Тема урока:
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода
Цели:развивать умение
распознавать падежи имён прилагательных, формировать навык правописания
окончаний прилагательных в родительном
падеже,
закреплять навыки правильного произношения окончаний,
повторить окончания прилагательных мужского и среднего рода именительного
падежа и винительного падежа, правописание проверяемых и непроверяемых
безударных гласных,
развивать речь и
память учащихся
воспитывать чувство
взаимопомощи
Ход урока
1.Организационный
момент.
-Ребята! Готовы к
уроку?
На вас надеюсь
я, друзья
Мы хороший
дружный класс
Всё получится у
нас.
-Я очень хочу, чтобы
урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и
закрепили то, что уже знаем и открыли новые секреты.
У доски работают два
ученика.
1.Долгожданная зима
пришла в лес.
2.Пушистые ели и сосны
стоят в снежном наряде.(из слов составляют предложения и их разбирают)
Все остальные учащиеся
работают с учителем.
-Ребята, я вам
прочитаю отрывки из стихотворений, а вы найдите словосочетания существительного
с прилагательным мужского и среднего рода в именительном или винительном
падеже.
Однажды в
студёную зимнюю пору
я из лесу
вышел, был сильный мороз
(мороз
сильный)
Идёт, по
деревьям шагает
Трещит по
замёрзшей воде
И яркое солнце
играет
В косматой его
бороде
(солнце
яркое)
Отшумела злая
вьюга
Стала ночь
короче дня
Тёплый ветер
дует с юга
Капли падают
звеня
(ветер тёплый)
С горы бежит
поток проворный
В лесу не
молкнет птичий гам
(гам птичий)
-Все словосочетания,
которые вы назвали ,я поместила на доску сомнений.
Я и некоторые ребята
сомневаются в написании окончаний прилагательных
-Какие же окончания
надо записать?
Мороз (м.р),
(какой?) сильный
солнце
(ср.р), (какое?) яркое объяснение детей
ветер (м.р.),
(какой?) тёплый
гам (м.р.) ,
(какой?) птичий
-Кто согласен,
сигнализируйте.
-Какие окончания
пишутся у прилагательных именительного и винительного падежа мужского рода? ой
ый ий
-А у прилагательных
среднего рода? ое ее
-Я знаю , вам
интересно преодолевать трудности, и я продолжаю вас отправлять на встречу с
ними.
-Решите
орфографические задачи, объясняя выбор букв.
Л-сные зв-рюшки
прыгают, скачут, играют и веселятся вокруг сказочных деревьев.(Повеств.,
невоскл., распр., простое с однородными членами.)
На экране
Долгожданная зима
пришла в гости. Пушистые ели и сосны стоят в снежном наряде. Лесные зверюшки
прыгают, скачут, играют и веселятся вокруг сказочных деревьев.
-Что у нас получилось?
Текст
-Как можно озаглавить
эту словесную зарисовку?
(В лес пришёл Новый
год)
Физкультурная
минутка.
Учитель называет
прилагательные
мужской род—хлопаем
средний род—топаем
Работа в тетрадях.
-Подпишите число. Классная
работа.
Словарная
работа-запиши одним словом
Растёт она вниз
головою
Не летом растёт, а
зимою
Но солнце её припечёт
Заплачет она и умрёт
(сосулька)
Запиши четвёртое
слово.
Чёрный-белый,
летний-(зимний)
Полоса земли, служащая
для езды или ходьбы (дорога)
Во мне два «кк» не
забывайте
Таким как я всегда
бывайте
Я точный, чистый и
опрятный
Иным же словом
(аккуратный)
О чём говорится?
Превратил он лужи в
стёкла
Сделал снежными сады
(мороз)
Наш родной язык?
(русский)
-На какие группы можно
разбить словарные слова?(сущ. и прилаг.)
-Прочитайте все
существительные.
-Можно ли эти
существительные классифицировать по группам?
Ж.р и М.р
1скл. и 2скл.
3Х-слож 2х -слож.
Мозговой штурм. -Я
задумала одно существительное, оно ед. ч. ж.р. нариц. неодуш.
1скл.3х-сложное. 2 слог ударный, 6 букв, 6 звуков
-Какое существительное
я задумала?
-Подбери к нему
однокоренные слова
дорога, дорожка,
дороженька, дорожный
-Назови основу каждого
слова.
-Из чего состоит
основа ?
-Прочитайте оставшиеся
слова.
-Почему вы не
соединили с существительными?
-Прочитайте их.
-Что общего вы
заметили? (ед.ч., окончания ий ый)
Постановка проблемы.
-Прочитайте
словосочетания на экране
с высок... дома
у стар.... дерева
-Определите род и
падеж данных словосочетаний
-Попробуйте
сформулировать тему урока. (родительный падеж прилагательных м.р и ср.р)
-А задача урока?
(научиться грамотно писать окончания прилагательных Р.п. м.р. и ср.р.)
-давайте теперь ,раз
мы исследователи, рассмотрим следующие словосочетания
голубого
ср.р. Р.п.
платья (какого?)
синего
голубого
м.р. Р.п.
цветка
(какого?) синего
-Скажите, в каком
роде, числе и падеже будут прилагательные, которые относятся к этим
существительным? (в том же роде, числе и падеже, что и существительные)
-цветка (какого?) м.р.
голубого, синего
-В каком падеже стоит
прилагательное? в Р.п.
-платья (какого?)
с.р.голубого, синего
-Как мы определяем
какое окончание у прилагательного? (по вопросу)
-Правильно, всё очень
просто, ставим вопрос и по вопросу пишем окончание.
-Но у Р.п. (и только у
него) есть секрет, может быть кто-то из вас знает этот секрет?
-Произносим (каково?),
а пишем какого?, слышим звук «в», а пишем букву «гэ».
Орфограмма ОГО
-Вернёмся к первому
заданию
-с высокого дома
-у старого дерева
-Какие окончания
напишем у прилагательных?
Закрепление.
-Я вам прочитаю
словосочетания, а вы определите в форме какого падежа они записаны?
-острый нож
-голубое небо
им.п ед.ч.
-синий платок
-Поставьте их в форму
Р.п.
-острого ножа
-голубого неба
-синего платка
-Покажите, какие
окончания надо писать у этих прилагательных?
-Запишите следующие
словосочетания в форме Р.п.
-тяжёлый багаж
-речной лещ
-весенний ручей
-зелёное яблоко
Работа по учебнику.
№ 295 по вариантам.
1.Остановился у
высокого здания.
Приготовил для
любимого дедушки.
2.Сделал для классного
альбома.
Начало весёлого
праздника.
3.На улицах большого
города.
На опушке соснового
бора.
Проверка с
объяснением.
Физкультминутка.
-Посмотрите глазками
вправо-назовите прилагательные с окончанием ого, теперь влево-назовите
прилагательные с окончанием-его.
-Придумайте
прилагательные , у которых пропущена основа и дано только окончание и есть
помощник -предлог
-из под ….........ого
стола
-вокруг..............ого
льда
-около..............ого
театра
Самостоятельная
работа.
На каждом столе
карточка с текстом---работа в паре
-Найдите однокоренные
слова
-Слова с
противоположным значением
Итог:закончите
предложение .
Теперь я знаю и
умею.....
Урок окончен.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.