2 класс
Факультатив
«Путешествие в мир литературы»
Конспект
внеурочного занятия
Тема
занятия:
Жанры произведений о семье
Семья –
это начало всех начал для ребенка.
Народная
мудрость.
Цели и
задачи:
·
Сформировать
умения осмысленного и выразительного чтения. Стремление сделать мир литературы
личностно значимым для ребенка.
·
Воспитывать
бережное, уважительное отношение к своим родителям, ответственность перед
близкими.
·
Закрепить
представление о семье как о главной ценности в жизни человека.
Ход
занятия:
1.
Введение в тему:
Стихотворение
Берестова.
Любили тебя без
особых причин:
За то, что ты
внук,
За то, что ты
сын,
За то, что малыш,
За то, что на
папу и маму похож…
И эта любовь до
конца твоих дней,
Останется тайной
опорой твоей.
Ребята, как вы
думаете о чем это стихотворение и о чем сегодня речь пойдет на нашем занятии?
(про семью)
Семья –
это…
– Подумайте,
с чем можно ассоциировать семью?
(Ответы детей.)
– С солнцем
– оно дарит свет и тепло всему живому, как семья, а его лучики – члены семьи.
– Цветок –
ромашки, его белые лепестки – это родственники, а серединка желтая, как
солнышко и др.
– Сейчас,
работая в парах, сделайте рисунок и напишите, пожалуйста, на лучиках, или на
лепестках, как вы понимаете, что такое семья. Семья – это…
– Судя по
вашим ответам можно сделать вывод: семья – это любовь, мир, дом, тепло,
счастье, взаимопонимание и т.д. (Учитель читает ответы учащихся.)
– В каждой
паре звучало слово дом. Я согласна с вами.
– Семья- это
дом.
Нарисуйте,
пожалуйста, под солнышком или рядом с цветком дом.
(Учащиеся рисуют.)
– Какая
погода бывает на улице?
– В природе
бывает различная погода, а какая погода в вашем доме? Изобразите на рисунке.
2.
Обсуждение литературных произведений.
--- Какие
произведения, которые мы читали, подойдут к нашей теме? (дети перечисляют
произведения)
Работа с
текстом.
– А сейчас я
прочитаю рассказ Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова», а вы внимательно
слушайте.
(Самостоятельное
чтение детьми по цепочке)
Работа над
содержанием текста.
– О ком этот
рассказ?
– Что в нем
сказочное, а что правдивое?
– Понравился
ли вам Миша?
– Чем он вам
понравился?
– А какая
погода в доме Миши? Почему?
– Что было
неприятно слышать Мише? Почему?
– Что решил
сделать Миша?
– Что произошло,
когда мальчик вычеркнул из словаря наречие «сейчас» и частицу «же»?
– Какова
основная мысль рассказа?
(Ответы детей.)
– Нарисуйте
ту погоду, которая соответствует атмосфере в доме Миши.
(Ребята рисуют.)
– А теперь
посмотрите на оба рисунка и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей
семье?
(Ответы учащихся…)
– Может
быть, вас что-то встревожило, чего бы не хотелось встречать или слышать в вашей
семье, в близком окружении? (Ответы детей)
– Что нужно
сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?
(Ответы учащихся…)
– Теперь
давайте подумаем, что нужно сделать тем, у кого пасмурная или дождливая погода,
чтобы ее улучшить? Подумайте, посовещайтесь.
(Работа в группе.
Ответы детей )
– Теперь вы
видите, что от каждого из вас будет зависеть «погода» в вашей семье? А что
делать Мишиной семье?
(Ответы детей.)
3. Игра
«Соберем
пословицу».
Пословица: Когда
семья вместе, так и душа на месте.
--- А какие вы
знаете пословицы, стихи, высказывания о семье?(Ответы детей)
Педагогические
ситуации для обсуждения.
– Конечно,
мы с вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают
проблемы, которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят
от нас, но очень часто мы становимся их источником.
– Давайте
представим себе такие ситуации:
1. Ребенок не
выучил уроки до прихода родителей с работы.
2. Дети не
убрались в своей комнате.
3. Сын
получил двойку.
4. Дочь
потеряла мобильный телефон.
– Давайте
разыграем мини-сценки. Для этого в каждой группе решите, кто будет играть роль
родителя, а кто – роль ребенка.
(Инсценировка)
– Как вы
думаете, какой подход наиболее правильный и почему?
(Учащиеся отвечают
на вопросы.)
5. Рефлексия
– А сейчас
давайте подумаем над «рецептом семейного счастья» и попытаемся составить его.
– Дорогие
мои ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, многое обсудили, давайте
вспомним, что?
– А что вам
особенно запомнилось? Понравилось?
И еще я для вас
приготовила сердечки, на которых вы напишите пожелания своей семье. Важно
написать его с душой, с любовью в сердце. (Дети пишут.)
Ваши пожелания
непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом,
ребята.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сергеё Махотин
«Про Мишу и
словарь Ожегова»
Рассказ
Однажды Миша взял
словарь Ожегова и вычеркнул из него наречие «сейчас» и частицу «же» заодно.
Конечно, портить
книги нехорошо. Видела бы мама, закричала бы: «Прекрати сейчас же!» И папа бы
не утерпел: «Поставь сейчас же словарь на место!»
Но было уже
поздно. С этого дня никто Мише не приказывал гневным голосом:
– Сейчас же
садись за уроки!
– Домой
сейчас же!
– Сейчас же
брось повторять глупости за Виктором Степанычем!
– Сейчас же
унеси из дома этого грязного щенка!
Без этого «сейчас
бы» все приказы превратились в просьбы. Просьбы выполнять не обидно.
В конце концов,
родители догадались, в чем дело, и восстановили словарь русского языка.
Но было опять
поздно. Миша вырос и сам уже мог безнаказанно орать на собственных детей.
Мог, но не стал.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.