МОУ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г.БАЛАБАНОВО"
Конспект урока
математики
1класс
ДСДМ «Школа 2000».
Предметная линия
«Перспектива»
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: «Счет десятками».
Раздел: Укрупнение единиц счета.
Пройденный материал: Число 10: состав,
сложение и вычитание в пределах 10.
Составные задачи на нахождение части (целое не
известно)
Последующие темы: Круглые числа. Дециметр.
Характеристика
деятельности учащихся:
Строить графические модели чисел, выраженных в укрупненных единицах счета, сравнивать
данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели.
Образовывать,
называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать,
складывать и вычитать числа в пределах 10.
Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы
при решении задач и примеров.
Подбирать схемы
и модели к задачам, решать задачи изученных видов.
Выполнять задания поискового характера.
Автор:
Выборцева Ирина Владимировна
учитель
начальных классов
высшей
квалификационной категории
Основные цели:
1) сформировать
представление о новой счетной единице – десятке, формировать умение считать
десятками;
2) актуализировать знания об укрупненных
единицах счета, тренировать вычислительный навык в пределах 10, тренировать умение
решать простые задачи на части и целое.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Компоненты урока
|
Формируемые
УУД
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Примечания
|
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной
деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;
2) определить
содержательные рамки урока: укрупненные единицы счета.
|
Самоопределение(Л)
Смыслообразование
(Л)
Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
Начинаем урок
математики, на котором мы будем учиться открывать новые знания.
-
А зачем нам знания? Как вы думаете, стоит ли
продолжить обогащать знания?
Но на сегодняшнем
уроке нам будут помогать наши старые знакомые Крокодил Гена и Чебурашка. И
вместе мы построим Дом Дружбы
-
Каким образом вы это делаете?
-
Верно, сегодня вы продолжите изучать укрупненные
единицы счета. С чего вы обычно начинаете работу на уроке?
-
Все ли знания будем повторять?
|
-Знание – это
великая сила, которая позволяет достичь больших успехов.
В школу мы
пришли учиться,
В жизни это
пригодиться!
Тот, кто
хочет много знать,
Должен сам
все постигать!
-Понимаем, что мы
еще не знаем, и сами открываем новый способ.
-С повторения
необходимых знаний.
-Нет, только те, что
пригодятся для работы по теме.
|
Страница
с мотивом.1
|
2.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1)
актуализировать укрупненные единицы счета, умение выполнять действия с
укрупненными единицами счета, тренировать вычислительный навык;
2) формирование
представления о десятке;
3) тренировать
вычислительные навыки;
4) тренировать
вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
5) мотивировать к пробному действию и его
самостоятельному выполнению и обоснованию;
6) организовать фиксацию образовательной
цели и темы урока;
7) организовать выполнение пробного
действия и фиксацию затруднения;
8) организовать анализ полученных ответов
и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или
его обосновании.
|
Анализ, синтез,
сравнение, обобщение (П)
Использование
знаково-символических средств (П)
Выполнение пробного
учебного действия (Р)
Фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р)
Волевая
саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
|
1) Тренинг
вычислительных навыков.
Математический диктант.
-
Сначала я предлагаю вам потренироваться в счете,
выполнив математический диктант.
Учащиеся работают
самостоятельно в рабочих тетрадях
·
Уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Найдите разность.
·
Первое слагаемое 5, второе слагаемое 2. Чему
равна сумма?
·
Задумали число, к нему прибавили 4 и получили 6.
Какое число задумали?
·
Сумма двух чисел равна 10. Одно слагаемое 7. Чему
равно другое слагаемое?
·
Уменьшаемое не известно, вычитаемое 2, разность
3. Найдите уменьшаемое.
·
Задумали число, вычли его из 8 и получили 2.
Какое число задумали?
·
На сколько каждое последующее число больше
предыдущего?
-
Проверим ваши ответы.
Учитель открывает на
доске образец Д-2.
-
У кого есть ошибки? В каком задании?
Учитель проводит
коррекционную работу.
-
Кто допустил ошибки, сделайте вывод. (Нужно еще
тренироваться в счете, закрепить состав чисел 1-10, взаимосвязь компонентов
действий.)
-
Расставьте ответы в порядке возрастания.
-
Разложите апельсины по ящикам.
-
Что тренирует это задание?
2) Действия с
укрупненными единицами счета, формирование представления о десятке.
Учитель раздает
учащимся карточки с заданием № 2 Р-2.
-
Решите задачи.
Работа организуется
фронтально. Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные на
карточках Р-2. Работа над второй задачей организуется аналогично.
В итоге получаются
равенства:
-
Каким правилом вы пользовались, когда решали эти
задачи?
-
Какие счетные единицы использовались в этих
заданиях? (Пачки и штуки.)
-
Издавна люди считали по пальцам. Сколько пальцев
на двух руках? (10.)
-
Поэтому при укрупнении единиц счета часто стали
использовать десяток. Что значит десяток?
-
Приведите примеры того, что вы покупаете
десятками? (Яйца, тетради и т.д.)
-Кто смог
получить правильный ответ, обоснуйте его?
-Мы столкнулись с
затруднением. Что делаем?
Как относимся к
трудностям.
|
Двое учащихся параллельно работают у доски.
Проверка по образцу с хлопками.
Работа со страницей на доске.
Тренинг состава числа 10
а) На завтрак одному классу раздали 4 пачки
печенья и еще 3 печенья, а другому – 3 пачки печенья и еще 2 печенья. Сколько
печенья раздали двум классам вместе?
б) За первую неделю в школе истратили 3
пачки мела и еще 2 куска, а за вторую неделю – 4 пачки мела и еще 5 кусков.
На сколько больше мела истратили за вторую неделю, чем за первую?
-
Укрупненные единицы счета складываем или вычитаем
с укрупненными, а единичные с единичными.
-
Предметы сгруппированы по 10
Мы потренировались в счете, составе числа
10, повторили решение задач с укрупненными единицами счета, узнали, что
обычно считают десятками.
Это поможет нам сегодня учиться, узнать
новое.
Учащиеся работают на
листах самооценки
-Пробное действие.
Необходимо выполнить арифметические
действия.
-Мы должны выполнить действия с десятками.
-Научиться выполнять действия с десятками.
Действия или счет десятками.
Мы не смогли выполнить действия с десятками.
Мы не смогли правильно выполнить действия с
десятками.
Мы обосновать не можем.
Затруднение в
ученье к новым знаниям ведет
Кто дорогу сам
осилит непременно их найдет
Спокойно. Улыбнемся
и пожелаем удачи!
|
Страница
с проверкой диктанта2
Страница
с составом числа3
Страница
с задачами 4
Правило5
Страница
с фундаментом дома6
Страница
с пробным действием7
|
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить
и зафиксировать место и причину затруднения.
|
Анализ, синтез,
сравнение, аналогия, классификация (П)
Постановка и
формулирование проблемы (П)
Структурирование
знаний(П)
|
|
Выполняли действия с десятками
Мы выполняли действия с моделями, а в этом
выражении числа.
У нас нет способа, по которому мы можем
выполнять действия с десятками.
|
|
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект
выхода из затруднения.
|
Самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели(П)
Выбор способов
решения (П)
Планирование (Р)
Прогнозирование(Р)
Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
|
-
Какова же цель вашей дальнейшей деятельности?
-
Какие знания вам помогут достичь цели?
-
-
Как оформляется решение задач?
-
Как это вы можете применить?
-
-
Какой следующий шаг?
-
Какой следующий шаг?
-
Учитель может зафиксировать
план на доске.
-
1.Построить модель десятка
-
2.Представить десятки в виде
моделей треугольников
-
3.Выполнить действия
-
4.Сформулировать способ
|
Открыть способ
решения выражений с десятками.
-
Умение считать, записывать десяток в виде графической
модели, решать задачи с укрупненными единицами счета.
-
Делали запись с помощью моделей.
-
Представить десятки в виде моделей –
треугольников.
-Выполнить действия.
-
Сформулировать способ.
-
Что является моделью числа 10? (Это треугольник с
10 точками.)
-
Давайте договоримся, что для быстроты записи
десятка, будем сразу рисовать треугольник, или записывать 1д.
|
Страница
с планом8
Эталон
на доску
|
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1)
организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного
проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2)
организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с
помощью эталона);
3)
организовать уточнение общего характера нового знания.
|
Познавательная
инициатива (Р)
Выдвижение гипотез
и их обоснование (П)
Использование
знаково-символических средств(П)
Выражение своих
мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Учет разных мнений,
координация разных позиций (К)
|
-
Я предлагаю вам выполнить шаги плана в группах.
Группы выполняют план
на листах маркерами.
-
Какие результаты у вас получились.
На доске выставляются
результаты работы групп.
-
Какой ответ у вас получился? (6 д.)
-
Какой вывод вы можете сделать?
-
-
Как вы думаете, а как сравнивать десятки?
-
Проверьте ваши выводы.
Учитель раздает
учащимся эталоны к уроку 24 (Р-3).
-
Что вы можете сказать о ваших выводах? Давайте
допишем.
На доске фиксируется
эталон Д-4.
-
Смогли вы справиться с затруднением?
-
Что вам позволяет «открытый» способ?
-
Мы справились с затруднением
и наш 1 этаж дома готов.
-
Оцените свою работу в
группе.
|
Складывать и вычитать десятки можно как
обычные натуральные числа.
Так же, как и натуральные числа.
-
Мы правы.
Да.
Решать примеры с укрупненной единицей -
десятком
Работа на листах
самооценки.
|
Эталон
на доску
|
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного
способа действия во внешней речи.
|
Моделирование и
преобразование моделей разных типов (П)
Помтроение
логической цепи рассуждений, доказательств (П)
Выполнение действий
по алгоритму (П)
Осознание
ответственности за общее дело
|
Что теперь надо
сделать? (стр. 46. № 2 (1-3 столбик),
Учитель заранее
выносит столбики на доску. Работа организуется фронтально. Учащиеся выходят к
доске и решают примеры с комментированием. Остальные учащиеся работают в
учебниках.
Кто заботится о
своем здоровье?
Что делаем,
если устали?
Физкультминутка
«Дружба»
№ 4 (1, 2 столбик), стр. 47.
Работа организуется
аналогично № 2. Однако учитель делает акцент на выполнении задания без
вычислений.
-
Какие правила вы должны вспомнить, чтобы
выполнить это задание? (Зависимости результатов и компонентов действий.)
Проверка проводиться
по образцу на доске.
-
Кто допустил ошибку? В чем она?
-
-
Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что
поняли причину ошибки.
-
Кто выполнил все верно? Сделайте вывод.
-
Как в этом убедиться?
Готов второй этаж
дома дружбы.
|
Потренироваться в
решении примеров с десятками.)
Работают по рядам и проверяют работы.
-
Допустили ошибки в вычислениях, забыли правила,
как изменяются результаты арифметических действий, если изменяется один из
компонентов.
-Мы поняли, как пользоваться новым способом.
-Нужно выполнить самостоятельную работу.
|
Страница
со 2 этажом9
|
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку
учащимися умения сравнивать и выполнять арифметические действия с десятками.
|
Доказательство (П)
Контроль(Р)
Коррекция (Р)
Оценка(Р)
|
Учитель дает детям
команду включить нетбуки и открыть карточку с заданием для самостоятельной
работы Р-4.
Второй вариант
выполняет творческую работу и придумывает свои примеры на новый способ
действия
-
Выполните предложенные задания.
На выполнение задания отводится 2–3
минуты.
-
Что теперь надо сделать?
Учитель открывает на
доске эталон для самопроверки Д-6. Проводиться вербальная поэтапная проверка.
Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
-
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют
свои ошибки.)
-
Сделайте вывод.
-
Где вы можете это сделать?
-
У кого нет ошибок? Сделайте вывод?
Мы накрыли наш дом прочной крышей.
Оцените работу в парах и самостоятельную работу.
|
Проверить свои работы по эталону для
самопроверки. Выборочная проверка через компьютер.
Мы умеем в парах сравнивать и выполнять
действия с десятками.
-
Нам необходимо потренироваться в вычислениях.
-
При выполнении домашнего задания.
Мы поняли, как сравнивать и выполнять действия
с десятками.
Работа с листами
самооценки
|
Эталон
проверки с.р.
Страница
с Домом дружбы.10
|
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг умения решать задачи
на части и целое.
|
Выполнение действий
по алгоритму (П)
Нравственно-этическое
оценивание усваиваемого содержания (Л)
Выведение следствий
(П)
Сравнение,
обобщение, аналогия (П)
|
-
Резервное задание
-
При выполнении, каких заданий мы можем
использовать правило счета десятками? (При решении задач.)
№ 3 (в), стр. 46
-
Прочитайте задачу.
Учитель
заранее выносит схему на доску. Анализ условия выполняется фронтально. Один
учащийся заполняет схему на доске, остальные учащиеся работают на
индивидуальных планшетках.
Решение
задачи учащиеся записывают самостоятельно.
-
Проверим, какое решение вы записали?
Один
из учащихся рассказывает свое решение.
-
Каким правилом вы пользовались? (Чтобы найти
неизвестную часть, нужно из целого вычесть известные части.)
-
Кто допустил ошибки в выборе правила?
-
Кто допустил ошибки в вычислениях?
-
Сделайте вывод. (Нужно еще тренироваться в
решении задач, в вычислениях.)
-
Где это можно сделать? (При выполнении домашнего
задания.)
|
|
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий,
изученный на уроке: решение составных задач на нахождение части;
2) зафиксировать затруднения, которые
остались, и способы их преодоления;
3) оценить
собственную деятельность на уроке.
|
Рефлексия способов
и условий действия (П)
Контрольи оценка
процесса и результатов деятельности(П)
Самооценка на
основе критерия успешности(Л)
Адекватное
понимание причинуспеха(неуспеха)в учебной деятельности
|
-
Как заканчивается урок?
