Конспект
урока
Тема:
Значение суффиксов.
Цель: Создать условия для формирования умения
находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах.
Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных
признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях
суффиксов.
Воспитывать
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Тип урока: урок открытия
новых знаний.
Планируемые
результаты:
Предметные:
Находить
в словах суффикс.
Различать
суффикс как часть слова, образующую новые слова.
Вывести
алгоритм нахождения суффикса в слове.
Определять
значение суффикса.
Метапредметные:
Познавательные
УУД:
• учить
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• учить
анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;
• учить
проводить сравнение.
Регулятивные
УУД:
• формирование
умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
• учить
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
• учить
осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Коммуникативные
УУД:
• формирование
умение работать в паре, в группе; учить договариваться,
Личностные:
• формировать,
положительное отношение к процессу обучения;
• формировать
интерес к учебному материалу;
• формирование
адекватной самооценки;
Оборудование: учебник по «Русскому языку» для 3 класса; авторы: В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение; карточки, мультимедийный
проектор, презентация.
Ход урока:
1.Организационный
момент
Наш урок я хочу
начать словами:
«Кто
хочет, тот может. » - Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы
продолжим получать новые знания по русскому языку.
(Эмоциональный
настрой) Слайд 1.
На части не
делится солнце лучистое
И вечную землю
нельзя разделить.
Но искорку
счастья-луча золотистого,
Ты можешь, ты в
силах, друзьям подарить!
-Выберите
свое настроение и покажите друг другу (смайлик)
2.Актуализация
знаний.(фронтальная
работа ) Слайд 2.
Подберите к
прилагательным однокоренные существительные и запишите их.
Толстый , болтливый
, сильный , храбрый, дикий .(Взаимопроверка)
3.Самоопределение
к деятельности:
Суффиксы много
работали в тетради и решили отдохнуть.
В стране
грамматики их ждал очень вкусный торт.
Тортик!- закричал
–ик-.
Тортишко
усмехнулся –ишк-.
Тортище сказал
–ищ-.
Тортильщик,-
сказали они вместе и засмеялись, потому что это было неправильно!
Сфомулируйте
тему урока.
4. Работа
по теме урока.
Так как
сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем
работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?
- У вас карточки.
Найдите верные утверждения и подчеркните их.
(задание на
индивидуальных карточках)
Слайд 3.
Суффикс – это часть слова.
Суффикс
это маленькое слово.
Суффикс
служит для образования новых слов.
Суффикс
служит для связи слов в предложении.
Суффикс
стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
Суффикс
не имеет значение.
Суффикс имеет значение.
Кто
сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.
Слайд 4.
Прочитайте слова:
лиса, лисица, лисонька, лисичка.
Что общего у этих
слов и чем они отличаются?
Какая еще част
речи служит для образования новых слов?( Суффикс)
Чтобы речь была
богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат
словообразовательными суффиксами.
Дом-домик-домишко,
брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически.
(деваха ,старикан, старикашка)
Вывод: Суффиксы,
хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо.
Слайд 5.
Суффиксы
-ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.
Суффиксы
-ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.
Суффиксы
-арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.
Суффиксы
-ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).
-Что
нового узнали?
5.Работа по учебнику.
(c.90
упр.168)
Прочитайте
слова. Объясните их лексическое значение.
-
Прочитайте суффиксы в рамочке.
-
Найдите данные суффиксы в словах.
-
Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей
по роду их занятий.)
-
Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
-
Назовите слова с таким суффиксом.
-
Выполните письменные задания к упражнению.
(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и
называют суффиксы.)
упр.
173 (с. 93).
-
Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?
-
Объясните лексическое значение каждого слова.
-
С помощью каких суффиксов образованы эти слова?
-
Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
6.Анализ
смысловых значений суффиксов.
Слайд 6,
Вы знаете сказку
«Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о
брате и сестре, поэтому называет их ласково.
-Запись на доске (учитель
записывает):братец,cестирица ,Аленушка
,Иванушка.
- С помощью каких
суффиксов образовались эти слова? Выделите их.
Запишите еще три
слова с суффиксом –ушк-.
7.Физкультминутка
(музыкальная)
Мы пойдем
налево -
Мы пойдем
направо -
Два раза
повернемся-
Потянемся,
проснемся,
Попрыгаем
на месте-
Шагнем
вперед все вместе.
Обратно
как пингвины
Покатимся
по льдине.
И друга обнимем!
8.Закрепление
изученного (Работа в группах)
1группа
Образовать с
помощью суффиксов - очк-,
-ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова
Мама,
Коля, соловей, звезда, тетя, ива
Уменьшительно
– ласкательные суффиксы.
2группа
Образовать с
помощью суффиксов-тель-, -ник-,
ист-, -ир-, -арь-
слова - профессии
Баян,
охота, учёба, библиотека, банк, стройка.
Профессия
или род занятий
3 группа
Образовать
с помощью суффиксов -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.
Медведь,
заяц, лиса, тигр, скворец, мышь,
Название
детенышей животных и ласковое к ним отношение.
Образовать
с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет
Когти,
лапа, дом, друг, пыль, сапог
Увеличительная функция. (Выступление от
каждой группы.) Оценивание выступлений
9.Рефлексия
Дополнение
предложений: Слайд 7.
Сегодня
на уроке:
Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня
было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое
настроение: (смайлик)
10 .Итог урока:
Мы
должны знать! Слайд 8
Что такое суффикс?
Где стоит суффикс
Что общего между суффиксом и приставкой?
Что образуют суффиксы?
Почему суффикс - значимая часть слова?
На какие группы по значению делятся суффиксы
|
|
11.Домашнее задание: Упр.176 c.94 + дополнительный
материал (карточка)
Ф.И.
____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________
корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из
данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________,
трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо
- _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь -
_____________, зерно - ___________.
_____________________________________________________________________________
-
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.