МБДОУ
детский сад комбинированного вида №21 «Рощица»
Автор: Калашникова Юлия Руслановна
Предмет: Ребенок и окружающий мир
Группа ДОУ: старшая логопедическая
Тема: «В мире металла»
Продолжительность
занятия: 25 минут
Цель: Знакомство детей со свойствами металла, их применением.
Задачи занятия:
- Уточнить
представления детей о предметах из металла, познакомить с профессиями
людей, работающими с металлом.
- Развивать
любознательность, тактильную память, внимание; активизировать словарь
детей.
- Воспитывать уважение
к людям труда
Учебно-методическое
обеспечение: «Программа воспитания и обучения в
детском саду» под общей редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Средства
обучения: на каждого ребенка карточки с изображением
металлических предметов, предметы из разных металлов, разносы с отрезками
проволоки, палочки, стаканы с водой, магниты, скрепки, цветные карандаши,
бумага для зарисовок. Для демонстрации: слайды - изображения металлических
предметов, предметы из разных металлов, шар с кольцом, спиртовка, олово,
стакан с водой.
Предварительная
работа: чтение, рассматривание иллюстрированных книг,
беседы, наблюдения по данной теме.
План занятия
Этапы занятия.
|
Временная реализация.
|
Вводная часть.
Основная часть.
Итог занятия.
|
1 мин.
21 мин.
3 мин.
|
Сценарий занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите,
мне только что передали посылку и письмо.
Читает письмо
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Незнайка. Помогите мне,
пожалуйста, разобраться в этих предметах. Все Малыши смеются надо мной, дразнят,
что я не знаю, из чего сделаны эти предметы. А еще они говорят про какие-то
свойства. Помогите, пожалуйста, а то они меня совсем засмеют. Ваш
Незнайка.
Воспитатель. Ребята, поможем
Незнайке?
Воспитатель демонстрирует изображение металлических предметов.
Воспитатель. Как называется этот
предмет? Из чего он сделан? Какой он? Для чего этот предмет предназначен?
Это кастрюля, она сделана из алюминия, она легкая, прочная,
алюминиевая. (Приложение, рис. № 1)
Это замок, он сделан из железа, он тяжелый, прочный, железный. (Приложение,
рис. № 2)
Это цепочка, она сделана из золота, она блестящая, гладкая, золотая. (Приложение,
рис. № 3)
Это сковорода, она сделана из чугуна, она тяжелая, прочная, чугунная. (Приложение,
рис. № 4)
Да, ребята, все эти предметы сделаны из металла. Металл – это
материал, искусственно созданный человеком. А вы знаете, как металл попадает
к нам в виде этих вещей? Люди каких профессий работают с металлом? (Геологи,
металлурги, сварщики, кузнецы, токари.)
Чтобы металл попал к нам в виде этих вещей – много людей
потрудилось над этим. Это геологи, металлурги или сталевары, сварщики, кузнецы,
токари и много других людей. Геолог с помощью специальных приборов ищет место,
где в земле находится металлическая руда, затем отмечает это место на карте
специальным значком. (Приложение, рис. № 5,6)
Металлическую руду добывают шахтеры в шахтах и экскаваторщики на
разрезах. (Приложение, рис. №7, 8)
Затем металлическую руду доставляют на металлургический завод, где
металлурги или сталевары в специальных печах выплавляют из руды металл. В печах
при очень высокой температуре руда плавится, и металл вытекает через
специальное отверстие, застывая, он становиться твердым. (Приложение, рис. №9,10)
Токари из металла на заводах вытачивают разные металлические детали
для транспорта, бытовой техники и т.д. (Приложение, рис. №11,12)
Кузнецы куют из металла кованые ворота, предметы мебели. (Приложение,
рис. №13,14)
Сварщики сварочным аппаратом сваривают – соединяют металлические
детали. (Приложение, рис. №15,16)
Физминутка:
Мы копали, мы копали, мы в земле руду искали.
На машинах увезли - сталеварам помогли.
Кузнецы металл куют - красотищу создают.
