Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонсультация для родителей "Учим звуки и буквы".

Консультация для родителей "Учим звуки и буквы".

Скачать материал

Уважаемые родители, данная консультация поможет вам самим еще раз

вспомнить начальные знания о русском языке и будет хорошей «шпаргалкой» при выполнении творческих домашних заданий с детьми по программе обучения грамоте.

В течение учебного года мы и дети должны научиться:

1. Слышать заданный звук в слове, называть слова с заданным звуком.

2. Определять место звука в слове, составлять схему.

3. Выполнять звуковой анализ несложного слова, состоящего из изученных звуков и букв, составлять схему.

4. Делить слово на слоги, составлять схему.

5. Определять количество слов в предложении, составлять схему.

6. Узнавать буквы, читать буквы, слоги и слова; писать печатным шрифтом буквы, слоги, слова.

7. Знать и различать понятия: звук, буква, слово, слог, предложение.

Звуки и буквы.

В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю), 21 соглас-

ных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и еще две особенные буквы – это Ь и Ъ, которые не обозначают звуков.

Теперь разберемся со звуками. Поможет в этом схема:

ЗВУКИ РЕЧИ

СОГЛАСНЫЕ

Они не поются, не тянутся, воздушная струя всегда встречает преграду (зубы, губы, язык)!

ГЛАСНЫЕ (6).

Их можно петь, тянуть, голосок работает, воздушная струя преграды не встречает.

[а], [о], [э], [и], [ы],[у]

 

Гласные буквы Я, Е, Ё, Ю могут обозначать:

* один звук (я - [а], е - [э], ѐ - [о], ю - [у] после согласных ) белка - [б’элка])

* (два звука (я - [йа], е - [йэ], ѐ - [йо], ю - [йу] в начале слова (ѐлка - [йолка]),

после гласной (баян - [байанЪ]), а так же после Ь и Ъ (вьюнок - [в’йунок], съел -[сйэл]).

Согласные звуки, в свою очередь делятся на твёрдые и мягкие. Мягкость

согласного звука обозначается значком: ’

Мягкость согласных на письме обозначаются двумя способами: с помощью

мягкого знака и с помощью букв Е, Ё, И, Ю, Я.

Помните:

звуки [ж], [ш], [ц] – всегда твёрдые

звуки [й’], [ч’], [щ’] – всегда мягкие.

Согласные звуки еще делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума

и голоса, глухие – только из шума. Сравним, например, произнесение звуков [в] и [ф]. Когда произносим звук [в], голосовые связки дрожат (вибрируют), когда произносим [ф], голосовые связки в спокойном состоянии. Это можно проверить, приложив ладонь к горлу или, закрыв уши, услышать голосок. Часть согласных образуют пары звонких и глухих звуков:

Не образуют пар звонкие [л], [м], [н], [р], [й].

Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].

Условные обозначения:

Гласный звук – красный кружок или квадрат.

Согласный твѐрдый глухой звук – синий кружок или квадрат.

Согласный мягкий глухой звук – зеленый кружок или квадрат.

Согласный твѐрдый звонкий звук – синий с колокольчиком кружок или квадрат.

Согласный мягкий звонкий звук – зеленый с колокольчиком кружок или квадрат.

Определение места звука в слове.

При определении места звука в слове необходимо напомнить ребенку, что у

слова есть:

- начало (звук, с которого слово начинается)

- конец (звук, которым слово заканчивается)

- середина слова (все звуки между первым и последним звуками).

Отображая схему этого задания, необходимо нарисовать:

- где целая полоска обозначает - целое слово

- а деления – это части слова

(1 - начало слова, 2 - середина слова, 3 - конец слова)

 Например, задание: Определи место звука А в словах:

 АИСТ, МАК, РУКА

 

 

Звуковой анализ слова.

При выполнении задания по звуковому анализу слова необходимо предло-

жить ребенку послушать и сказать:

- сколько всего звуков в слове,

- какой звук первый (назвать звук; гласный/согласный; твердый/мягкий; звонкий/глухой; каким квадратиком обозначаем), нарисовать символ звука (смотри выше обозначения звуков).

- второй (та же работа), третий…(та же работа),… последний (та же работа).

Все символы звуков слова рисуются рядом.

Например, слово АУ:

- в слове АУ - 2 звука

- Первый звук А, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем красный квадратик.

Второй звук У, он тоже гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом еще красный квадратик.

Например, слово ДОМ:

- в слове ДОМ три звука

- первый звук Д, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя

встречает преграду – язычок; звук Д – твердый, звонкий. Рисуем синий квадратик с колокольчиком.

- второй звук О, он гласный, потому что его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды, голосок работает. Рисуем рядом красный квадратик.

- третий звук М, он согласный, т. к. его нельзя тянуть, петь, воздушная струя

встречает преграду – губки; звук М – твердый, звонкий. Рисуем рядом синий

квадратик с колокольчиком. Под каждым квадратиком – символом звука подписываем соответствующую букву.

Определение количества слогов в слове. Ударный слог.

При выполнении задания по определению количества слогов в слове, можно:

- похлопать слоги. Например, ма-ли-на; дом; сан-ки.

- приложит к подбородку ладонь и посчитать, сколько раз опустится подбородок.

- сосчитать, сколько гласных в слове.

К концу года дети должны усвоить и применять правило при определении

количества слогов:

СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

Составляя схему, необходимо нарисовать целую полоску (это целое слово):

Затем разделить на количество слогов. Отметить, на какой слог падает уда-

рение.

 / /

 ____/____/____ (Ма-шень-ка)

 / /

Схема предложения.

При составлении схемы предложения необходимо напомнить ребенку, что:

- сначала выкладывается длинная полоска, обозначающая целое предложение

______________________________

- под длинной полоской выкладываются короткие полоски (по количеству слов в предложении).

Например: Наступила холодная зима.

 __________________ .

 _____ _____ _____ .

- Обращаем внимание на уголок у первой короткой полоски – заглавную букву, начало предложения.

- Если в слове есть маленькое слово (предлог, союз) обозначаем его самой короткой полосочкой на нужном месте в предложении.

Например: Мама идет в магазин.

- Обращаем внимание на точку в конце предложения: предложение закончено.

Желаю успехов!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Консультация для родителей "Учим звуки и буквы"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 584 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.09.2020 417
    • DOCX 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Василькина Валентина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76879
    • Всего материалов: 249

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1105 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 288 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика: формирование общеучебных умений и навыков

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе