Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Знакомство с понятием «сложные слова»".(3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Знакомство с понятием «сложные слова»".(3 класс)

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока русского языка  в 3 классе, УМК « Школа 2100».

Тема урока:  Знакомство с понятием «сложные слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Островская Светлана Петровна

учитель начальных классов

 МБОУ гимназия №19 г. Липецк.

 

 

 

 

 

Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи:

- образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;

- развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

- воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, фонограмма с голосами птиц, аудио рассказ, шаблоны птиц.

                                        Ход урока.

1.      Мотивация.

Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!         

В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём. 

А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.

 

2.      Актуализация знаний учащихся с затруднением.

 - Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Слайд 2)

   парные

 

непроизносимые

 

  гласные

 
 

 

 

 

 

 


 - Вспомните полные названия орфограмм.

- Проверим (Слайд 2 )

-  В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

 Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)

3.  Выявление места и причины затруднения.

А  теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Сейчас будем работать в парах. ( Даны слова: стриж, грачи, дрозд, сова, буревестник, вертишейка).

- Прочитайте слова.  

- Назовите данную группу  одним словом.

-  Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

 - А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.

- Проверим, как выполнили задание.    (Слайд 4)

- Найдите в каждом слове корень. 

- Вы справились с работой достаточно быстро, но вот 2 слова вызывают у меня сомнения. Посмотрим  на одно из них. Вы разобрали слово

ВЕРТИШЕЙКА так, а я вчера была на уроке в  3Б и увидела, что ребята

разбирали это же слово ВЕРТИШЕЙКА  вот так. (Слайд 5)

-  Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный? 

 - Где возникло затруднение?                           

ВЕРТИШЕЙКА     ВЕРТИШЕЙКА

- А почему оно возникло? ( мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)

4.Целеполагание и построение проекта выхода  из затруднения

- Какие  слова называются сложными? 

- Как они образовались?  

- Мы узнали, как называются  необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах.

- Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове.

- А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям. - Так чему же мы будем сегодня учиться? (находить корень в словах)

 - А мы с вами работали  на уроках с такими словами?  Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных  словах)

- А хотите узнать, как называются  эти слова? 

- Значит, еще какая цель?       

- Я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни  в необычных словах при помощи алгоритма.

- На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.

- Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова.   В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?

- Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Слайд 6)  

- Давайте откроем  учебник на странице 89 и прочитаем правило.

АЛГОРИТМ:    Слайд 7

  1. Думаю  над значением слова.
  2. Подбираю родственные слова к первой части.
  3. Выделяю общую часть.
  4. Подбираю родственные слова к второй части
  5.  Выделяю общую часть.

5.  Реализация построенного проекта

    Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА.  - Как вы думаете, почему её так назвали? (Предположения детей)

На слайде 8  картинка с изображением птицы. Аудиорассказ о вертишейке.

- Вертишейка вьёт гнездо в дупле.  Если возникает опасность, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

На слайде 9  появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТИТ, ШЕЙКА

- Из каких слов составили слово вертишейка?

- Какой корень в слове ВЕРТИТ? Подберите однокоренные слова.  (Слайд 9)

- Какой корень в слове ШЕЙКА? Подберите однокоренные слова. (Слайд 9)

-  ВЫВОД:

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями? (Слайд 9)    - А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.

Физминутка.     Слайд 10, фонограмма  с голосами  птиц.         

 Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Погуляем, 
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки. (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса. (Руки вверх)
На елках птичьи голоса. (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут! 
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. ( Наклоны, приседания)         

 А в  дупле у вертишейки птенцы покручивают шейкой

Язык высовывают клейкий, на всех шипят сердитой змейкой.

 

Потихоньку садимся на места, теперь вы всё знаете про вертишейку. Давайте разберем второе сложное слово, где такая же ошибка.

 

6. Первичное закрепление с комментированием  во внешней речи

- Есть еще такая птица   БУРЕВЕСТНИК Слайд11

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что буревестники приносят весть о приближении  бури. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.            

- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК.

- Спишите, слово, выделите корни. 

- Кто справился с заданием?

- Как вы рассуждали?   По щелчку слайд11. 

- Исправьте ошибку в первом задании.

- А как вы думаете, носороги летают? (нет)

- Есть такая птичка носорог! Догадайтесь, почему ее так назвали?  Слайд 12

- Спишите, выделите корни. Кто готов прокомментировать?

И еще одна любопытная птичка залетела к нам в гости. Эту птичку зовут – козодой.     Слайд 13 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону  (Слайд 14)

  - Составьте сложные слова – название птиц из данных корней.

- Проверяем. Слайд 15

- Почему птицу так назвали   (Мухоловка – ловит мух)  

-  Догадайтесь,  как зовут эту птичку?       (черноголовка)

- А эту?   (шилоклювка)

8.  Включение в систему знаний и повторение.       Слайд 16

Эта  птица получила название за свой хвост, интересно, как же ее зовут? Ученый-лингвист Ирина  Голуб дала нам описание этой птицы.   Почему ее так назвали, мы узнаем из упр.122.

- Прочитайте текст

- Как его можно озаглавить?      (Горихвостка)

-Почему ее так назвали?

Спишите текст, обозначьте корень в сложном слове. Проверяем. ( По щелчку).

- Поднимите руку, кто справился с заданием?           

- Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили? Слайд 17

-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (соединительная)

- Какой вывод можно сделать?   (слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при  помощи соединительных гласных.)

- Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

9.. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этих целей?

- Какие слова называются сложными?

- Как выделяют корни в сложных словах?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке     Слайд 18

 -  У вас на партах  шаблоны птичек.

- Если вам на уроке всё удалось,  поднимите зеленую птичку.

- Если остались неразрешенные проблемы – красную птичку.

Молодцы! Запишите дом задание. Слайд 19, 20

 

Список литературы:

  1. Школьный словообразовательный словарь, В.И. Николаев, М.:ЗАО Центрполиграф, 2008.
  2. Учебник  «Русский язык» ,Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 3 класс, ООО «Баласс», 2011.
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Знакомство с понятием «сложные слова»".(3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бренд-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 928 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 11.08.2020 116
    • DOCX 55.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рак Ольга Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рак Ольга Андреевна
    Рак Ольга Андреевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84419
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика преподавания в начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего вида

Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 276 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 885 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 129 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 517 человек

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе