Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку по теме : "Значение суффиксов"3 класс Школа РОссии

Конспект урока по русскому языку по теме : "Значение суффиксов"3 класс Школа РОссии

Скачать материал

Конспект урока

Тема: Значение суффиксов.

 

Цель: Создать условия для формирования умения находить суффиксы в словах по алгоритму, определять роль суффиксов в словах. Совершенствовать знания детей о суффиксе, как части слова, его основных признаках: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, значениях суффиксов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить в словах суффикс.

Различать суффикс как часть слова, образующую новые слова.

Вывести алгоритм нахождения суффикса в слове.

Определять значение суффикса.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

      учить понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

      учить анализировать изучаемые объекты с выделением их отличительных признаков;

      учить проводить сравнение.

Регулятивные УУД:

      формирование умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

      учить оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

      учить осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

      формирование умение работать в паре, в группе; учить договариваться,

Личностные:

      формировать, положительное отношение к процессу обучения;

      формировать интерес к учебному материалу;

      формирование адекватной самооценки;

Оборудование: учебник по «Русскому языку» для 3 класса; авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, от издательства Просвещение; карточки, мультимедийный проектор, презентация.

 

Ход урока:

1.Организационный  момент

 Наш урок я хочу начать словами:

 «Кто хочет, тот может. » - Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим получать новые знания по русскому языку.

 

 (Эмоциональный настрой) Слайд 1.

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья-луча золотистого,

Ты можешь, ты в силах, друзьям подарить!

-Выберите свое настроение и покажите  друг другу (смайлик)

 

2.Актуализация знаний.(фронтальная работа ) Слайд 2.

Подберите к прилагательным однокоренные существительные и запишите их.

 

Толстый , болтливый , сильный , храбрый,  дикий .(Взаимопроверка)

 

3.Самоопределение к деятельности:

 

Суффиксы  много работали в тетради и решили  отдохнуть.

В стране грамматики их ждал очень вкусный торт.

Тортик!- закричал –ик-.

Тортишко усмехнулся –ишк-.

Тортище сказал –ищ-.

Тортильщик,- сказали они вместе и засмеялись, потому что это было неправильно!

 

Сфомулируйте тему урока.

 

4. Работа по теме урока.

Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.

 (задание на индивидуальных карточках) 

                                                        

 Слайд 3.

Суффикс – это часть слова.

Суффикс это маленькое слово.

 Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

 Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

 Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки? Если все верно ставим +.

 

Слайд 4.

Прочитайте слова: лиса, лисица, лисонька, лисичка.

Что общего у этих слов и чем они отличаются?

Какая еще част речи служит для образования новых слов?( Суффикс)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами.

Дом-домик-домишко, брат-братик-братищка. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно, иронически. (деваха ,старикан, старикашка)

 

Вывод: Суффиксы, хоть и маленькая часть слова, имеют свое лицо.

 

Слайд 5.

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда говорят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профессию, -ищ- - суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (баранина, свинина, телятина).

-Что нового узнали?

 

5.Работа по учебнику.

(c.90 упр.168)

 Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

- Прочитайте суффиксы в рамочке.

- Найдите данные суффиксы в словах.

- Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей по роду их занятий.)

- Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

- Назовите слова с таким суффиксом.

- Выполните письменные задания к упражнению.

  (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

 

упр. 173 (с. 93).

- Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

- Объясните лексическое значение каждого слова.

- С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

- Выполните письменные задания к упражнению.

  (Взаимопроверка.)

 

6.Анализ смысловых значений суффиксов.

Слайд 6,

Вы знаете сказку «Сестирица Аленушка и братец Иванушка».Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.

-Запись на доске (учитель записывает):братец,cестирица ,Аленушка ,Иванушка.

- С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Выделите их.

Запишите еще три слова с суффиксом –ушк-.

 

 7.Физкультминутка (музыкальная)

 Мы пойдем налево -

 Мы пойдем направо -

 Два раза повернемся-

 Потянемся, проснемся,

 

 Попрыгаем на месте-

 Шагнем вперед все вместе.

 Обратно как пингвины

 Покатимся по льдине.

 И друга обнимем!

 

8.Закрепление изученного   (Работа в группах)

1группа

Образовать  с помощью суффиксов - очк-,    -ечк-, -оньк-, -еньк- , - ушк- ласковые слова

Мама,  Коля, соловей, звезда, тетя,  ива

Уменьшительно – ласкательные суффиксы.

 

2группа

Образовать  с помощью суффиксов-тель-, -ник-, ист-, -ир-, -арь-

 слова - профессии

Баян, охота, учёба,  библиотека,  банк, стройка.

Профессия или род занятий

 

3 группа

Образовать  с помощью суффиксов   -онок- , - ёнок-, слова – названия детенышей животных.

Медведь, заяц, лиса, тигр, скворец, мышь, 

Название детенышей животных и ласковое к ним отношение.

Образовать  с помощью суффиксов –ищ-, слова, обозначающие большой предмет

Когти, лапа, дом, друг, пыль, сапог

Увеличительная  функция. (Выступление от каждой группы.) Оценивание выступлений

 

9.Рефлексия

Дополнение предложений: Слайд 7.

Сегодня на уроке:

Я узнал…2. Я понял…3. Мне понравилось…4. Было трудно…5. Для меня было открытием, что…6. Могу порадоваться успехам. 7. И у меня вот такое настроение: (смайлик)

 

10 .Итог урока:

 Мы должны знать! Слайд 8

 

Что такое суффикс?

Где стоит суффикс

Что общего между суффиксом и приставкой?

Что образуют суффиксы?

Почему суффикс - значимая часть слова?

На какие группы по значению делятся суффиксы

 

 11.Домашнее задание: Упр.176 c.94  + дополнительный материал (карточка)

 

Ф.И. ____________________________
1. Впиши пропущенные слова:
Суффикс – это ________________________ часть слова, которая стоит __________ корнем и служит для ________________________________.
2. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________, дождь - _____________, зерно - ___________.
_____________________________________________________________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку по теме : "Значение суффиксов"3 класс Школа РОссии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.12.2020 303
    • DOCX 36 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Конкина Лариса Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Конкина Лариса Станиславовна
    Конкина Лариса Станиславовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97415
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 117 человек

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии успешного взаимодействия: от понимания до саморазвития

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе