Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Личные местоимения первого, второго и третьего лица".

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Личные местоимения первого, второго и третьего лица".

Скачать материал

Урок 118
Личные местоимения первого, второго и третьего лица

       Учитель: Фадеенко В.И. (МБОУ «Ямальская школа-интернат имени Василия Давыдова»)

 

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи;
научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения в речи; совершенствовать умения определять грамматические признаки личных местоимений и по грамматическим признакам называть местоимения; способствовать развитию навыка изменения местоимения 3-го лица по родам; содействовать воспитанию культуры речи, уважения к родной речи, исключающего неграмотное употребление слов

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с возможностями употребления местоимений в устной и письменной речи; научатся изменять местоимение 3-го лица по родам; указывать грамматические признаки личных местоимений; по грамматическим признакам называть местоимения; вставлять пропущенные местоимения в текст.

Метапредметные УУД

Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет); регулятивные: самостоятельно формулировать задание:  определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «терпенье», «уменье», «родина», «природа»

Организационная структура урока

 

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

 

I. Организация на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (РТ с.31 упр.68).

 

 

 

Проверка домашнего задания (РТ с.31 упр.69).

 

 

Минутка чистописания.

 Слайд 2.          Прозвенел звонок,

                          Начинается урок.

                          Все за парты дружно сели,

                          На меня все посмотрели.

- Вспомним наш девиз:

 

 

Слайд 3.  - Повторим правила вежливости на уроке:

- На уроке будь старательным,

  Будь спокойным и …..

- Всё пиши, не отставая,

  Слушай, …….

- Говорите чётко, внятно,

  Чтобы было всё ….

-Если хочешь отвечать –

  Надо ….

 

Слайд 4.

- А сейчас проверим домашнее задание.

 

 

 

- Что такое местоимение?

Слайд 5.

- Какие местоимения вы вписали в таблицу в упр.69?

Слайд 6.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Назовите орфограммы.

Слайд 7. Минутка чистописания.

Отгадайте загадки, и вы узнаете, написание каких букв мы повторим сегодня на уроке.

                   Вкус у ягоды хорош,

                   Но сорви ее поди-ка:

                   Куст в колючках, будто еж,

                   Вот и назван …

 

 

 

Девиз:   Мы сюда пришли учиться,

              Не лениться, а трудиться,

              Работаем старательно,

              Слушаем внимательно!

 

 

 

внимательным.

 

не перебивая.

 

понятно.

 

руку поднимать.

 

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

 

 

 

Подчёркивают орфограммы.

 

Отгадывают загадки.

 

 

 

 

(ежевика).

 

 

Немытое в рот

Ни за что не возьмет.

И ты будь таким,

Как чистюля …

 

 

 

(енот).

 

– С какой буквы начинаем писать эти слова?

– Запишите буквосочетания, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу и объясните ее смысл. Спишите, подчеркните орфограммы.

Выполняют чистописание.

Е ее Е е Е ее Е е

Есть терпенье – будет и уменье.

 

Словарная работа.

 Слайд 8.

- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

- Замените словарные слова подходящими местоимениями.

Записывают словарные слова.

Багаж, пальто, посуда, трамвай, собака, ребята, шоссе.

Слайд 9.

Багаж (он), пальто (оно), посуда (она), трамвай (он), собака (она), ребята (они), шоссе (оно).

 

III. Сообщение темы  урока.

Определение целей урока

Слайд 10. - Что вы знаете о местоимении?

- Какие это местоимения?

– Личные местоимения указывают на лицо  или лица.

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова записано:

1. Личный – осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (то есть человеком).

2. Личный – касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу.

- Сформулируйте тему урока.

- местоимения употребляют вместо существительных.

-личные местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица».

 

– Определите цели урока, используя опорные слова.

Слайд 11.

Повторять и закреплять знания о местоимении.

- Учиться распознавать местоимения в тексте.

- Правильно употреблять местоимения в речи.

- Учиться распознавать местоимения 1-го, 2-го, и 3-го лица единственного и множественного числа.

 

IV. Объяснение нового
материала.

Наблюдение над языковым материалом.

– Исправьте ошибки, устраните повторы.

Задание на доске.

1. В воздухе кружились первые снежинки. Снежинки медленно опускались на землю.

2. Внизу ласково плескалось море. Море манило  к себе.

Исправляют ошибки.

1. В воздухе кружились первые снежинки. Они медленно опускались на землю.

2. Внизу ласково плескалось море. Оно манило к себе.

 

Работа по учебнику (с.54 упр. 112)

– Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках местоимений.

– Какие личные местоимения и в каком числе изменяются по родам?

– Личные местоимения имеют категорию лица
и числа.

– Личные местоимения 3-го лица в единственном числе изменяются по родам

 

V. Первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику (с.54 упр.113).

– Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя
и слова».

– Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки.

Выписывают местоимения и указывают их грамматические признаки.

Слайд 12.

Он (3-е л., ед. ч., м. р.), вы (2-е л., мн. ч.), мы
(1-е л., мн. ч.), ты (2-е л., ед. ч.).

Физминутка. Игра «Угадай местоимение»

Слайд 13.

- А сейчас немножко отдохнём. Встаньте.

Поиграем в игру «Угадай местоимение» (хлопните в ладоши, если услышите местоимение)

      Если я сорву цветок,

      Если ты сорвёшь цветок,

      Если все: и я, и ты

      Если мы сорвём цветы,

      То окажутся пусты

      И деревья, и кусты…

      И не будет красоты.

      Если только я и ты

      Если мы сорвём цветы.  (Т.Собакин)

- А какая главная мысль стихотворения?

 

Выполняют хлопки по заданию физминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос.

Работа по учебнику (с.54-55 упр. 114)

Слайд 14.

– Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

– Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками.

Бабушка, (2-е л., ед. ч.) тоже маленькой была?

Слайд 15.

Работа по рядам:

1 ряд – 2-е предложение;

2 ряд – 3-е предложение;

3 ряд – 4-е предложение.

Записывают предложения, заменяя грамматические признаки местоимений словами (местоимениями).

 

 

 

 

Бабушка, ты тоже маленькой была.

Слайд 16. Проверка.

Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска.

Слайд 17. Проверка.

Перемыли мы посуду, навели порядок всюду.

Слайд 18. Проверка.

 Злой тоской удручена, к муравью ползет она.

 

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в парах.

Слайд 19. Работа в парах.

- Заменить имена существительные местоимениями третьего лица и указать род.

Слайд 20. Проверка.

- Почему у местоимения они не указали род?

Собака (она, ж. р.), молоток (он, м. р.), яблоко (оно, ср. р.), обезьяна (она, ж. р.), цветок (он, м. р.), листья (они), корабль (он, м. р.).

 

- Местоимение они мн. числа.

 

Слайд 21.      Карточка 1.  (зелёная)

- Укажите лицо и число местоимений.

Утром я (        ) встал рано и побежал на речку. Здесь уже были мальчишки. Они (   ) сидели тихо и ловили рыбу. Много рыбы поймали мы (    ) сегодня.

Слайд 24. Проверка карточки 1.

Утром я (1-е л., ед. ч.) встал рано и побежал на речку. Здесь уже были мальчишки. Они (3-е л., мн. ч.) сидели тихо и ловили рыбу. Много рыбы поймали мы (1-е л., мн. ч.) сегодня.

Работа по карточкам.

 

 

Слайд 22.   Карточка 2.  (голубая)

- Найди пару. Подчеркни существительное и местоимение, которое его заменяет.

Улыбнулось весеннее солнышко.

Они расцветают по весне.

В доме у нас жил ёжик.

Оно осветило деревенские крыши.

Наконец пришла зима.

Он был ручной.

Подснежники – это маленькие цветочки с нежно-белыми лепестками.

Она укрыла снегом землю.

Слайд 25. Проверка карточки 2.

 

Тест.

Слайд 23.    Тест.  (оранжевая)

1.Местоимение:

А) это слово;

Б) часть речи;

В) член предложения.

2.Местоимение:

А) обозначает предмет;

Б) обозначает признак предмета;

В) указывает на предмет.

3.Местоимение:

А) отвечает на вопросы существительных;

Б) отвечает на вопросы глаголов;

В) нельзя задать вопрос.

4.Местоимение бывает:

А) только ед. числа;

Б) только мн. числа;

В) ед. и мн. числа.

5.По родам изменяются местоимения:

А) 1-го лица ед числа;

Б) 2-го лица ед. числа;

В) 3-го лица ед. числа.

 

Слайд 26. Проверка теста.

1.      Б) часть речи.

 

 

 

Слайд 27.

2.      В) указывает на предмет.

 

 

Слайд 28.

3.      А) отвечает на вопросы существительных.

 

 

Слайд 29.

4.      В) ед. и мн. числа.

 

 

Слайд 30.

5.      В) 3-го лица ед. числа.

 

VII. Итог урока. Рефлексия

Слайд 31

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Что такое местоимение?

- Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали?

- Какие местоимения относятся к 1-му лицу?

- Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

- Какие местоимения относятся к 3-му лицу?

- Как изменяются местоимения 3-го лица единственного числа?

- Какое задание понравилось, почему?

- Чью работу на уроке вы могли бы выделить?

(выставление отметок)

Слайд 32.

Ребята, посмотрите как светло стало в нашем классе! Как ярко светит солнце! Это от того, что вы приобрели сегодня новые знания.

Слайд 33.

- Какое настроение у вас от урока?

- Выберите подходящее для себя определение, покажите всему классу своё эмоциональное состояние.

 

- Мы сегодня говорили о местоимениях.

- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

- Личные местоимения.

- К 1-му лицу относятся местоимения я, мы.

- Ко 2-му лицу относятся местоимения ты, вы.

- К 3-му лицу относятся местоимения он, она, оно, они.

- Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют своё эмоциональное состояние, выбирают подходящую картинку.

 

 

 

 

Домашнее
задание

Слайд 34.   С.55 упр.116, упр.117.
Слайд 35.    Спасибо за урок!

Записывают задание в дневник.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка для 4 класса по теме: "Личные местоимения первого, второго и третьего лица"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по финансам

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Урок русского языка в 4 классе « Склонение имён прилагательных мужского рода в форме единственного числа»
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
  • Тема: Изменение по падежам имён прилагательных
  • 04.05.2020
  • 743
  • 12
«Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.05.2020 595
    • DOCX 74.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фадеенко Валентина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фадеенко Валентина Ивановна
    Фадеенко Валентина Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 459766
    • Всего материалов: 139

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 311 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 65 человек

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Продвижение: от бесплатной рекламы до постоянных клиентов

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек