Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонсперк по обучении грамоте на тему: "Буква Ь на конце слова" (дошкольники)

Консперк по обучении грамоте на тему: "Буква Ь на конце слова" (дошкольники)

Скачать материал

БУКВА Ь НА КОНЦЕ СЛОВА

Цель: - уточнить произношение мягких согласных звуков;

- учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь;

- учить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь.

- воспитывать чувство ответственности.

Оборудование: разрезные слоги, схемы, картинки, альбом 3, видео.

Ход занятия

1.      Организационный момент.

- Слева друг и справа друг – получился ровный круг.

У логопеда картинки:

Коляска

Гусеница

Улитка

Дыня

Одежда

Снегири

Помидор

Ребята

Василёк

Утята

Пеликан

Черепаха

 

На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.

- Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску.

Аналогичная работа проводится со всеми картинками.

2.      Подготовительная работа.

а) – Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (ля, ня, бя, тя).

- Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.)

- Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (гласные второго ряда: Я, Е, Ё, Ю, И).

б) Игра «Камень-вата».

- На слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твёрдый согласный – команда «Камень».

Слова: медведь, мысок, жираф, шмель, лось, нос, слон, локоть, олень, лоб, живот.

   в) – Что указывает на мягкость согласных звуков  МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, ШМЕЛЬ, ЛОСЬ?

Чтение стихотворения Е. Измайловой.

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

3.      Знакомство с буквой Ь.

- Хочу вас познакомить с ещё одним животным. Откройте ваши тетради по закладке (с.26). Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Кто это?

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора,

Без присмотра, без надзора.

- Кто это? Как звали щенка? Что делает Трезор? Это о нём Сергей Михалков написал:

Отыскал на кухне угол,

С головой забрался в уголь.

- Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.

Работа с кассой букв.

- Чтобы показать мягкость согласного звука ЛЬ в слове УГОЛЬ употребляют букву Ь.

- Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь?

Букву Р возьмём сперва,

Вот нога, вот голова.

Повернём её вот так

И получим мягкий знак.

- Постройте букву из пальцев рук.

- Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики с согласными буквами. (Дети упражняются в чтении бь, пь, вь, фь, гь, кь, дь, ть, зь, сь, нь, мь, ль, рь.)

4.      Математическая грамота

- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю прибежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.

- Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель – хвойное дерево.)

- У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте  весь пример. Какое слово получилось? (Даль – далёкое пространство, видимое глазом.)

- Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)

    5. Звуко-буквенный анализ.

- Однажды Трезор остался в доме один.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте слово «ДВЕРЬ» на наборном полотне. Какой буквой обозначите мягкость звука РЬ?

Мы оставили Трезора

Без  присмотра, без надзора

И поэтому щенок

Перепортил всё, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок.

- Что выдрал щенок у зайца? Составьте слово «ШЕРСТЬ». Как звали хозяина щенка? Составьте его имя. (ИГОРЬ.)

   6. Физминутка

а) Пальчиковая гимнастика «Собака».

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается

 б) подвижная игра «Лохматый пёс» (выполнение движений с речевым сопровождением)

Вот лежит лохматый лохматый пёс,

В лапы свой уткнувший нос.

Мы к Барбосу подходили

И лохматого будили:

Лежебока не зевай,

Нас скорее догоняй!

    7. Решение кроссворда (с. 26)

- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал проказничать.

- Любил Трезор бумагу … (мять).

- На кухне посуду … (бить).

- А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю … (рыть).

   8. Чтение текста.

- Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошёлся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите её. Прочитайте текст объявления.

   9. Отгадывание ребуса КРОВАТЬ.

- Устал щенок проказничать и улёгся спать. А куда он лёг – вам подскажет ребус.

   10. Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

 

МЕДВЕДЬ

ОЛЕНЬ

ЛОСЬ

ШМЕЛЬ

МЯТЬ

БИТЬ

РЫТЬ

Игорь

Шерсть

Дверь

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Консперк по обучении грамоте на тему: "Буква Ь на конце слова" (дошкольники)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.02.2020 118
    • DOCX 21 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Апакина Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Апакина Елена Васильевна
    Апакина Елена Васильевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 66110
    • Всего материалов: 200

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 719 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 176 человек

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология общения: эффективное общение и решение конфликтов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 841 человек из 78 регионов
  • Этот курс уже прошли 383 человека

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе