+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект урока по русскому языку "Учимся писать письма"

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письма"

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Учимся писать письма" ( Начальная школа 21 века)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;

  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;

  • Повысить интерес к эпистолярному жанру

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

- Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

- А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).

- Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

- В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

- А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

- А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

- А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

- Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

- Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

(Ответы детей).

- А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

- А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

- Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (Ответы детей).

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:

  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.

  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

- Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

- А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.

- Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.

Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.

Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.

- Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.

Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.

- К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый - маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” - напомнить о том, что надо передать.

- Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

- Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).

Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.

- С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

V. Работа по редактированию письма.

- Сейчас вы прочитаете письмо.

Слайд № 7.

Здравствуй Петр!

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.

- Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?

(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

- В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

- Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

- Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

- Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

- Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

- А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

- На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.

Дети подписывают конверт.

VIII. Написание письма.

- Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

- Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).

IX. Домашнее задание (по желанию).

- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

X. Кроссворд.

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

Слайд № 10.

- Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).

  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).

  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).

  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).

  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).

  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

XI. Итог урока.

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь

Урок русского языка по теме «Учимся писать письма»

Цели и задачи:

  1. Формировать умение создавать собственный текст ( письмо).

  2. Научить правильно оформлять адрес на конверте.

  3. Развить общеучебные умения: ставить и решать учебную задачу, выполнять действия в определенной последовательности ( в соответствии с образцом), умение осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку.

  4. Развить у учащихся языковое чутьё.

  5. Воспитывать культуру письма.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа.

  • Если что-то надо сообщить человеку, который находится далеко. Как это сделать ? ( позвонить).

  • А писем никто не пишет?

  • Недавно мы читали рассказ, где говорится о письме. Кто автор рассказа? ( А.П. Чехов " Ванька").

  • Кто писал письмо? Кому?

  • Как вы думаете получит ли дедушка письмо? Почему? Вывод: что же надо написать на конверте, когда отправляешь письмо?

Закрепление: учебник стр.112.

3. Работа в парах.

  • У вас на партах лежат старые конверты. Рассмотрите конверты.

  • Что вы видите на конверте?

- Какие записи надо делать на конверте, чтобы письмо попало к
адресату. ( верхний левый угол- от кого, правый нижний- куда, кому,
индекс-9 Для чего9)

Стр.113 Учебник

  • А теперь рассмотрите рисунок конверта в учебнике.

  • Сравните с настоящими конвертами. Чем похожи? Чем отличаются?

Вывод: мы должны все таки выполнить требования почты.

4. Практическая работа.

- Сегодня мы поучимся правильно подписывать конверты.

У вас на парте чистые конверты. Вы будете писать на них, а я на большом конверте на доске.

- С чего начать? ( от кого9) Найдите на конверте строку " от кого". И рядом напишем свою
фамилию в нужной форме ( я на доске прикрепляю Вандышевой Л.Н.),
( спросить несколько). - А какую орфограмму надо поменять чтобы записать адрес? (
название адреса, улиц, имя, фамилия- пишем с заглавной буквы) .

  • Что дальше?

  • Найдем строку " откуда". ( напишем адрес нашей школы). Сначала что?

1)Область. 2)Город. 3)Улица. 4)Дом №

5)Индекс. ( обратить внимание на сокращения - д., кв., ул.)

  • Всегда ли надо писать название страны ?

  • Записи должны быть разборчивые, четкие, красивые.

  • Что дальше?

  • Чтобы письмо дошло, надо точно знать адрес. Поскольку мы сегодня только учимся, то будем писать

одинаковый адрес. (дети на своих конвертах, а я на большом конверте) С разрешения Люды ( ученицы нашего класса) мы сегодня напишем ее адрес, в дальнейшем вы будете писать тот адрес, кому захотите отправить письмо.

- Отложите конверты.

5. Работа с учебником. Упр.З

  • А сегодня какое число?

  • А какой праздник приближается? Сколько дней осталось до нового года?

  • Найдите упр.З в учебнике и прочитайте задание.

  • Почему авторы учебника предлагают написать письмо Деду Морозу?

  • Прочитайте текст упражнения ( про себя, вслух)

  • Что такое Финляндия?

  • Кто из вас был в Финляндии9

  • Что такое Лапландия?

  • Почему дети пишут письма Деду Морозу? Найдите ответ из упражнения.

  • Какой адрес дан в упражнении? ,

  • Но у Деда Мороза из Лапландии есть помощники во всех странах. И у нас в России находится резиденция Деда Мороза. И она находится по адресу ( Показать, повесить на доске). 162350

Вологодская обл. Г. Великий Устюг Ул. Виноградова, д.4 Деду Морозу.

  • Ребята, как вы думаете по какому адресу лучше отправит письмо? Почему?

  • По этому адресу уже отправляли письма и даже получали ответы.

  • А кто из вас хочет написать письмо Деду Морозу?

  • О чем вы его попросите?

  • Как вы думаете удобно ли сразу просить подарок?

  • А с чего можно начать письмо? Посоветуйтесь в парах ( приветствие, обращение).

  • Как можно обратится к Деду Морозу?

  • Обращение! Как выделить? ( запятая)

  • Как вы думаете, Деду Морозу будет интересно узнать что нибудь о вас?

  • Что МОЖНО рассказать О Себе?(Гдс живу.в каком городе,чем город интересен, чем увлекаюсь, о семье...).

  • Как можно вежливо сказать о подарке?(... Мне бы хотелось.. ,я давно

  • мечтаю....У меня есть заветная мечта...).

  • Как закончить ПИСЬМО?(Поздравить Деда Мороза с Новым Годом,

  • пожелания)

  • - Как обратиться в письме к Деду Морозу-«тебе» или «Вам» ? Вывод: мы сейчас обговорим план письма.

  • 6. Самостоятельная работа.

  • А на чем обычно пишут письма?

  • Поэтому возьмите лист бумаги и начните самостоятельно писать

  • письмо Деду Морозу. Если у вас возникнут вопросы по

  • написанию слов, вы можете спросить у меня или посмотреть в

  • словаре в конце учебника. (Дети работают самостоятельно, за 3-4 мин. До конца урока спросить)

  • - Мы все знаем, что читать чужие письма нельзя, но вы ведь только

  • учитесь писать письма, поэтому помощь и подсказка не помешают.

  • - Кто хочет прочитать только начало своего письма, не рассказывая

  • О СВОИХ желаниях?(послушать 3-4 учеников)

  • ИТОГ УРОКА:

  • - Скажите пожалуйста, поможет ли в жизни это умение писать
    письма?

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
634
Номер материала
6064
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.