Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

Скачать материал

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

« РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»

   К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

   Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

   Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

   Фольклор представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в  образовательной, так и в самостоятельной деятельности детей раннего возраста.

   С его помощью можно развивать:

· фонематический слух

· грамматический строй речи

· звуковую культуру речи

· обогащать словарь детей

   Рассмотрим некоторые жанры детского фольклора:

 

-   Колыбельные песни. Они  не только обогащают словарь детей но и способствуют освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

  Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний).

   Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

   Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

       Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша  в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Не плачь, Дашенька,  не плачь,

Куплю калач.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. – Что ели? – Кашку…»;

    Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов

   Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.

   Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.

   Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается, начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания.

Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о назначении предметов, обозначенных этим

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам.

   Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.

   При повторении песенок ,героев народных сказок, их имен, в сознании детей закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.

    Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей должна осуществляем в беседах и консультациях.

Родителям мы всегда говорим о том, что всё начинается с детства. Поэтому так важно приобщать детей с ранних лет к культуре своего народа, которая отражена в сказках, традициях.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 797 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.10.2020 210
    • DOCX 22 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Ирина Николаевна
    Иванова Ирина Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88055
    • Всего материалов: 239

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1471 человек из 83 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного продвижения бизнеса в интернете

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе