Этап урока
|
Содержание
деятельности учителя
|
Содержание
деятельности учащегося
|
|
I. Организация на урок.
II.
Актуализация знаний.
Проверка
домашнего задания (РТ
с.31 упр.68).
Проверка
домашнего задания (РТ с.31 упр.69).
Минутка
чистописания.
|
Слайд
2. Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
-
Вспомним наш девиз:
Слайд
3. -
Повторим правила вежливости на уроке:
-
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …..
-
Всё пиши, не отставая,
Слушай, …….
-
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ….
-Если
хочешь отвечать –
Надо ….
Слайд
4.
-
А сейчас проверим домашнее задание.
-
Что такое местоимение?
Слайд
5.
-
Какие местоимения вы вписали в таблицу в упр.69?
Слайд
6.
-
Откройте
тетради, запишите число, классная работа. Назовите
орфограммы.
Слайд
7.
Минутка чистописания.
–
Отгадайте
загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
Вот и назван …
|
Девиз: Мы сюда пришли
учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
внимательным.
не
перебивая.
понятно.
руку
поднимать.
Я
и мы, ты и вы,
Он,
она, оно, они –
Все
слова отличные,
Важные
и личные.
Это,
без сомнения,
Все
местоимения.
-
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет
его.
Подчёркивают
орфограммы.
Отгадывают
загадки.
(ежевика).
|
|
|
Немытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля …
|
(енот).
|
|
|
|
–
С какой буквы начинаем писать эти слова?
–
Запишите буквосочетания, продолжив закономерность.
–
Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. Спишите, подчеркните орфограммы.
|
Выполняют
чистописание.
Е
ее Е е Е ее Е е
Есть
терпенье – будет и уменье.
|
|
Словарная
работа.
|
Слайд
8.
-
Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
-
Замените словарные слова подходящими местоимениями.
|
Записывают
словарные слова.
Багаж,
пальто, посуда, трамвай, собака, ребята, шоссе.
Слайд
9.
Багаж
(он), пальто (оно), посуда (она), трамвай (он), собака
(она), ребята (они), шоссе (оно).
|
|
III.
Сообщение темы урока.
Определение
целей урока
|
Слайд
10. -
Что вы знаете о местоимении?
-
Какие это местоимения?
–
Личные местоимения указывают на лицо или лица.
В
«Толковом словаре» С. И. Ожегова записано:
1.
Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом,
данной личностью (то есть человеком).
2.
Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц,
принадлежащий какому-нибудь лицу.
-
Сформулируйте тему урока.
|
-
местоимения употребляют вместо существительных.
-личные
местоимения.
«Личные
местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица».
|
|
|
–
Определите цели урока,
используя опорные слова.
Слайд
11.
|
–
Повторять и
закреплять знания о местоимении.
-
Учиться распознавать местоимения в тексте.
-
Правильно употреблять местоимения в речи.
-
Учиться распознавать местоимения 1-го, 2-го, и 3-го лица единственного и
множественного числа.
|
|
IV.
Объяснение нового
материала.
Наблюдение
над языковым материалом.
|
–
Исправьте ошибки, устраните повторы.
Задание на
доске.
1.
В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.
2. Внизу ласково
плескалось море. Море манило к
себе.
|
Исправляют
ошибки.
1.
В воздухе кружились первые снежинки. Они медленно опускались на землю.
2. Внизу ласково
плескалось море. Оно манило к себе.
|
|
Работа
по учебнику (с.54
упр. 112)
|
–
Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках
местоимений.
–
Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?
|
–
Личные местоимения имеют категорию лица
и числа.
–
Личные местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам
|
|
V.
Первичное закрепление знаний.
Работа
по учебнику (с.54
упр.113).
|
–
Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя
и слова».
–
Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки.
|
Выписывают
местоимения и указывают их грамматические признаки.
Слайд
12.
Он
(3-е л., ед. ч., м. р.), вы (2-е л., мн. ч.), мы
(1-е л., мн. ч.), ты (2-е л., ед. ч.).
|
|
Физминутка.
Игра «Угадай местоимение»
|
Слайд
13.
-
А сейчас немножко отдохнём. Встаньте.
Поиграем
в игру «Угадай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимение)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
Если только я и ты –
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)
-
А какая главная мысль стихотворения?
|
Выполняют
хлопки по заданию физминутки.
Отвечают
на вопрос.
|
|
|
Работа
по учебнику (с.54-55
упр. 114)
|
Слайд
14.
–
Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по
ним местоимения.
–
Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с
указанными грамматическими признаками.
Бабушка,
(2-е л., ед. ч.) тоже маленькой была?
Слайд
15.
Работа
по рядам:
1
ряд – 2-е предложение;
2
ряд – 3-е предложение;
3
ряд – 4-е предложение.
|
Записывают
предложения, заменяя грамматические признаки местоимений словами
(местоимениями).
Бабушка,
ты тоже маленькой была.
Слайд
16. Проверка.
Вы со мной знакомы
близко. Я – приветливая киска.
Слайд
17. Проверка.
Перемыли
мы посуду, навели порядок всюду.
Слайд
18. Проверка.
Злой
тоской удручена, к муравью ползет она.
|
|
VI.
Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа
в парах.
|
Слайд 19. Работа в парах.
-
Заменить имена существительные местоимениями третьего лица и указать род.
Слайд 20. Проверка.
- Почему у местоимения они
не указали род?
|
Собака
(она, ж. р.), молоток (он, м. р.), яблоко (оно, ср. р.), обезьяна (она, ж.
р.), цветок (он, м. р.), листья (они), корабль (он, м. р.).
-
Местоимение они мн. числа.
|
|
Слайд
21.
Карточка 1. (зелёная)
-
Укажите лицо и число местоимений.
Утром
я ( ) встал рано и побежал на речку. Здесь уже были мальчишки. Они (
) сидели тихо и ловили рыбу. Много рыбы поймали мы ( ) сегодня.
|
Слайд
24. Проверка
карточки 1.
Утром
я (1-е л., ед. ч.) встал рано и побежал на речку. Здесь уже были мальчишки.
Они (3-е л., мн. ч.) сидели тихо и ловили рыбу. Много рыбы поймали мы (1-е
л., мн. ч.) сегодня.
|
|
Работа по карточкам.
|
|
|
Слайд
22. Карточка
2. (голубая)
-
Найди пару. Подчеркни существительное и местоимение, которое его заменяет.
Улыбнулось
весеннее солнышко.
|
Они
расцветают по весне.
|
В
доме у нас жил ёжик.
|
Оно
осветило деревенские крыши.
|
Наконец
пришла зима.
|
Он
был ручной.
|
Подснежники
– это маленькие цветочки с нежно-белыми лепестками.
|
Она
укрыла снегом землю.
|
|
Слайд
25. Проверка
карточки 2.
|
|
Тест.
|
Слайд
23. Тест.
(оранжевая)
1.Местоимение:
А)
это слово;
Б)
часть речи;
В)
член предложения.
2.Местоимение:
А)
обозначает предмет;
Б)
обозначает признак предмета;
В)
указывает на предмет.
3.Местоимение:
А)
отвечает на вопросы существительных;
Б)
отвечает на вопросы глаголов;
В)
нельзя задать вопрос.
4.Местоимение
бывает:
А)
только ед. числа;
Б)
только мн. числа;
В)
ед. и мн. числа.
5.По
родам изменяются местоимения:
А)
1-го лица ед числа;
Б)
2-го лица ед. числа;
В)
3-го лица ед. числа.
|
Слайд
26. Проверка
теста.
1.
Б)
часть речи.
Слайд
27.
2.
В)
указывает на предмет.
Слайд
28.
3.
А)
отвечает на вопросы существительных.
Слайд
29.
4.
В)
ед. и мн. числа.
Слайд
30.
5.
В)
3-го лица ед. числа.
|
|
VII.
Итог урока. Рефлексия
|
Слайд
31
-
О чём мы сегодня говорили на уроке?
-
Что такое местоимение?
-
Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали?
-
Какие местоимения относятся к 1-му лицу?
-
Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?
-
Какие местоимения относятся к 3-му лицу?
-
Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?
-
Какое задание понравилось, почему?
-
Чью работу на уроке вы могли бы выделить?
(выставление
отметок)
Слайд
32.
Ребята,
посмотрите как светло стало в нашем классе! Как ярко светит солнце! Это от
того, что вы приобрели сегодня новые знания.
Слайд
33.
-
Какое настроение у вас от урока?
-
Выберите подходящее для себя определение, покажите всему классу своё
эмоциональное состояние.
|
-
Мы сегодня говорили о местоимениях.
-
Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет
его.
-
Личные местоимения.
-
К 1-му лицу относятся местоимения я, мы.
-
Ко 2-му лицу относятся местоимения ты, вы.
-
К 3-му лицу относятся местоимения он, она, оно, они.
-
Местоимения
3-го лица единственного числа изменяются по родам.
Определяют
своё эмоциональное состояние, выбирают подходящую картинку.
|
|
|
|
Домашнее
задание
|
Слайд
34.
С.55 упр.116, упр.117.
Слайд 35. Спасибо за урок!
|
Записывают
задание в дневник.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.