КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО
ВОЗРАСТА»
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет
компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего,
неуклонно увеличивается количество детей с
несформированной связной речью. Вот почему развитие речи
становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи,
пополнению и обогащению их словарного запаса.
Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у детей положительные
эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять,
что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.
Фольклор представляют собой прекрасный речевой материал, который можно
использовать, как в образовательной, так и в самостоятельной деятельности
детей раннего возраста.
С его помощью можно развивать:
· фонематический
слух
· грамматический
строй речи
· звуковую культуру
речи
· обогащать словарь
детей
Рассмотрим некоторые жанры детского фольклора:
-
Колыбельные песни. Они не только обогащают словарь детей но и
способствуют освоению грамматического строя речи. В колыбельной не просто кот,
а «котенька», «коток», «котик», «котя».
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе
большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему
способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом
гласных звуков, медленный темп и т.п., наличие повторяющихся фонем,
звукосочетаний, звукоподражаний).
Колыбельные песни позволяют запомнить слова и формы слов, словосочетания,
осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый
источник воспитательных и образовательных возможностей.
Особую значимость устное народное
творчество приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь
в период привыкания к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, еще не
может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с
выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт
с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще
малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения
позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный
период различные потешки, например:
Не
плачь, Дашенька, не плачь,
Куплю
калач.
Своевременное
развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие
звуковые различия подготавливают ребёнка к овладению правильным звукопроизношением.
Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих,
свистящих, сонорных, то дело слышится в песенках : «Ладушки, ладушки, где были?
– У бабушки. – Что ели? – Кашку…»;
Загадки обогащают словарь детей за счёт
многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, Разгадывание
загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение чётко
выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,
умение ярко и лаконично передавать образы предметов
Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским
фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову.
Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые
слышит ребёнок.
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребёнок встречается,
начиная с самого раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или
бабушкой, испытывая те или иные чувства. переживания.
Сказка
вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить
вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю последующую
жизнь.
Благодаря
сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Особенное восприятие
сказок детьми отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок,
юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе
из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных
ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности
облегчают ребёнку восприятие и запоминание текстов.
Знакомя
детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу:
объяснять непонятные слова, выражения, осваивать новые слова, рассказывать о
назначении предметов, обозначенных этим
Сказки
лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно
для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо
рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее
персонажам.
Когда воспитатель не смотрит в книгу, он как бы разговаривает с каждым ребенком
и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и
образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок -
золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие.
При повторении песенок ,героев народных сказок, их имен, в сознании детей
закрепляются образные слова, и дети начинают использовать их в своих играх,
учатся рассказывать сказки.
Ребенок может успешно овладеть речью тогда,
когда с ним занимаются не только в детском саду, но и дома, в семье. Пропаганду
знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей должна осуществляем в беседах и консультациях.
Родителям
мы всегда говорим о том, что всё начинается с детства. Поэтому так важно
приобщать детей с ранних лет к культуре своего народа, которая отражена в
сказках, традициях.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.