БУКВА Ь НА КОНЦЕ СЛОВА
Цель: - уточнить произношение мягких согласных звуков;
- учить
дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- познакомить
с обозначением мягкости согласных буквой Ь;
- учить
читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при
помощи Ь.
-
воспитывать чувство ответственности.
Оборудование:
разрезные слоги, схемы, картинки, альбом 3, видео.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
-
Слева друг и справа друг – получился ровный круг.
У
логопеда картинки:
Коляска
Гусеница
Улитка
Дыня
|
Одежда
Снегири
Помидор
Ребята
|
Василёк
Утята
Пеликан
Черепаха
|
На
мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.
-
Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди
выставленных слогов и поставьте его на доску.
Аналогичная
работа проводится со всеми картинками.
2.
Подготовительная работа.
а) –
Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (ля, ня, бя, тя).
-
Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.)
-
Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (гласные второго ряда: Я, Е,
Ё, Ю, И).
б)
Игра «Камень-вата».
- На
слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твёрдый
согласный – команда «Камень».
Слова:
медведь, мысок, жираф, шмель, лось, нос, слон, локоть, олень, лоб, живот.
в) – Что указывает на мягкость согласных звуков МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, ШМЕЛЬ, ЛОСЬ?
Чтение
стихотворения Е. Измайловой.
Мягкий
знак – хитрый знак,
Не
сказать его никак.
Он
не произносится,
Но в
слово часто просится.
3.
Знакомство с буквой Ь.
-
Хочу вас познакомить с ещё одним животным. Откройте ваши тетради по закладке
(с.26). Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Кто это?
На
дверях висел замок.
Взаперти
сидел щенок.
Все
ушли и одного
В
доме заперли его.
Мы
оставили Трезора,
Без
присмотра, без надзора.
-
Кто это? Как звали щенка? Что делает Трезор? Это о нём Сергей Михалков написал:
Отыскал
на кухне угол,
С
головой забрался в уголь.
-
Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в
слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они
отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.
Работа
с кассой букв.
-
Чтобы показать мягкость согласного звука ЛЬ в слове УГОЛЬ употребляют букву Ь.
-
Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней
мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь?
Букву
Р возьмём сперва,
Вот
нога, вот голова.
Повернём
её вот так
И
получим мягкий знак.
-
Постройте букву из пальцев рук.
-
Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики с
согласными буквами. (Дети упражняются в чтении бь, пь, вь, фь, гь, кь, дь, ть,
зь, сь, нь, мь, ль, рь.)
4.
Математическая грамота
-
Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю прибежал Трезор с
буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.
-
Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово
получилось? (Ель – хвойное дерево.)
- У
Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.)
Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось?
(Даль – далёкое пространство, видимое глазом.)
-
Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите на
картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось? (Жаль Трезора, он
поранил лапу.)
5. Звуко-буквенный анализ.
-
Однажды Трезор остался в доме один.
Все
ушли и одного
В
доме заперли его.
-
Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте слово «ДВЕРЬ» на наборном полотне.
Какой буквой обозначите мягкость звука РЬ?
Мы
оставили Трезора
Без
присмотра, без надзора
И
поэтому щенок
Перепортил
всё, что мог.
Разорвал
на кукле платье,
Зайцу
выдрал шерсти клок.
-
Что выдрал щенок у зайца? Составьте слово «ШЕРСТЬ». Как звали хозяина щенка?
Составьте его имя. (ИГОРЬ.)
6. Физминутка
а)
Пальчиковая гимнастика «Собака».
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
|
Правая ладонь на ребро. Большой
палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно
опускается и поднимается
|
б)
подвижная игра «Лохматый пёс» (выполнение движений с речевым сопровождением)
Вот
лежит лохматый лохматый пёс,
В
лапы свой уткнувший нос.
Мы к
Барбосу подходили
И лохматого
будили:
Лежебока
не зевай,
Нас
скорее догоняй!
7. Решение кроссворда (с. 26)
-
Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова,
называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал
проказничать.
-
Любил Трезор бумагу … (мять).
- На
кухне посуду … (бить).
- А
однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю … (рыть).
8.
Чтение текста.
-
Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез
на стол и мокрыми лапами прошёлся по объявлению, которое лежало на столе.
Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква
Ь? Впишите её. Прочитайте текст объявления.
9. Отгадывание ребуса КРОВАТЬ.
-
Устал щенок проказничать и улёгся спать. А куда он лёг – вам подскажет ребус.
10. Итог занятия.
- С
какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем
закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.
Мы
щенка в воде и мыле
Два
часа мочалкой мыли.
|
Ни
за что теперь его
Не
оставим одного.
|
МЕДВЕДЬ
ОЛЕНЬ
ЛОСЬ
ШМЕЛЬ
МЯТЬ
БИТЬ
РЫТЬ
Игорь
Шерсть
Дверь
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.