Министерство общего
и профессионального образования
Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Свердловской области
«Северный педагогический колледж»
Конструкт урока русского языка
на тему «Правописание заглавной буквы в именах,
фамилиях и отчествах людей»
2 класс
Разработчик:
Суворова Александра Олеговна,
студентка 346 группы,
Специальность: 44.02.02
«Преподавание в начальных
классах»
Серов
2017
Тема урока: «Заглавная буква в именах и
фамилиях людей»
Тип урока: урок изучения нового
материала
Дата проведения: 27.02.2017.
Цель урока: формирование умения обучающихся писать с заглавной буквы собственные
имена существительные (имена, фамилии, отчества людей).
Задачи:
Образовательные:
1.
Учить подбирать примеры
собственных и нарицательных имен существительных.
2.
Углубить знания
обучающихся об собственных именах существительных.
Развивающие:
1.
Развивать мышление
(логическое), память, связную речь.
2.
Развивать навык правописания
заглавной буквы в именах собственных.
Воспитательные:
1.
Воспитывать
доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах.
Ключевые понятия урока: имя существительное, собственные и нарицательное имя
существительное, имя, фамилия, отчество.
Оборудование учителя: презентация, электронное приложение LearningApps.com, учебник «Русский язык. 2 класс» В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий, почтовый ящик, конверт.
Оборудование учащихся: учебник «Русский язык. 2 класс» В.П. Канакина, В.Г.
Горецкий, тетрадь, листы самооценки, конверт, листочек.
Педагогический
инструментарий:
Методы:
Словесный (беседа, фронтальный опрос).
Наглядный (раздаточный и иллюстративный материал).
Игровой (дидактическая игра, отправление письма).
Практический (задание в парах, творческое задание).
Технологии: ИКТ-технологии, инновационные технологии, технология
проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Планируемые результаты
Личностные:
·
Внутренняя позиция
школьника на уровне положительного отношения к школе.
·
Доброжелательное отношение
к участникам совместной деятельности.
·
Формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы.
Метапредметные (УУД):
·
Личностные: проявляют стремление к получению новых знаний,
положительное отношение к занятиям учебной деятельностью.
·
Регулятивные: корректирующая
деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок;
намечают способы их устранения.
·
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации,
используют знаки, символы, анализируют объекты, выделяют главное, осуществляют
синтез, устанавливают причинно – следственные связи, строят рассуждения об
объекте, обобщают.
·
Коммуникативные: умеют строить высказывания, аргументировать
свои ответы.
Предметные:
·
Умеют писать фамилию, имя,
отчество людей с заглавной буквы.
·
Умеют различать
собственные имена существительные от нарицательных имен существительных.
·
Умеют работать со
словарем.
·
Умеют приводить примеры
собственных и нарицательных имен существительных.
Этапы
|
Ход урока
|
УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Организационно-мотивационный момент
Коррекционная работа – лист самооценки
|
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу.
- Посмотрите, какое у меня есть веселое солнышко (Учитель показывает
рисунок/игрушку)
У детей рисунок солнышка
- Сейчас каждый из Вас возьмите в руки солнышко, и скажите ему что-то
очень приятное и хорошее, чтобы зарядить его положительной энергией! Солнышко
будет дарить всем эту энергию через свои лучики.
-Сегодня мы сами себя оценивать в «листах самооценки». И первое, что
вы должны сделать: (под номером 1) разукрасьте цветок под свое настроение в
начале урока: если отличное – зеленое, среднее (хорошее) – синим, плохое -
красным.
|
Приветствуют учителя.
Берут солнышко (рисунок) и желает ему что-то приятное и хорошее.
|
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
Минутка чистописания
Словарная работа
Коррекционная работа
Актуализация
знаний
Коррекционная работа
|
-Ребята, а как вы думаете, на какую букву похоже солнце? Давайте у
себя в тетрадях нарисуем солнышко. Только наше солнышко будет состоять из
буквы О.
-Но солнышко не может быть без лучиков. Поэтому допишем солнышку
лучики. Пропишите до конца строки соединения, чередуя.
ом, ол, он.
-Прочитайте эти соединения.
ЛИСТ САМОЦЕНКИ
-Ребята, скажите, а чем солнце полезно для людей.
-А как еще мы можем получить витамины?
-Любите ли вы есть фрукты?
-У меня на столе тоже есть фрукты (пластмассовые: апельсин, яблоко,
банан, виноград, груша, лимон, персик, слива). Назовите их.
-Что это за слова?
-Где мы проверить написание этих слов?
-Как располагаются слова в орфографическом словаре?
-Давайте разложим наши фрукты в алфавитном порядке.
апельсин,
банан,
виноград,
груша,
лимон,
персик,
слива,
яблоко.
-Запишите три словарных слова на ваш выбор.
-Поставьте ударение в каждом слове. Подчеркните изученные орфограммы.
-Придумайте предложение с любым из этих слов. Запишите понравившееся
вам предложение.
-Что еще объединяет написанные вами словарные слова?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
-Давайте вспомним, что относится к именам существительным.
Интерактивное приложение LearningApps
-На прошлом уроке мы с вами узнали, на какие еще группы делятся имена
существительные. На какие?
-Давайте поиграем, я называю вам слово (и кому кину яблочко-игрушку),
отвечает – к какой группе относится это слово (к собственным или
нарицательным именам существительным).
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
|
На букву О.
Читают.
Полезно для
здоровья, вырабатывает витамины.
Кушать овощи,
фрукты и т.д.
Отвечают.
апельсин,
банан,
виноград,
груша,
лимон,
персик,
слива,
яблоко.
Словарные слова.
В орфографическом
словаре.
В алфавитном
порядке.
Выходит ученик и
располагает фрукты в алфавитном порядке.
Записывают
словарные слова.
Подчеркивают
изученные орфограммы.
Придумывают и
записывают предложение.
Эти слова относятся
к части речи – имя существительное (нарицательные, неодушевленные).
Собственные и
нарицательные.
Ученик, который
ловит яблочко, отвечает.
|
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные:
контроль, коррекция.
прогнозирование (при анализе пробного действия перед его
выполнением).
|
Изучение нового материала
|
-Какое правило, мы знаем про собственные имена существительные? Как
они пишутся?
-Сегодня к нам в гости заглянули герои сказки Э.Успенского «Трое из
Простоквашино».
-Кот Матроскин решил написать письмо своему другу. Но почтальон
Печкин сказал, что такое письмо не отправится. В чем его ошибка?
-Как правильно необходимо записать?
-Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?
-Верно. Какие задачи поставим перед собой на урок?
На экране появляются слова (имена учеников в классе)
-Обратите внимание на экран. Что это за слова?
-С какой буквы написаны имена?
-Скажите, а что такое имя? Где мы можем посмотреть значение этого
слова?
-Я принесла сегодня толковый словарь. Давайте узнаем, что такое имя.
Работа с одаренным ребенком.
-Маша П. или Даша К. прочитает нам значение этого слова.
-Запишите к себе в тетрадь свое имя и еще два любых имени.
ФИЗМИНУТКА
-Ребята, а как позвать ученика, если в классе у двоих ребят
одинаковое имя? Как их отличить?
-Что такое фамилия? Давайте узнаем из словаря.
Работа с одаренным ребенком.
-Маша П. или Даша К. прочитает нам значение этого слова.
-Какая у вас фамилия? Запишите свою фамилию и еще одну фамилию своего
одноклассника или друга.
-Представьте такую ситуацию: два человека являются тезками, т.е.
имеют одинаковое имя и фамилию. Как их можно различить?
-Что такое отчество нам прочитает Маша.
Работа с одаренным ребенком.
-Как образуется отчество? Назовите свое отчество?
-Запишите свое отчество в тетрадь.
-Какой вывод мы можем сделать? Как пишутся имена, фамилии, отчества
людей?
ЛИСТ САМОЦЕНКИ
|
Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.
Он написал имя, фамилию и отчество с маленькой буквы.
«Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей»
1. Научится писать собственные имена существительные с заглавной
буквы.
2. Различать их на письме.
Это имена (наши имена).
С заглавной.
Так называют человека.
В толковом словаре.
Даша К. или Маша П. читают из словаря значение слова.
Записывают в тетрадь три имени.
Выполняют физминутку.
По фамилии.
Фамилия есть у каждого человека. Он получает ее при рождении, так же
как имя.
Даша К. или Маша П. читают из словаря значение слова.
Записывают две фамилии в тетрадь.
По отчеству.
Называют свое отчество.
Имена, фамилии и отчества пишутся с большой буквы.
|
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью учителя.
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
Первичное закрепление
Коррекционная работа и для всех детей
|
Работа в паре
-Давайте обобщим все, что мы узнали. Выполним интересное задание. Дан
текст, работая в паре, вам необходимо вместо картинок вставить имена.
Опрос 2-3 учеников.
Работа у доски
Игра «Какое слово с большой буквы». Подчеркните слова, которые необходимо
написать с заглавной буквы.
ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ
МНОГО БЛИНОВ.
НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.
КОЛЯ АРБУЗОВ
КУПИЛ ШЕРСТЬ АРБУЗОВ.
НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.
ЛИСТ САМОЦЕНКИ
|
Работая в паре, вставляют вместо картинок имена.
Выходят к доске и подчеркивают слова, которые пишутся с заглавной
буквы.
|
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Регулятивные:
уметь самостоятельно работать с изученным материалом; проверка
изученных знаний.
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке
|
-Какой была тема сегодняшнего урока?
-Как пишутся собственные имена существительные?
-Я предлагаю вам на листочке написать, что вам понравилось на уроке,
или что вы сегодня запомнили. В этом вам поможет начало предложение на экране
(на слайде).
-А теперь я предлагаю вам отправить мне это послание. Для этого вы
подпишите конверт. Найдите в левом верхнем углу строку «от кого». Напишите
здесь свою фамилию, имя и отчество.
-В правом нижнем углу пишут, кому вы отправляете свое письмо. Вы
напишите мою фамилию, имя и отчество (на экране).
-Положите в конверт свой листочек, лист самооценки и отправьте мне
свое настроение (солнышко или тучку – картинку).
-Отправьте мне свое письмо, положив в почтовый ящик (коробочка,
сделанная как почтовый ящик).
-Я думаю, что все ваши письма отправится, и я их получу и прочту.
-На этом на урок закончен. Спасибо за работу!
Д/З с. 52, упр. 89.
|
«Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей»
Пишут на листочке.
Подписывают конверт.
Кладут в конверт лист и карточку «настроение».
Отправляют в почтовый ящик письмо.
|
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и
результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и
осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
|
Презентация
Интерактивное задание
|
|
игорю ивановичу
печкину от матроскина
|
|
Оформление доски:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.