Предмет
«Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект
урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.
Заглавная
буква в географических названиях».
1
класс
Цель: углубить представление детей о написании
заглавной буквы в именах собственных и географических названиях, создать
условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, для
применения ЗУН в знакомой и новой учебной ситуации через общую и индивидуальную
формы организации познавательной деятельности.
Ход урока:
1. Каллиграфическая
минутка.
Мм Мм Мм Мм Мм
Миша Мария Мурзик Мухтар
- Что общего в написанных словах? Для чего нужны заглавные
буквы?
- Разделите слова на группы.
- Найдите слово, где звуков больше чем букв ( Мария)
- Найдите слово, где согласные все твердые. (Мухтар)
- Спишите красиво.
1. Сообщение
цели и темы урока. Актуализация опорных знаний.
- Внимательно посмотрите на буквы, расположенные на доске.
Найдите среди них лишнюю (м, з, п, Б, н, ф) и объясните свой выбор.
- Определите тему урока, послушав стихотворение , которое прочитает нам Настя.
Стихотворение Е. Измайлова (читает ученик):
Буква обычная
Выросла вдруг,
Выросла выше
Всех букв-подруг…
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове
Не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква
У строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали
Громко и гордо
Имя твое,
имя улицы,
города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Учитель записывает тему урока на доске.
- Какую цель вы сегодня для себя поставите на уроке?
(Научиться писать большую букву в именах собственных).
Учитель предлагает отгадать загадки о литературных героях и
выбрать их изображения на доске.
·
В одной веселой книжке
Живет смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает. (Незнайка)
·
Летает, но не самолет,
С пропеллером, но не вертолет,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть. (Карлсон)
·
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
·
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)
·
Он весел и незлобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин – мальчик Робин,
Он зовется …(Пятачок)
·
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора)
- Кто это такие? (Герои сказок)
- Посмотрите внимательно на записи под картинками и выберите
нужные буквы:
(Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка,
(Ф,ф)едора.
- Почему выбрали заглавные буквы?
- Вспомните правило правописания имен людей.
Вывод: Имена,
фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
(П,п)ятачок.
-Докажите, что это слово нужно писать с большой буквы (кличка
животного)
Стихотворение шутка (читает ученик)
Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка.
А ещё у них была
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачка Мурка.
А ещё – два козла:
Сивка да Бурка!
-Почему стихотворение называется шуточным?
- «Одна голова хорошо, а две лучше», как мы будем работать?
Работа в парах по карточкам: соедините
линиями кого, как надо назвать.
собака Мурка
курица Буренка
корова Сивка да Бурка
кошка Жучка
жеребята Хохлатка
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А
названия животных? (Со строчной).
Вывод: Клички
животных пишутся с большой буквы.
- А сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте
запишем предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?
(Вспоминаем правила записи предложения)
- как пишутся имена, фамилии , отчества людей.
Вывод:…..
- Мы работали над правописанием имён собственных: имён, отчеств,
фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы. Но есть
ещё другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия.
Что обозначают географические названия? (названия городов, морей,
стран). Увидеть географические названия можно на карте.
Работа в группах по картам.
- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.
- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.
- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой
буквы? (Название – имя страны)
- Дополните правило написания слов с заглавной буквы.
Сформулируйте его.
Вывод: Географические
названия пишутся с большой буквы.
Индивидуальная самостоятельная работа по
карточкам.
Подчеркните ту букву, которую нужно поставить в слове.
Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в
(Р,р)оссии.
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.
Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен,
который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.
Подведение итогов урока.
- Дополните одну из фраз:
Сегодня на уроке
я узнал…
я понял…
мне было интересно…
мне было трудно…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.