Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему "Состав слова" (2 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова" (2 класс)

Скачать материал

УМК «Перспективная начальная школа»

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока: Состав слова.

Цель:

создание условий для изучения состава слова

Задачи:

·        учить выполнять разбор слов по составу на основе словообразовательного анализа;

·        обогащать словарный запас учащихся; формировать умение пользоваться Обратным словарём;

·        развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

·        воспитывать навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.

Развитие УУД

Личностные

-Проявлять интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

Познавательные

-сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям;

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учащимися и учителем знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

- задавать вопросы , экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

-определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

- сопоставлять свою работу с образцом;

- оценивать ее по критерия, выработанным в классе;

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- обосновывать высказанное суждение;

- уметь задавать уточняющие вопросы.

Ход урока

1.     Мотивация к учебной деятельности

- Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Должно на парте всё лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу класс готов.

Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

Запишите число, классная работа.

2.     Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

У вас на доске записаны слова. Ваша задача выписать буквы, буквосочетания, которые являются частями слова ( например: «Окончание в слове «вьюги?», дети записывают «и» и т. д.)

Вьюги, зимний, снегири, пушистый, играть, измениться (и, ий, ир, ый, игр, из).

- Что вы сейчас записали? Определите тему урока.

     3.  Выявление места и причины затруднения

- Как вы думаете, в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит Йокоповна , Миша и Маша – герои учебника).

На доске запись: состав поезда, состав слова

- Сравните оба словосочетания. Как вы их понимаете?

Интрига учебника ( читает учитель)

Вы знаете, что поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь? Сможешь объяснить – почему?

Железнодорожный состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А что такое состав слова? – спросила она.

– Это ряд сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.

Анишит Йокоповна с одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово поезд и выделим в нём части: по езд

– Кто скажет, сколько частей в этом слове – каков его состав?

– Две части! – сказал Миша.

– Три части! – сказала Маша.

– А ты как думаешь?

      4.  Построение проекта выхода из затруднения

- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)

Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

После ответа на вопрос, заселяю слово «поезд» в вагончики: приставка корень суффикс окончание.

1. Поселю я приставку в первом вагоне,

Потому что стоит она перед корнем.

2. Ну, а корень – общая часть – во втором вагоне выспится всласть.

3. Суффикса в этом слове нет, и он не купит в вагончик билет.

4. Окончание – это кончик, пусть идёт в последний вагончик.

      5. Реализация построенного проекта

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

С за – зарядку завершить.

- Назовите, какие приставки помогли сделать физминутку.

     6. Первичное закрепление во внешней речи

– Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам.

– Записать одним словом:

1) ягоды, плоды, сваренные в сахаре;

2) мастер по приготовлению пищи;

3) большая ложка для разливания жидкой пищи;

4) маленький варёный пирожок

– Какие слова записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)

– Как их можно назвать одним словом? (Однокоренные, родственные)

- Выделите корень в этих словах.

- Отгадайте, кто это:

Летом он ходит без устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд! И назвали его знающий ( ведающий), где мёд. То есть… ( медведь, медведица, медвежонок)

- Запишите к слову медведь однокоренные слова. Как образовались эти слова?

Задание № 79. Работа со словарём (обратный словарь на «А» во II части учебника «Русский язык», стр.139). Группа слов на – иха, прочитать вслух:

еж их а

морж их а

слон их а

портн их а

повар их а

лос их а

ткач их а

зайч их а

волч их а

пауч их а

Какой суффикс в этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского рода).

Работа в тетрадях с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс и окончание.

     7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Игра – соревнование «Молчанка».

На доске написаны слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и выделяют в словах окончания, молча садятся, другие 2ученика –основу и т. д.

1. Грязный                   2. часовой

Перегородка                    подорожник

Листы                               мосты

    8. Включение в систему знаний и повторение

Задание № 80 Работа со словарём (обратный словарь на «К» во II части учебника «Русский язык», стр.149).

- Найдите слова на –ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх частей: корня, суффикса, окончания.)

- Как называются такие окончания? ( Нулевые окончания.)

- Какой общий оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно – ласкательный оттенок.)

- Выпишите и разберите по составу три слова из списка.

Работа в парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова)

Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном

(Е. Измайлов. Как растут слова.)

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? ( родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь. ( сад, рассада, посадка, садовод, садовник).

– Какое здесь слово-корень? Выпишите однокоренные слова.

– Какие слова выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Оцените свою работу в парах:

1. У нас все получилось, потому что…

2. У нас не все получилось, потому что…

3. Нам еще надо поработать над…

Домашнее задание.

1. Придумать и записать сказку о том, как образовалось какое-то слово.

Или

2. Придумать 7-10 слов к схеме (на доске).

Итог урока.

- Вспомним, чем мы занимались на уроке.

– Что показалось труднее всего?

– А какое задание – лёгким?

– Что было для вас самым интересным?

Отметить, как работали дети.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему "Состав слова" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 606 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2020 741
    • DOCX 24.2 кбайт
    • 20 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Расева Светлана Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Расева Светлана Ивановна
    Расева Светлана Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 94386
    • Всего материалов: 244

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 248 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 188 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Развитие коммуникации и речи у детей раннего возраста

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе