Конспект урока по русскому языку 3 класс
Тема
« Части слова. Окончание»
.Тип урока: урок открытия
новых знаний .
Цель урока: ознакомить
с окончанием, развить умение находить окончания .
Планируемые результаты
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение
самостоятельно формулировать тему и цели урока,
- умение работать
по плану и корректировать свою деятельность,
- умение оценивать
свою работу.
Познавательные:
- умение извлекать
информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, ключевые слова),
- умение
преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему),
- умение
анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать,
- умение строить
рассуждения.
Коммуникативные:
- Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое
высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои
мысли в устной форме.
Личностные:
- умение
осознавать и определять свои эмоции и эмоции других,
- стремиться к
совершенствованию собственной речи,
- интерес к
изучению языка,
- осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово.
Предметные:
- умение находить
основу в словах,
- умение
устанавливать связь слов в предложении,
- умение
определять род, число и падеж имён существительных,
- умение отличать
сходные формы именительного и винительного падежей имён существительных в п
Технологии:
1. Технология
проблемно-диалогического обучения.
2. Технология
оценивания образовательных достижений
3. Здоровьесберегающие
технологии.
Формы
работы:
-
групповая деятельность,
-
фронтальная работа,
-
самостоятельная работа.
Ход
урока
I. Организационный
момент.
Вновь урок
мы начинаем,
Все знанья
сами открываем.
К вершине
знаний держим путь,
Поэтому
активным будь.
II. Актуализация
изученного.
– Сегодня вам потребуются ваши
знания для открытия нового материала. Но чтобы открывать новое, давайте
вспомним то, что знаем.
Скажите , над
какой темой мы работаем уже несколько уроков? ( Части слова)
Вспомним, какие части слова мы изучили (корень,
суффикс, приставку )
Где они находятся и для чего
служат?
Что такое корень ? ( Корень –
главная часть однокоренных слов ………)
Что такое приставка? Что такое суффикс?
Для чего они служат?
- Заполним нашу Лесенку знаний.
Эти знания нам понадобятся на уроке.
( учитель выставляет карточки!)
III.
Постановка учебной проблемы
-
На доске – тема урока . Прочитайте. («ЧАСТИ СЛОВА. …»).
-
Что стоит в конце темы? (Многоточие).
-
Что это значит? (тема не закончена – есть продолжение)
-
Тема не закончена. Как это? (Имеется ещё какая – то часть слова)
На доске - предложения.
Мам_ слушает дочк_.
-
Выполните задание. Допишите слова так, чтобы
получилось предложение.
- Прочитайте полученные предложения.
- У всех получилось одинаково?
Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант.
Оба предложения записываются на доске и в тетрадях.
Мама слушает дочку.
Маму слушает дочка.
– Одинаковый ли смысл у предложений? ( Нет. Разный)
- Почему он изменился?
(Разные буквы на конце слов мама
и дочка.)
– Мама и
маму – это
одно и то же слово или разные? (Одно и тоже.
- Вспомните, что обозначают эти слова.
- Это формы одного и того же слова.
–
А дочка и дочку? (Это формы одного и того же слова.)
–
Что же тогда изменилось, ведь слова одни и те же? (Изменилось окончание.
- Эта часть слова нами изучена? ( Нет)
IV. Формулирование
проблемы.
-
Вернёмся к теме урока. Какое слово необходимо поставить вместо многоточия……- окончание.
Какая тема урока?
-
О какой части слова будем говорить?
-
Как вы думаете, что предстоит вам выяснить об этой части слова?
Что это такое? Как обозначается?
Для чего служит?
Как найти в слове?
Какие тогда у вас возникают вопросы ?
Что
называется окончанием? Как обозначается?
Для чего служит эта часть слова?
Как найти в слове окончание
-
Как
будем действовать. Составим план наших действий. ( записываются на
доске)
1.
Что такое окончание?
2.Для
чего служит окончание?
3.Как
найти в слове окончание?
.V. Поиск
решения. Открытие нового знания.
1. Работа
на доске под руководством учителя. ( Что называется окончанием)
Задание:
Допишите окончания.
про
друг…
о
друг…
с
друг..
к
друг..
Что
заметили? (Одинаковый корень в словах, окончание изменяется )
Какой
вывод вы можете сделать ? ( О – изменяемая часть)
2.
Работа над деформированными предложениями. ( Ддя чего
нужно окончание)
-
Прочитайте слова первой строчки.. Сын, мама, ласковый, слова, говорить,
хороший.
Понятен
ли смысл каждого из них?
Можно
ли считать, что здесь записано предложение?
(Нет.
Слова между собой не связаны.)
Что
надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения?
(Изменить
окончания.)
Ученики
составляют первое предложение:
Хороший сын говорит маме ласковые слова.
–
Прочитайте слова на второй строчке. Дочь, мама, встречать, работа, хороший.
–
Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение?
(Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)
–
Составьте и запишите предложение.
Хорошая дочь встречает маму с работы.
–
Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтобы смысл предложения был понятен )
–
Так для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.)
-
Итак, что называется окончанием? ( О – изменяемая часть слова)
-
Почему окончание получило такое название?
-
Для чего служит эта часть слова? ( Для связи слов в предложении)
- Сравним наш вывод с авторским. Откройте учебник на стр.144
(
Ученики читают вывод автора по учебнику. Сравнивают свой вывод с авторским. )
-
Совпадает ли наш вывод с авторским? ( ДА)
-
О чём мы не сказали? ( Мы не сказали про основу.)
-
Как вы поняли, что такое основа слова?
-
Как графически обозначаются окончание и основа?
2. Коллективная
работа с заданием. (Как найти окончание?)
-
Севу Мымрикова учительница вызвала к доске и дала задание найти в слове мама
окончание. У него получилась такая запись.
Мама
у
мамы
к
маме
за
мамой
о
маме
Учительница
его похвалила и поставила пять. Как видите, Сева справился с заданием. Расскажите,
как действовал Сева, чтобы найти окончание? ( Изменил слово. ………………… )
Итак,
как найти окончание? ) Изменить слово, и изменяемая часть будет окончанием)
-
Сравним наш вывод с авторским. Совпадает ли наш вывод с авторским. (Да.)
-
Что ещё не сказали ? (Окончание бывает нулевое )
(
Окончание, не выражено звуками)
-
Как найти нулевое окончание в словах? ( Также, изменив слово)
.- Приведите
примеры.
( Примеры
записывают на доке и в тетрадях и выделяют окончания)
-
Итак, на какие вопросы мы отвечали?
1.
Что такое окончание?
2.Для
чего служит окончание?
3.Как
найти в слове окончание?
Молодцы!
-
Теперь – минутка отдыха.
VI.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( На слайде)
VII. Развитие
учебно-языковых умений.
-
Думаю, что вы готовы к тому, чтобы самостоятельно применить полученные знания.
1.
Работа по учебнику. Упр.178 на стр. 146
-
Прочитайте задание. Какая задача стоит перед вами?
(Найти
и обозначить окончания и основу в словах)
-
Расскажите план своих действий.
Обсуждение
плана выполнения работы:
1) Прочитать
2) Ответить
на вопросы.
3) Списать и
обозначить окончания и основу в выделенных словах.
4) – Изменю
задание – Списываем выделенные слова только из первого куплета.
1 ученик работает у доски с
проговариваем.
Ребята, давайте проверим, верно ли
выполнено задание.
Самооценка (один
ученик озвучивает, остальные – в тетрадях).
Вопросы
к ученику, выполнявшему работу.
–
Что тебе нужно было сделать?
–
Удалось тебе выполнить задание?
– Ты
сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты
составил всё сам или с чьей-то помощью?
–
Какую отметку ты бы себе поставил?
2. Групповая
работа.
- Для подведения итога урока поработаем в
группах..
-
У вас на партах – задания. Занимайте свои места и приступите к работе.
Озаглавь таблицу,
заполни пропуски.
……………………………………………………..
1
|
……………………………..
|
часть
слова
|
2
|
………………………………
|
для
связи слов, для изменения слова
|
3
|
Стоит
|
…………………………
|
4
|
Обозначается
|
………………………….
|
5
|
можно
найти
|
………………………….
|
6
|
Например
|
…………………………
|
7
|
|
|
8
|
|
|
-
Послушаем, как справилась с заданием группы?
-
Оцените работы групп!
VIII. Итог урока.
- Итак, на
какие вопросы мы должны были ответить ? ( По плану действий на доске)
- Какой ответ мы нашли?
(Ученики повторяют правило. Учитель
убирает знак вопроса на схеме, ставит обозначение окончания )
- Ребята, если вы довольны своей
работой, выполняли задания без ошибок, нарисуйте на полях тетради зелёный
кружок. Если вы собой не очень довольны, если у вас не всё получилось, выберите
жёлтый цвет. Думаю, что красный цвет никто сегодня не выберет, т.к. по моим
наблюдениям, все старались, работали дружно. Молодцы! Самооценка в
тетрадях.
IX. Домашнее
задание.
Упражнение 1 и 2 на стр. 162.
Работа в парах. Творческая работа
«Составь синквейн»
- День Матери. Нет, наверное, ни одной страны, где бы не
отмечался День матери. В России День матери стали отмечать сравнительно
недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации № 120 «О Дне
матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября,
воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих
детей.
Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама
– друг и самый любимый и незаменимый человек в жизни каждого .
Ребята, помните всегда о маме и берегите её!
Задание : составьте синквейн о маме.
Синквейн о маме.
|
Кто? Что?
|
Одно существительное
|
|
Какой?
|
Два прилагательных
|
|
Что делать?
|
Три глагола
|
|
Что вы думаете о маме ?
|
Фраза,
несущая определённый смысл
|
|
Вывод.
|
Одно слово.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.