УМК
«Перспективная начальная школа»
Урок
русского языка во 2 классе.
Тема урока: Состав
слова.
Цель:
создание условий
для изучения состава слова
Задачи:
·
учить
выполнять разбор слов по составу на основе словообразовательного анализа;
·
обогащать
словарный запас учащихся; формировать умение пользоваться Обратным словарём;
·
развивать
орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.
·
воспитывать
навыки самостоятельной работы, взаимопроверки.
Развитие
УУД
Личностные
-Проявлять интерес
к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью
улучшения учебных результатов.
Познавательные
-сравнивать и
группировать предметы, их образы по заданным основаниям;
- использовать
готовые и создавать в сотрудничестве с другими учащимися и учителем
знаково-символические средства для описания свойств и качеств изучаемых
объектов;
- задавать вопросы
, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
-определять,
формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и
самостоятельно;
- сопоставлять
свою работу с образцом;
- оценивать ее по
критерия, выработанным в классе;
Коммуникативные:
- оформлять свои
мысли в устной и письменной речи;
- обосновывать
высказанное суждение;
- уметь задавать
уточняющие вопросы.
Ход
урока
1. Мотивация
к учебной деятельности
- Прозвенел опять
звонок.
Начинается урок.
Должно на парте
всё лежать:
Дневник, учебник и
тетрадь,
Карандаш, линейка,
ручка.
Вижу класс готов.
Ребята, работа на
уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим
себя на урок и подготовим руку к письму.
Пальцы делают
зарядку,
Чтобы меньше
уставать.
А потом они в
тетрадке
Будут буковки
писать.
Откройте тетрадь,
правильно положите её на столе.
Запишите число,
классная работа.
2. Актуализация
знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
У вас на доске
записаны слова. Ваша задача выписать буквы, буквосочетания, которые являются
частями слова ( например: «Окончание в слове «вьюги?», дети записывают «и» и т.
д.)
Вьюги, зимний,
снегири, пушистый, играть, измениться (и, ий, ир, ый, игр, из).
- Что вы сейчас записали?
Определите тему урока.
3. Выявление
места и причины затруднения
- Как вы думаете,
в чём будет заключаться наша работа? Кто нам будет помогать в работе? (Анишит
Йокоповна , Миша и Маша – герои учебника).
На доске запись:
состав поезда, состав слова
- Сравните оба
словосочетания. Как вы их понимаете?
Интрига учебника (
читает учитель)
Вы знаете, что
поезд иногда называют составом? – спросила Анишит Йокоповна. – А ты знаешь?
Сможешь объяснить – почему?
Железнодорожный
состав – это ряд сцепленных вагонов, – сказала Волшебница. Он из них состоит. А
что такое состав слова? – спросила она.
– Это ряд
сцепленных вместе частичек, из которых состоит слово! – догадался Миша.
Анишит Йокоповна с
одобрением улыбнулась. – Возьмём, например слово поезд и выделим в нём части:
по езд
– Кто скажет,
сколько частей в этом слове – каков его состав?
– Две части! –
сказал Миша.
– Три части! –
сказала Маша.
– А ты как
думаешь?
4. Построение
проекта выхода из затруднения
- Какие части
слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Что такое корень?
Суффикс? Приставка? Окончание?
После ответа на
вопрос, заселяю слово «поезд» в вагончики: приставка корень суффикс окончание.
1. Поселю я
приставку в первом вагоне,
Потому что стоит
она перед корнем.
2. Ну, а корень –
общая часть – во втором вагоне выспится всласть.
3. Суффикса в этом
слове нет, и он не купит в вагончик билет.
4. Окончание – это
кончик, пусть идёт в последний вагончик.
5.
Реализация построенного проекта
С при – приставкою
присесть,
С по – приставкою
подняться,
С под –
подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой
посмеяться,
С вы – вытягиваем
руки,
С о – опустим их
опять.
Вот и всё настало
время
С за – зарядку
завершить.
- Назовите, какие
приставки помогли сделать физминутку.
6.
Первичное закрепление во внешней речи
– Так же, как и у
кустов,
Корень слова есть
у слов.
Будь внимателен к
словам,
Отыщи в них корень
сам.
– Записать одним
словом:
1) ягоды, плоды,
сваренные в сахаре;
2) мастер по
приготовлению пищи;
3) большая ложка
для разливания жидкой пищи;
4) маленький
варёный пирожок
– Какие слова
записали? (Варенье, повар, поварёшка, вареник)
– Как их можно
назвать одним словом? (Однокоренные, родственные)
- Выделите корень
в этих словах.
- Отгадайте, кто
это:
Летом он ходит без
устали по лесу, а зимой лежит в берлоге со своим крошечным детёнышем, лижет
лапу и мечтает, наверное, о том, чтобы скорее наступило лето. Ведь летом можно
будет разыскивать ульи диких пчел, и лакомиться мёдом. До чего же он любит мёд!
И назвали его знающий ( ведающий), где мёд. То есть… ( медведь, медведица,
медвежонок)
- Запишите к слову
медведь однокоренные слова. Как образовались эти слова?
Задание № 79.
Работа со словарём (обратный словарь на «А» во II части учебника «Русский
язык», стр.139). Группа слов на – иха, прочитать вслух:
еж их а
морж их а
слон их а
портн их а
повар их а
лос их а
ткач их а
зайч их а
волч их а
пауч их а
Какой суффикс в
этой группе слов? На что он указывает? (Показывает, что все прочитанные слова
обозначают людей и животных женского пола. Окончание а – все слова женского
рода).
Работа в тетрадях
с комментированием: записать из этих слов три любых и выделить корень, суффикс
и окончание.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Игра –
соревнование «Молчанка».
На доске написаны
слова в 2 столбика. Одновременно выходят к доске 2 ученика и выделяют в словах
окончания, молча садятся, другие 2ученика –основу и т. д.
1. Грязный
2. часовой
Перегородка подорожник
Листы
мосты
8.
Включение в систему знаний и повторение
Задание № 80
Работа со словарём (обратный словарь на «К» во II части учебника «Русский
язык», стр.149).
- Найдите слова на
–ИК. Что вы можете сказать о составе этих слов? ( Эти слова состоят из трёх
частей: корня, суффикса, окончания.)
- Как называются
такие окончания? ( Нулевые окончания.)
- Какой общий
оттенок смысла сообщает всем этим словам суффикс? ( Уменьшительно –
ласкательный оттенок.)
- Выпишите и
разберите по составу три слова из списка.
Работа в
парах (у детей карточки со стихотворением Е. Измайлова)
Как-то много лет
назад посадили странный сад.
Не был сад
фруктовым – был он только словом.
Это слово –
слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
– стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник
идёт.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном
(Е. Измайлов. Как
растут слова.)
- О каком саде
идёт речь? (сад – это слова)
- Почему слова
сравнивают с деревьями?
- Какие плоды
принесло это дерево? ( родственные слова)
- Какие слова
называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие
общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)
- Найдите
родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь. ( сад, рассада,
посадка, садовод, садовник).
– Какое здесь
слово-корень? Выпишите однокоренные слова.
– Какие слова
выписали? Почему? Выделите корень в этих словах.
9.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Оцените свою
работу в парах:
1. У нас все
получилось, потому что…
2. У нас не все
получилось, потому что…
3. Нам еще надо
поработать над…
Домашнее
задание.
1. Придумать и
записать сказку о том, как образовалось какое-то слово.
Или
2. Придумать 7-10
слов к схеме (на доске).
Итог
урока.
- Вспомним, чем мы
занимались на уроке.
– Что показалось
труднее всего?
– А какое задание
– лёгким?
– Что было для вас
самым интересным?
Отметить, как
работали дети.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.