-
Какова была цель сегодняшнего урока? Достигли ли
цели? Докажите.
-
Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Учитель
проводит рефлексию оценивания учащихся.
-
Какие же трудности у вас встречаются?
-
Где можно над ними поработать?
Домашнее задание:
ð № 3 (а, б) стр. 46;
☺ № 6* на стр. 47
-
|
-
Анализируем свою работу.
-
Построить способ выполнения действий с десятками.
|
Страница
с лесенкой успеха.11
|
Учебно-методическое
обеспечение:
1.Учебник Л.Г. Петерсон. Математика «Учусь учиться». 1 класс. 3 часть.
2.Л.Г. Петерсон. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 1
класс. В
2 частях.
3. Л.Г. Петерсон. Математика: 1 класс. Методические рекомендации
4. Сценарии уроков по технологии деятельностного
метода «Школа 2000...»
Математика: 1
класс. Сценарии уроков
по технологии деятельностного метода
«Школа 2000...». Под ред. Л.Г. Петерсон.
5. Дополнительный надпредметный курс «Мир
деятельности» Л.Г. Петерсон,
М.А. Кубышева и др. «Мир деятельности»: 1 класс.
Технические
средства:
Классная доска с
набором магнитов
2. Магнитная
доска.
3. Интерактивная
приставка Мимио
4. Персональный
компьютер.
5. Мультимедийный
проектор.
6. Ксерокс.
7. Цифровая фотокамера.
8. Цифровая видеокамера со штативом.
9. Документ-камера Мимио.
Планируемые результаты
1. Личностные
результаты
− Принятие
социальной роли «ученика», установка «ученик учится сам».
ü качества
ученика: активность, доброжелательность, честность, терпение в учебной
деятельности.
− Установка на сохранение
своего здоровья в учебной деятельности, веру в себя, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей
коррекции.
− Опыт успешной математической деятельности.
− Начальные
представления об истории развития математического знания о числах
– Опыт самоконтроля и самооценки своего результата.
− Опыт
успешной совместной деятельности в паре, группе на основе применения простейших норм общения.
− Опыт конструктивного поведения в ситуации
затруднения.
2.
Метапредметные результаты
ЗНАТЬ И УМЕТЬ
ПРИМЕНЯТЬ:
·
правила
поведения ученика на уроке,
·
правила работы в паре
и в группе;
·
правила сохранения и поддержки своего здоровья в
учебной деятельности;
·
структуру учебной
деятельности (два основных этапа, структуру первого этапа
– 6 шагов);
·
правила выполнения
пробного учебного действия;
·
правила фиксирования
своего затруднения в учебной деятельности;
·
правила поведения в ситуации затруднения в учебной деятельности;
·
правила выполнения домашнего задания;
·
правила культурного
выражения своих эмоций в совместной работе;
·
приемы тренировки своего внимания.
ПРИОБРЕСТИ ОПЫТ:
·
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, действия по
аналогии, логического вывода;
·
коммуникативного взаимодействия;
·
высказывания в
культурных формах своего суждения, отношения (в том числе, и несогласия), обоснования своей точки зрения;
·
анализа ситуации
и выявления причины затруднения;
·
проектной деятельности:
постановки целей учебной деятельности, составления плана и
выполнения действий по плану;
·
фиксирования шагов
первого этапа учебной деятельности;
·
комментирования своих действий во внешней речи;
· самопроверки своей работы по
образцу, выявления и устранения ошибок;
·
самооценки результатов своей учебной деятельности;
·
применения базовых
межпредметных понятий в соответствии с программой 1 класса (часть и целое, разбиение на части, объединение
частей и др.);
·
поиска, организации и передачи информации для решения
коммуникативных и познавательных
задач по программе 1 класса;
·
самостоятельной
исполнительской и творческой деятельности;
·
работы в материальной и
информационной среде начального общего образования в
соответствии с программой 1 класса.
3.
Предметные результаты
ЗНАТЬ И УМЕТЬ ПРИМЕНЯТЬ:
·
последовательность
натуральных чисел в пределах 10
·
правила нахождения части и целого;
· алгоритмы сравнения, сложения и вычитания
однозначных (с помощью
моделей)
·
структуру текстовой
задачи;
УМЕТЬ:
·
сравнивать, складывать и вычитать группы предметов, числа и величины,
комментировать свои действия, записывать результат с помощью
математической символики;
·
использовать таблицу сложения для нахождения суммы и
разности чисел,
·
решать текстовые
задачи в 1действие, объяснять ход
решения;
комментировать ход решения;
·
моделировать
действия сложения, вычитания с помощью
предметных и графических моделей при решении текстовых задач
·
использовать математическую терминологию, различные
приемы проверки правильности нахождения значения
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.