Этапы урока
|
Формируемые
УУД
|
Орг. момент
|
Регулятивные :
формирование способности к организации своей деятельности
|
|
–слайд 1
У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте
поздороваемся с ними.
– Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех
уроков в начальной школе.
–слайд 2 Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить
что-либо – это открыть самому».
Слайд 3_Какие
мы делаем шаги при открытии новых знаний?
(– Вспоминаем то, что важно для урока, определяем основной
вопрос урока, открываем новые знания, учимся применять эти знания.
|
II. 1.Актуализация знаний
2.фиксация затруднений в деятельности 3.Постановка учебной проблемы.
|
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
постановка вопросов; познавательные: самостоятельное
формулирование цели.
|
|
1.- Отгадайте загадку……….
Слайд 4
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Все что делает, расскажет,
Задает или поет.
Прячет и отыщет, сядет,
Льется , ляжет и заплачет,
Или забивает гол –
Все расскажет нам…. Слайд5
Глагол ( сказочный король)
- Сегодня мы побываем в гостях у царя Глагола, но чтобы поближе с ним
познакомиться задайте вопросы по теме Глагол друг другу. Слайд 6
2.Запишем дату нашего
знакомства (число, классная работа)
Минутка чистописания
В гости к Глаголу пришли и вот такие части
речи:
Слайд7
от, за, перед, и, а, за, с, не, под
Разделите слова на группы, запишите в 2 строки.( Предлоги и
союзы)
Все слова распределили? –не осталось
Слайд 8
Как же называется это слово мы узнаем из словарной работы.(по 1
человеку у доски)
черника
маляр
солдат
газета
аппетит
цитата
аромат
получится слово
(ЧАСТИЦА)
слайд 9
слайд 10
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не варит, не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Что выражают глаголы с этой частицей: отрицание или утверждение?
Раз отрицание, значит, как ее можно назвать? (Отрицательная частица).
3.--Вы можете сразу сказать, как пишется
частица НЕ с глаголами? (Предположения ребят.)
-Так какая же тема нашего урока? (Правописание частицы не с
глаголами.) слайд 11
-Какие цели мы поставим? (Познакомиться с правилом правописания
частицы не с глаголами, научиться его применять)
слайд 12
|
III. Поиск решения. Открытие
нового знания..
|
Регулятивные: планирование,
прогнозирование; познавательные: моделирование
выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
|
Что общего между предлогами, союзами и частицей не?-
1.
Нельзя поставить вопрос.
2.
Не обозначает предмет, действие, признак.
Если нельзя к слову поставить вопрос, если это слово не
обозначает предмет, признак, действие, , значит это какая часть речи?
(Служебная часть речи).
- Правильно, это служебная часть речи — частица.
- Как будем писать частицу не с глаголами? (Отдельно).
-Почему? (Слова пишутся отдельно).
-Сделайте вывод. (Отрицательная частица не пишется с глаголами
отдельно).
-Прочитайте правило в учебнике стр. 112
слайд 13,14
ЧАСТИЦА НЕ - ЭТО НОВАЯ ОРФОГРАММА –
ПРОБЕЛ. МЫ ЗАПОМНИМ ЭТО ПРАВИЛО И ОНО ВСЕГДА БУДЕТ ВМЕСТЕ С НАМИ.
|
IV. Физкультминутка.
(подвижная)
|
Личностные: слайд 15
умение применять правила охраны своего здоровья
|
V. Первичное применение знаний. Работа в парах
|
Познавательные: моделирование
логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и
обоснование.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих
действий.
|
|
1.Царь глагол просит вас:
Помогите восстановить пословицы. У вас
на партах лежат карточки с заданием: соедините пословицы стрелками.
Работа с пословицами в парах:
Кто не работает,
|
себя не жалеть
|
Друга иметь-
|
и рыбку из пруда.
|
Без труда не вытащишь
|
не делает.
|
Лень добра
|
тот не ест.
|
Кто готов покажите знак работы пары (
проверка,Слайд16 объяснение смысла пословиц)
-Ребята, посмотрите внимательно, в
отрицательном значении как будем писать частицу НЕ с глаголами? Щелчок
Слайд16 (Раздельно.)
