Урок
русского языка в 4-м классе по теме "Учимся писать письма" (
Начальная школа 21 века)
ЦЕЛИ УРОКА:
- Обобщить и углубить знания
детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
- Обратить внимание учащихся на
ценности родного языка;
- Повысить интерес к
эпистолярному жанру
Ход урока
I. Организационный
момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы
и целей урока.
- Сейчас я вам прочитаю отрывок из
стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем
говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.
Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.
(Сегодня на уроке
мы будем писать письма).
- Да, сегодня наш урок посвящен
написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но
прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания
и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным,
эмоциональным, интересным для адресата.
III. Актуализация
знаний учащихся.
- А для чего люди пишут письма? (Чтобы
рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).
- Но, ведь есть телефон, телеграф? (С
помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно
рассказать о своих чувствах).
- В стихотворении С.Я. Маршака
“Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст
пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на
поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях
или оленях).
- А какие другие способы доставки
писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).
- А сейчас совершим небольшое путешествие
в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой
службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через
знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых
отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество
сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из
которых складывалась жизнь обыкновенного человека.
- А что вы знаете о написании
писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно
адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма
обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в
основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается
постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его
приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).
- Вы абсолютно правильно назвали
основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то,
что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о
бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только
от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки,
выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).
- Подумайте, как вы обратитесь и
как будете прощаться в письме, если оно адресовано:
а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.
(Ответы детей).
- А вот, как обращался в своих
письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.
Милый Виктор
Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!
- А вот как А.С. Пушкин обращался в
письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это
обращение было в стихах.
Мой первый друг,
Мой друг бесценный!
- Какое обращение было бы приятно
прочитать вам? (Ответы детей).
Учитель может дать историческую
справку, объяснив значение слов:
- Привет –
корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” -
говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
- Здравствуй – это
приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе
здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом
“дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми,
крепкими, могучими, как дерево.
- Я уже говорила, что перед
написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым,
непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать
письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах
требуют нестандартного конверта.
Вспомните, а на чем еще писали
письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе,
на бересте, на ткани, на глиняных табличках).
IV. Рассказ
учителя о видах письма и способах передачи информации.
- А сейчас снова отправимся в путешествие
в прошлое.
Еще до того, как люди придумали
алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были
изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный
смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что
хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот
головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы.
“Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.
Слайд № 2. На слайде
– изображение пиктограммы.
- Сейчас пиктограммы – это эмблемы
международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах,
логотипах различных организаций и т. д.
Слайд № 3. На слайде
– логотип зимней олимпиады в г.Сочи.
Слайд № 4. На слайде
– логотип “Почта России”.
- Латиноамериканские индейцы
использовали узелковое письмо – “кипу”.
Слайд № 5. На слайде
– изображение узелкового письма – “кипу”.
- К толстой веревке или палке
прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и
сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и
сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное
смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый -
маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то
они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение
“кипу” - напомнить о том, что надо передать.
- Может быть, с тех времен пришло к
нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы
детей).
- Никто не знает, где и когда
возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки,
изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).
Слайд № 6. На слайде
– египетские иероглифы.
- С развитием цивилизации возникла
потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в
соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг –
создание алфавита.
- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в
России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание
о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.
Из занятия для себя сочинение писем
постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли
целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной
переписки реальных людей.
V. Работа по
редактированию письма.
- Сейчас вы прочитаете письмо.
Слайд № 7.
Здравствуй
Петр!
Я получил твое
письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом.
Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц
и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре.
На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю
тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый
аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля
передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай
ко мне на день рождение.
|
- Автор этого письма –
вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что
герой вымышленный?
(Чужие письма
читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то
в этом случае можно).
Учащиеся находят и исправляют устно
пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические
несоответствия; исправления отражены и на слайде.
Физ. минутка.
Выполняется гимнастика для глаз по
методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.
Учитель предлагает детям закрыть
глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно
раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом
оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым
любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
VI. Работа над
фразеологизмами.
- В исправленном вами тексте
встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как
называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).
- Русский язык необыкновенно богат
фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические
обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях
и о героях с юмором).
Далее детям можно предложить работу
по соотнесению фразеологического оборота с его значением.
Работа выполняется на карточках,
затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.
- Есть такие крылатые фразы “бумага
не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы
детей).
- Впервые эти выражения применил
римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”.
Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в
которых, обычно, стесняются признаться устно.
Однако, русская пословица гласит:
“Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу?
(Ответы детей) .
- Поэтому, прежде чем что-то
написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.
VII. Работа над
правильностью оформления конверта.
- Есть еще одна крылатая фраза “На
деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П.
Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо
дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).
- А чтобы письмо доставили по
назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес
получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось,
если его не удалось доставить адресату).
- На каждом конверте или открытке
должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и
квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать
письмо.
Слайд № 9. На слайде
изображен конверт с адресом.
Дети подписывают конверт.
VIII. Написание
письма.
- Может кто-то из вас знает, что
это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне,
вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши
письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о
своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том,
что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в
соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня
повторили.
Ученики пишут письма.
- Может быть, кто-то хочет
прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно
спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).
IX. Домашнее
задание (по желанию).
- Дома перечитайте то письмо, которое
вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и
перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.
X. Кроссворд.
В конце урока можно предложить
учащимся решить кроссворд.
Слайд № 10.
- Если вы правильно решите
кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом
клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.
- Здесь сортируют корреспонденцию,
принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
- 6 цифр на конверте, которые
указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
- Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
- Кто стучится в дверь ко мне с
толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
- Это приклеивают на конверт. (Марка).
- С чего начинается письмо? (Обращение).
XI. Итог урока.
- Не забывайте о своих близких и
друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как
приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят
поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь
Урок русского языка по теме «Учимся писать
письма»
Цели и задачи:
1. Формировать умение создавать собственный текст (
письмо).
2.
Научить правильно оформлять адрес на
конверте.
3.
Развить общеучебные умения: ставить и решать
учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности ( в соответствии с образцом), умение осуществлять
контроль, самоконтроль, самооценку.
4.
Развить у учащихся языковое чутьё.
5.
Воспитывать культуру письма.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.