Воспитатель. Ребята, Незнайка
прислал вам разные металлические предметы, они все сделаны из разного
металла. Помогите Незнайке, назовите предмет. Из какого металла он сделан?
Каким качеством он обладает? (твердый, легкий, гибкий, тяжелый, шершавый,
острый, звонкий, прочный.)
Конструктор – алюминиевый, легкий. (Приложение, рис. №17)
Ключи – стальные, прочные, твердые. (Приложение, рис. №18)
Проволока - медная, гибкая. (Приложение, рис. №19)
Цепочка – серебряная, блестящая. (Приложение, рис. №20)
Гири – тяжелые, шершавые, чугунные. (Приложение, рис. №21)
Гвозди – острые, железные. (Приложение, рис. №22)
Колокольчик – медный, звонкий. (Приложение, рис. №23)
Вы мне назвали много свойств металла, а действительно ли металл
обладает этими свойствами? Ребята, давайте проведем опыт и проверим такое
свойство металла, как прочность.
Проводится серия опытов.
Воспитатель. Возьмите гвоздь,
попробуйте его согнуть. Возьмите проволоку, попробуйте согнуть ее. Возьмите
палочку, попробуйте ее согнуть. Что произошло с этими предметами. Железный
гвоздь прочный, крепкий, мы не можем его просто согнуть руками. Проволока
медная, не ломается, она гнется. А что случилось с палочкой? (Сломалась.) Т. о.
металл обладает такими свойствами как прочность и гибкость.
Рисунок со свойствами гибкость и прочность. (Приложение,
рис. № 24,25)
Воспитатель. Возьмите палочку и
гвоздик, они почти одинакового размера. Как вы думаете, если положить их в
воду, что произойдет с этими предметами? Почему? Давайте проверим. Т.о.
гвоздь тяжелый, он упал на дно, а палочка легкая – она осталась на поверхности.
Рисунок со свойством «тяжесть». (Приложение,
рис. №27)
Воспитатель. У меня два гвоздика.
Как вы думаете, что произошло вот с этим гвоздем? (Заржавел.) Оказывается,
некоторые металлы ржавеют в воде. Хотите проверить, что произойдет с вашим гвоздем
в воде через день-два? Тогда давайте оставим их и проверим через некоторое
время.
Рисунок со свойством «ржавеет». (Приложение,
рис. №26)
Воспитатель.
Ребята, как вы думаете, что произойдет со
скрепками, если к ним поднести магнит? Да, правильно, некоторые металлы
обладают таким свойством, как магнетизм. Они притягиваются к магниту,
намагничиваются. Проверьте, какие предметы у вас на столе обладают этим
свойством.
Рисунок со
свойством «магнетизм». (Приложение, рис. №28)
Воспитатель.
Ребята, у меня в руках металлический шар и
кольцо. Посмотрите, шар свободно проходит через кольцо. А что с ним случиться,
если мы попробуем его нагреть? Что случилось с шаром? Почему шар не проходит в
кольцо? При нагревании металл расширяется, увеличивается в размере – и шар не
проходит в кольцо.
Рисунок со
свойством - «расширяется при нагревании». (Приложение,
рис. №29)
Воспитатель.
Это свойство металла используется в градусниках,
при нагревании ртуть в градуснике расширяется и ей надо больше места, поэтому
столбик ползет вверх.
Ребята, вы знали,
что металлурги плавят металл в печах, сильно его нагревая. А что произойдет с
этим металлом, если мы его нагреем? Этот металл называется олово, при
нагревании олово плавиться, становится жидким, очень горячим, остывая –
твердеет.
Рисунок со
свойством «плавкость». (Приложение, рис. №30)
Воспитатель.
Таким образом, ребята, мы с вами в опытах
подтвердили такие свойства металла как: гибкость, прочность, тяжесть,
магнетизм. Узнали, что металл расширяется при нагревании, а также что металл
плавиться при высоких температурах. Что случится с вашими гвоздиками через
несколько дней в воде, вы проверите позже.
Ребята, а
как же Незнайка узнает о свойствах металлов? Давайте зарисуем свойства и
отправим Незнайке в письме?
Дети
зарисовывают результаты опытов и отправляют письмо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.