Выпишите глаголы с частицей не, обозначьте орфограмму-пробел ( с
новой строки через запятую, комментируют по 1 слову)
2.Посмотрим и послушаем историю про наших знакомых.(
грамматическая сказка про частицу НЕ- видеосказка)
СИЛА ЛЮБВИ
Сказка
Гордую и упрямую частицу Не полюбил
благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не
постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он
признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не
подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол
был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе
взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально
Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился
к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!»,
«Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с
ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее
не может.
-Какие
глаголы с НЕ запомнили? (Предположения детей.)
-Посмотрите на экран: слайд 17 не
люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать.
-Что вы заметили? (Что глаголы
ненавидеть, негодовать пишутся слитно.)
-А почему? Можете ли вы предположить? (Не
имеют смысла без НЕ.)
-Давайте уберём НЕ и попробуем
прочитать.
-Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.)
-Я вам говорю: я вас люблю, ценю,
уважаю.
-Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями
Работа в парах
Карточка2.
-даны глаголы-исключения и их значения. Работая в паре, надо стрелочками
правильно указать значения глагола
Карточка 2.
Работа парах: найдите значения глаголов.
Недоумевать
|
заставлять, не считаясь с желанием другого.
|
Негодовать
|
сомневаться, удивляться.
|
Неволить
|
находиться в состоянии нездоровья.
|
Негодовать
|
злиться,
|
Нездоровиться
|
Находится в болезненном состоянии.
|
|
VI. Выведение алгоритма правильного написания не с глаголами.
|
Познавательные:
анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
|
|
-Составим алгоритм правильного написания не с глаголами.
Слайд 18
1. Читаем слово.
2. Если слово в русском языке употребляется без частицы не, то
пишем раздельно.
3. Если слово в русском языке не употребляется без частицы не,
то пишем слитно. Это эталон.
|
VII. Закрепление и совершенствование умений.
|
Познавательные: моделирование
логической цепи рассуждений
Коммуникативные: Оформлять
свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь
других
Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной
задачей; прогнозирование.
|
|
1.Работа с сигнальными карточками.
Я буду называть глаголы, а вы поднимаете сигнальную карточку.
Если глагол с НЕ пишется раздельно, то поднимаете карточку с буквой
«Р», если глагол с НЕ пишется слитно, то поднимаете карточку с буквой
«С». Используйте алгоритм.
(Не)говоришь, (не)навидеть,
(не)умеет, (не)был, (не)может, (не)здоровится, (не)бояться, (не)волить,
(не)шел, (не)годовал, (не)будет,(не)увидел.
2.Разделите глаголы на 2 группы Слайд 19
3.Самостоятельная работа. Слайд 20
Учащиеся получают задание дифференцированно, выполняют
5-7 минут, сдают работу учителю. Получают карточку с грамматическим заданием.
Учитель в это время проверяет работы, оценивает.
1 группа – красная карточка.
Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с
отрицательной частицей НЕ.
Ленивая кошка (не) ловит мышей.
Ленивый мальчишка (не) моет ушей.
Ленивая мышка (не) выроет норку.
Ленивый мальчишка (не) любит уборку.
2 группа – синяя карточка.
Собрать пословицы, записать, раскрывая скобки.
Волков бояться – того (не) говори.
Чего (не) знаешь – ищи добра.
(Не) ищи красота – в лес (не) ходить.
Шила в мешке – (не) накинешь платок.
Друга иметь – (не) утаишь.
На каждый роток – себя (не) жалеть.
3 группа – зелёная карточка.
Списать текст, раскрыв скобки. Найти и подчеркнуть глаголы с
отрицательной частицей НЕ.
Кто (не) работает, тот (не) ест. Потчевать велено, а (не)волить
грех. Кто кого обидит, тот того и (не)навидит.
Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. (Не)домогать- (не)значит
болеть. Каши маслом (не)испортишь.
|
VIII. Подведение итога урока.
Рефлексия.
|
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её
результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей
деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
|
|
1.-Сделаем вывод по уроку: как пишутся глаголы с частицей НЕ?
(Раздельно). Слайд 21
-Назовите глаголы-исключения.
(Ненавидеть, негодовать).
2.Слайд 22
3.Слайд 23
Домашнее задание.
Записать 2-3 пословицы,
или поговорки, или загадки
с частицей не.
4.-А мы не прощаемся с Глаголом. Слайд 24
«Запомните, мои друзья,
волшебная частица НЕ,
отрицая плохое,
недостойное человека действие,
учит нас мудрому отношению
к жизни и к себе». Спасибо за внимание!
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.