Технологическая
карта урока русского языка
по
теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС
Класс:
2 класс
УМК
" Школа России"
Предмет:
русский язык
Учебник:
«Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»
Тема
урока: Однокоренные слова
Цель:
Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных,
коммуникативных, креативных) через реализацию монопроекта по теме:
«Однокоренные слова»
1.Учебные
задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование
уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые
решения;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости;
-развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на
достижение метапредметных результатов обучения:
-
развитие умения работать с информацией;
-
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
(т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое
знание на основе имеющегося опыта);
-
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
-
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего,
анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
-
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные
УУД)
-
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою
точку зрения и аргументировать ее;
-
формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава
на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
-
формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме
интерактивного обучения;
-
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей,
информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров,
источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых
карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на
достижение предметных результатов обучения:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение
первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями
правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование
(создание
информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
-
Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для
эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);
-
Учебник:
«Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
-
Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
-
Ноутбуки для индивидуальной и парной работы;
-
Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Список используемой литературы:
1.
«Русский
язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
2.
«Русский
язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
М.:Просвещение, 2011
3.
«Русский
язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П.
Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
4.
«Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная
школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
5.
«Планируемые
результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,
М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Оценка
достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю.
Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго
поколения
6.
«Проектные
задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.:
Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
7.
«Веселая
грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
8.
«Учимся
играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
9.
«Толковый
словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
10.
«Сборник
диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение,
2011
Ход урока.
Этап
урока
|
Цель
|
Содержание взаимодействия с учащимися
|
Методы
и приемы работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный
(1 мин.)
|
Проверка
готовности обучающихся, их настроя на работу
|
Ну-ка,
всё проверь дружок,
Ты готов
начать урок?
Всё ль
на месте,
Всё ль в
порядке,
Ручка,
книжка и тетрадь?
Все ли
правильно сидят?
Все ль
внимательно глядят?
Каждый
хочет получать
Только
лишь оценку «пять»?
|
–
|
Приветствует
обучающихся, проверяет их готовность к уроку
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Регулятивные:
-нацеливание
на успешную деятельность.
Личностные:
-
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание
проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование
умения слушать и слышать.
|
Выход
на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Словарно-орфографическая
работа.
(7 мин.)
|
Подведение
детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана
работы
|
На
доске написаны слова
круж…во
..рех
р…
цепт
м…
нета
н…
деля
леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные
буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов
по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно
запомнить.)
|
Наблюдение,
проблемная ситуация. Работа по плану урока
|
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма",
формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план
урока
|
Дописывают на
доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их
написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.
Формулируют тему и задачу урока
|
Регулятивные:
-
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
-
постановка и решение проблемы;
Личностные:
-
развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение
ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
|
Минутка
чистописания.
(5 мин.)
|
Выход на
тему урока
|
1)
– Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что
заметили? (Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. (Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова корень.
– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово
многозначное.)
|
Наблюдение.
|
Указывает
объект наблюдения
|
Выполняют
упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания
|
Регулятивные:
-
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
-
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми;
|
Работа
над темой.
(11 мин)
|
Подведение
детей к самостоятельному выводу
|
Какое
отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем будем говорить сегодня на уроке?
Запись на доске:
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.
Где
слова родные (однокоренные)?
|
Наблюдение,
работа с текстом (сравнение)
|
Организует
подводящий диалог, уточняет правило
|
Записывают
однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре,
делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.
|
Регулятивные:
-
предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
Познавательные:
- выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Личностные:
-
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание,
желание узнать больше.
- знание
основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения,
взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
|
Проверка
понимания способа действия.
|
Коллективное
выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова.
(Как-то
много лет назад
Посадили
дивный сад
Не был
этот сад фруктовым
Был он
только словом.
Это
слово, слово – корень
Разрастаться
стало вскоре
И плоды
нам принесло –
Стало
много новым слов.
Вот из
сада вам рассада.
Вот ещё посадки
рядом.
А вот садовод
Иль садовник
к нам идёт.
Очень –
очень интересно
Погулять
в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
-
Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных
словах чаще всего пишутся одинаково)
|
Доказатель-ство
|
Дает
образец короткого доказательства
|
Объясняют
написания слов, делают выводы.
|
Познавательные:
-
выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
-
составление плана и последовательности действий.
|
Первичное
закрепление нового материала
(7 мин.)
|
Развитие
умения распозна-вать и подбирать однокоренные слова,
|
На
листах Игра «Выбери пару». (Приложение
1)
Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова? (работа на нетбуках с
использованием локальной сети)
|
Самостоя-тельная
работа, рефлексия, контроль, работа на нетбуке
|
Проводит
инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
|
По
очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у
доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию
|
Регулятивные:
-
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление
предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
Познавательные:
- поиск
и выделение необходимой информации, применение методов информационного
поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
-
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
-
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный
выбор;
Коммуникативные:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
|
Выявление
однокоренных слов
|
Испугались
медвежонка
Ёж с
ежихой и ежонком,
Чиж с
чижихой и чижонком,
Стриж с
стрижихой и
стрижонком.
Разбежались
кто куда,
Приведи-ка
их сюда!
|
Работа
с учебником (№85, стр 53)
|
Помещает
слова
на доску
|
Читают
хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы
|
Регулятивные:
-
умение адекватно воспринимать оценки;
Познавательные:
-
построение логической цепи рассуждений;
Личностные:
-
формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
-
управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
-
владение монологической и диалогической формами речи родного языка.
|
Психофизическая
тренировка
(1 мин.)
|
Релаксация
|
Ребята повернитесь лицом друг к другу.
Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями.
Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы
почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов
своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё
больше.
|
Работа в
парах
|
Организация
психофизической тренировки
|
Выполняют
упражнение для релаксации
|
Коммуникативные:
- умение
работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
|
Гимнастика для глаз.
(1
мин.)
|
Снятие
усталости с глаз
|
Мульдимедийная презентация
|
Просмотр
презентации
|
Организует
выполнение гимнастики для глаз
|
Выполняют
гимнастику для глаз по упражнениям презентации
|
|
Самопроверка
(3 мин.)
|
|
Игра
«Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
У меня
встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит
неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.
Слова
для справок: часовщик, час, часовая, часики.
|
Игра
«Редактор», Диктовка, самопровер-
ка,
самооценка
|
Диктует
слова
|
Производят
предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями
на доске, ставят констатирующую оценку
|
Коммуникативные:
-
умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия,
распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;
Познавательные:
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Личностные:
-
ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- умение
выделить нравственный аспект поведения;
-
готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение
взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование
установки на поиск способов разрешения трудностей.
|
Подведение
итогов
(2 мин.)
|
Соотнесение
поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания,
постановка дальнейших целей
|
Игра
«Суета».
Больной,
больница, большой.
Путь,
дорога, путник.
Вода,
река, водяной.
Часовщик,
час, часть.
Работа с
использованием локальной сети.
|
Рефлексия,
контроль, интерактивная игра «Суета»
|
Задает
вопросы
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется
на следующие уроки
|
Проговаривают
по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают
предположения
|
Регулятивные:
-
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные:
- выбор
наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий;
-
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;
Личностные:
-
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных
ценностей;
Коммуникативные:
- умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников.
|
Этап
разъяснения домашнего задания
(1 мин.)
|
Обеспечение
понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
|
-
Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных
словах.
Л…ска,
л…сонька, л…са!
Ты в
каких живешь лесах?
Л…сий
хвост замел следы.
Где
л…сичка? Видел ты?
|
Работа с
учебником №90, стр 55
|
Проводит
разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает
конструктивные задания
|
Записывают
задание на дом, задают вопросы
|
Регулятивные:
-
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно
усвоить, осознания качества и уровня усвоения;
Познавательные:
-
преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и
поставленной учебной целью.
-
самостоятельное формулирование познавательной цели;
-
построение логической цепи рассуждений;
-
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера;
Коммуникативные:
-
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
- умение
слушать и вступать в диалог;
|
Заключительный
этап и рефлексия.
КОД
(контрольно-оценочная деятельность)
(1 мин.)
|
Обеспечение позитивного настроя на
получение знаний
|
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем
пригодились!
Работа с
листом самооценки,
и
«Волшебными линеечками»
Г.
Цукермана, «лесенками продвижений»
|
Рефлексия,
КОД
|
Обеспечивает
положитель
ную
реакцию учащихся на уроке русского языка
|
Получают
позитивный настрой от урока
|
Регулятивные:
-
оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными
учебными действиями;
-
осуществлять итоговый контроль
Личностные:
-
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень
самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение
строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми.
-
проявлять активность в деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.