Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку на тему : "Склонение имен существительных"

Конспект урока по русскому языку на тему : "Склонение имен существительных"

Скачать материал

Урок русского языка в 3 классе

Тема:  «Склонение имен существительных».

 

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

 

 

Обучающие цели:

-   ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:    

-  формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

-  развитие интереса к предмету

 

Воспитывающие: 

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах ,в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.

 

 

Задачи:

1.      Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

2.      Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

3.      Формировать универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

 формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания;  формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;  сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;  адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.

 Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.

 

Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный ,самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах,в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения -  учебник, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,

карточки с заданиями,  мультимедийный проектор, экран, ноутбук, массажные коврики, учебник, тетрадь, карточки-знаки, ладошки 3 цветов, лист самооценки.

 

Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты

 

 

Структура и содержание урока.

 

I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

Учитель.

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

- Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные,

Мы  -внимательные, мы- старательные!

II Актуализация знаний.

Учитель.

-Открываем тетрадь и записываем

Шестое февраля.

Классная работа.

1.Словарная работа (дифференцированная)

-Начинаем урок со словарной работы.

-(карточка голубого цвета-задание облегченное,красная-сложная)

-Остальные записывают со мной.

- С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова.

Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень,  тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня (дядя, дедушка)

Проверка.

Учитель.

-Проверяем внимательно с экрана.

-Я открываю (Слайд №1)

 -Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

-Все ли словарные слова вы записали? Почему? Что заметили?

(дядя и дедушка не словарные слова).

-Как вы думаете, а для чего они записаны?

-Запишите их в тетрадь.

 (Самооценка детей) -карточка

-Ребята, что вы можете сказать об этих словах?

(Ответы детей)

2.Определение окончания и рода.

Учитель.

-Во всех словах выделите окончание и определите род.

-Работаем по цепочке.

(Слайд №2)-(окончание и род в окошечке).

Учитель.

-А на сколько  групп можно разделить слова? (ответы детей).

Учитель.

-В зависимости от окончания  и рода  в начальной форме( в И.п.)

все существительные можно разделить на 3 группы, т.е. на 3склонения.

III.Сообщение темы урока. Постановка цели.

-Какую тему мы будем сегодня изучать на уроке?

( Слайд №3)-(Склонение имен существительных).

Целеполагание.

-Какую же цель вы поставите перед собой на этот урок?(определять склонение имен существительных,…).

(ответы детей).

 

 IV. Изучение нового материала. (Поиск решения  проблемной ситуации.)

Учитель.

Тему новую опять

Надо нам запоминать.

Что за три склонения?

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут все сомнения.

-Поможет вам …(карточка-«Тайны языка».)

1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)

-А какое склонение у наших слов, вы сами скажете мне, открыв учебник на (странице 30). 

2.Работа в группах.

- Самостоятельно изучите, какие существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3(ответы детей сначала выслушивает учитель).

3.Распределение существительных по склонениям.

-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? ( на окончание и род).

-По цепочке определяем склонение у наших слов.

 (Слайд № 4)

 

1СКЛ.(Ж.Р.,М.Р.)-А,Я

2СКЛ.(М.Р.   С.Р.-О,Е)

3СКЛ.(Ж.Р. с Ь знаком на конце)

Москва

ветер

морковь

деревня

холод

сирень

аптека

облако

тетрадь

яблоня

болото

 

дядя

счастье

 

дедушка

 

 

Вывод:

-Так какой вывод мы можем сделать?

-Попробуйте его сформулировать.

 

V.ФИЗМИНУТКА  (на массажном коврике).

 

VI.Первичное закрепление знаний.

1. Работа со словами (в паре).

(слова на табличках врассыпную)

-Посмотрите  на таблички и докажите, правильно ли расставлены слова по склонениям? (дружба, мысль, тетрадь, зима, радость, тетрадка, солнце).

(слова врассыпную).

Учитель.

-Запишите их в тетрадь.

-А сейчас мы будем работать…(карточка « Работа в паре».)

-Поменяйтесь тетрадями.

-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

-1 скл.

-2скл.

-3скл.

-А сейчас проверим (выходят по одному, расставляют по склонениям- род записан с обратной стороны).

Учитель.

Вывод:

-По каким признакам мы группируем существительные?

(Ответы детей: по роду и окончанию).

  (Самооценка детей) –карточка.

VII. Закрепление знаний и умений.

1.  Работа по учебнику.( стр. 31 упр.3 )

Учитель:

-А сейчас что за задание мы будем с вами выполнять?

-Поможет вам…«Давай подумаем»

-Какие слова не выписали?

-(

-Объясните свой выбор.

-А поможет …(карточка- «Подсказка»).

-Существительное шампунь-м. р.

VIII. Физминутка  (для глаз). (Слайд № 5)

Учитель.

-Сколько же склонений у существительных?

2.  Дифференцированная самостоятельная работа с проверкой.

-Возьмите  карточки, прочитайте сначала задание, а потом выберете ту,с заданием которой вы справитесь лучше всех).  

Задание

 Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ.

 

Земля                                                           1склонение                        

 

Лень

2склонение

Овца

 

Дуб 

3склонение

Дедушка

 

Мышь

 

Солнце

 

Вывод:

Задание

Определи тип склонения по его признакам.

 

М.р., нулевое окончание; ср.р., -о,-е- ____скл.

Ж.р., нулевое окончание с ь знаком на конце ________скл.

Ж.р., м.р.,-а,-я - _______скл.

Вывод:

 

Задание

Прочитайте предложение. Найдите имена существительные и запишите склонение.

 

       И днем (____), и ночью (____) кот (____)ученый все ходит по цепи (____)  кругом.

 

 

На сосне (____) веселый дятел(____) белке (____)домик (____)конопатил.

 

 

Вывод:

 

3.Проверка. (Слайды №6,№7,№8 ).

(Самооценка детей) –карточка.

IX. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель.

- Вспомните ту цель ,которую вы поставили вначале урока?

-Достигли ее?

- Зачем надо хорошо уметь определять склонение имен существительных?

(ответы детей).

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель.

-Оцените результаты своего труда на уроке.

-Кто хочет показать их? Прокомментируйте.(ладошка одного цвета)

-А сейчас покажем результаты труда всего класса.

-(на доске появляется круг из ладошек: красные-все получилось, зеленые -нужно еще постараться, синие -предстоит много трудиться.)

- С каким настроением заканчиваем урок?

X. Информация о домашнем задании. ( Слайд №9).

1.Правило выучить.

2. а) стр. 30, упр.2    

б)  из стихотворения « Привет» С.   Дрожжина      выписать все существительные и определить склонение.

в) сочинить сказку о склонениях.

-Спасибо за урок! ( Слайд №10).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку на тему : "Склонение имен существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Овощевод

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 995 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.09.2020 133
    • DOCX 71.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Синицына Людмила Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Синицына Людмила Алексеевна
    Синицына Людмила Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84567
    • Всего материалов: 220

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 48 регионов

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 254 человека из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История архитектуры: от классицизма до конструктивизма

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе