Тема: «Одушевлённые и
неодушевлённые имена существительные»
1. Предмет
|
Русский
язык
|
2. Класс
|
2
|
3. Программа
|
«Школа
России»
|
4. Тип
урока
|
Совершенствования знаний, умений и навыков
|
5. Вид
урока
|
Урок-практикум
|
6. Цели
|
1. Способствовать
совершенствованию умений учащихся классифицировать
имена существительные на одушевленные и неодушевленные.
2. Развивать каллиграфические
навыки, прививать основы орфографической грамотности, умение выслушивать
мнение товарищей, активизировать словарный запас.
3. Способствовать воспитанию
ответственного отношения к учению.
|
7.
УУД
- личностные
-
познавательные
-
регулятивные
-
коммуникативные
|
-
формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия,
выполнять задания в соответствии с целью;
-
находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
-
осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в
соответствии с поставленной целью;
-
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной
деятельности.
|
8. Основные
понятия
|
Одушевлённые
и неодушевлённые имена существительные
|
9. Технологии
|
Проблемного
обучения, ИКТ - технология
|
10. Межпредметные
связи
|
Окружающий
мир
|
11. Формы
работы
|
Фронтальная,
индивидуальная, парная
|
1.
Орг момент
приветствие
(на экране картины зимы и мелодия Вивальди «Зима»)
- В гостях у какого времени года мы с вами оказались? Почему вы
так решили?
2.
Минутка чистописания (К.Бальмонт)
Светло-пушистая,
Снежинка
белая,
Какая
чистая,
Какая
смелая!
Дорогой
бурною
Легко
проносится,
Не в
высь лазурную,
На
землю просится.
Слайд 2 (на снежинках буквосочетания, над которыми будем работать)
- Что необычного вы заметили?
- Над написанием каких букв будем работать?
- Из скольки элементов состоят заглавная и строчная буквы з?
- Какой вид соединения между этими буквами?
- Запишите в тетради сегодняшнюю дату, вид работы и пропишите
Буквосочетание заглавной и строчной буквы з целую строку.
- Снежинки закружились на уроке не случайно. Какое время года
сейчас?
- Запишите на следующей строке со строчной буквы слово «зима». На
что надо обратить внимание при написании этого слова? (орфограмма) Произнесите
слово орфографически. (слайд 3)
- Выберите из предложенных слов проверочное для слова «зима»
запишите его на той же строке. (Зимовье, зимушка)
- Что такое зимовье? (место, помещение,
где зимуют люди)
- Какое слово выбрали? Обоснуйте свой ответ.
3.
Определение темы и целей урока.
- Какой частью речи являются слова записанные на
последней строке? Докажите.
- Сегодня мы будем продолжать разговор об имени
существительном.
- Вспомните, о какой категории имен
существительных мы говорили на прошлом уроке.
(слайд 4)
- Сформулируйте тему урока (Одушевленные и
неодушевленные имена существительные)
- Это уже не первый урок по данной теме. С учётом
этого сформулируйте цели урока.
(закрепить умение определять одушевленные и
неодушевленные имена существительные)
4. Актуализация
знаний (интерактивная доска)
-
Ребята, я знаю, что вы очень любите играть. Сегодня я предложу вам необычную
игру. Со словами.
-
Прочитай пары слов. Составь третье слово в скобках на зимнюю тематику,
используя для этого буквы данных в паре слов.
-
Попробуем первое слово составить вместе
снайпер ( )
египтянин снег
лён ( )
дятел лёд
медведь (
) учитель метель
морковь ( )
роза мороз
-
Запиши данные и составленные имена существительные, распределив их по группам в
зависимости от того, являются они одушевлёнными или неодушевлёнными.
-
Назовите какие имена существительные называются одушевленными\ неодушевленными?
-
В выполнении задания Вам поможет алгоритм, составленный на прошлом уроке.
Вспомним его.
Алгоритм (на магнитной доске и у детей на партах)
1. Найди имя
существительное.
2. Задай к
нему вопрос.
3. Определи,
что оно называет.
4.
Сделай
вывод и докажи.
5.
Создание
проблемной ситуации, поиск выхода из неё.
- Совсем недавно праздновался самый любимый праздник Новый
год. Я хоть и с опозданием, но хочу преподнести вам свой подарок. Это новое
слово. КАПИБАРА.В парах с помощью алгоритма определите и запишите его в ту
группу, к какой оно относится.
(на доске слово КАПИБАРА)
-
Что можете сказать? (Алгоритм не работает, так как мы не знаем, что обозначает
это слово.)
-
Необычные слова – это слова-гости в нашем языке. Они «прибыли» из других языков
(немецкого, английского и др.)
-
Подумайте и обсудите со своим соседом по парте, что необходимо сделать, чтобы наш
алгоритм продолжал работать? (нужно узнать значение иноязычных слов)
-
Дополним наш алгоритм.
-
Возьмите листочки, на которых написано «Словарик», познакомьтесь со значениями
слова и определите: одушевлённым или неодушевлённым именем существительным оно
является.
- Почему нам
пришлось изменить алгоритм?
- Что изменилось в
алгоритме?
СЛОВАРИК
КАПИБАРА
– самый большой в мире грызун. Его ещё называют водосвинка.
ПАМПЕРО - южный ветер, который дует в основном в странах побережья
Южной Америки.
КОЛЬРАБИ - это разновидность огородной капусты.
ОЦЕЛОТ – карликовый леопард.
6. Применение
открытых знаний
- Попробуйте по обновлённому алгоритму определить, к какой
группе относится имя существительное.
1. Ночью задул памперо.
2. Я купила кольраби.
3. Мне повстречался оцелот.
7.
Закрепление
по теме урока
1)
ЦОР
-
Зимой очень много развлечений. Какие зимние забавы знаете вы?
-
Сегодня
я предлагаю вам отправиться на совсем иное развлечение, на зимнюю рыбалку.
(выполняется на доске и на карточках
индивидуально)
- Как определяли одушевленное или
неодушевленное имя существительное перед вами?
2) Экспресс-проверка
теоретических знаний (аудиозапись)
- Пока вы помогали на рыбалке Паше. Он
прислал вам аудиописьмо. Мальчик хочет проверить, на сколько вы хорошо усвоили
полученные сегодня знания.
- Если вы согласны с утверждением, ставьте
в тетради +, если нет, ставьте -.
Включается аудиозапись запись с детским
голосом:
· Имена
существительные отвечают на вопросы какой?, какая?
· К
одушевленным именам существительным относятся только люди и животные
· К
одушевленным именам существительным относятся растения и люди
· Имена
существительные отвечают на вопросы кто? и что?
· Неодушевленные
имена существительные отвечают на вопрос кто?
-Если
встречаются иноязычные слова, то нужно сначала узнать их значения, а только
потом определить одушевленные они или неодушевленные.
Запись в тетради: -+-+-+
- Сверьте свои ответы с эталоном (НА
ДОСКЕ)
- Поднимите руку, кто ещё не до конца
усвоил тему сегодняшнего урока и допустил ошибки?
- Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
8.
Подведение
итогов.
-
Что открыли для себя нового, необычного, интересного?
-
Чему мы научились на уроке?
9.
Домашнее
задание
-
Сегодня я предлагаю вам домой творческое задание. Придумайте мини-сказку об
одушевленных и неодушевленных именах существительных.
10.
Рефлексия
(на фоне музыки)
-
Подумайте и определите своё место на лесенке успеха:
ü Если вы
поняли тему урока, были активными, собранными, то повесьте снежинку на верхнюю
ступеньку.
ü Если
возникали ошибки, но вы с ними справились, смогли исправить, то повесьте
снежинку на среднюю ступеньку.
ü Если на
уроке вы не поняли изучаемую тему, вам было очень сложно, то повесьте снежинку
на нижнюю ступеньку.
(сделать
вывод о полученных результатах)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.