по номинациям)
награждаются грамотами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.