+Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Уроки начальной школыБиблиотекаКонспект урока по русскому языку 1 класс по теме" Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?

Конспект урока по русскому языку 1 класс по теме" Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?

Урок русского языка

Слова, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Цели и задачи:

формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?;

упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные;

привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие уч-ся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме;

развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Ход урока

  1. Орг. Момент

Учитель:

Прислушайтесь к слову,

Приглядитесь к нему,

Проникните в его тайну.

- Сегодня на уроке мы проникнем еще в одну тайну русского языка.

( Слайд1)

  1. Введение в тему

( Слайд 2)

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра « Собери слово» ( Слайд 3)

На табличках записаны слова на доске

О,К,Т С,Л,И,А Н,К,И,О Т,О,Ч

- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.

( На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

Физкультминутка для мелкой моторики рук

Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

Я катаю мой орех

Чтобы стал круглее всех.

Запись на доске и в тетрадях учеников.

Кто? Что?

Кони сила

Кот кино

Лиса ток

  1. Работа в парах ( отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

(Слайд 4,5)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик – что? Называть слова нужно с вопросами.( По времени 1-2 мин.) по окончанию одна пара у доски – проверка.

- Что означают слова, которые вы назвали? ( предметы)

Одни предметы живые, а другие нет. ( На слайде разделить на 2 группы)

  1. Создание проблемной ситуации.

Межпредметная связь. ( С литературным чтением)

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)

- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)

- Кто написал это произведение? ( Носов)

- Назови друзей Незнайки.

( Слайд 6)

( показываю книгу, рекомендую прочитать)

( Слайд 7)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значение всех ли слов вам понятны?

( На доске запись)

Пончик мой голодный друг

Съел все пончики вокруг

- Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? ( обсуждение).

( Слайд 8)

( Работа над толковым словарем)

- Почему слова в каждой паре звучат одинакова, а записаны по разному?

- Зависит ли вопрос от значения слова?

Вывод:

Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает.

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? ( что?). Почему?

- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? ( кто?). Почему?

- Что обозначают эти слова? ( предметы)

5. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

( На доске появляется тема урока)

  1. Физкультминутка.

( Слайд 9)

  1. Изучение нового материала

Работа по учебнику

( Слайд 10)

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком ( жужжащее чтение)

- Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

1. Учитель вошел в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3. Дежурный поливает цветок.

4. Дети собирают ягоды.

5. Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

- Есть ли среди слов словарные? Назови их.

( Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.)

Работа над многозначностью слова класс

Класс – 1) коллектив детей, учеников. 2) помещение, комната, где учатся дети.

Словарная работа – работа в парах

Среди слов встретилось новое словарное слово. Какое? (дежурный)

- Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

( Слайд 11)

Дежурный – такой человек, который несет дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

- Кто у нас сегодня дежурный?

- А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова.

Слова дежурный пришло к нам при царе Петре 1 ( на слайде фото) из французского языка

Выражение « де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;

- Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

- Какую гласную нужно запомнить?

- Составим и запишем гнездо родственных слов

Дежурство, дежурный, дежурить

( Запись в тетради, постановка ударения, выделения орфограмм, корня)

- Часто в речи вы слышите такие выражения:

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо ( заранее приготовленное блюдо)

Дежурная больница ( работающая круглосуточно по очереди)

- Запиши предложения из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

- Найди и подчеркни главные члены предложения.

7. Закрепление изученного материала.

- А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

Дифференцированная работа

Самостоятельная работа по карточкам

( Слайд 12)

8. Подведение итогов

- Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

- Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Обозначают……………( предметы)

- Одушевленные предметы отвечают……………….( кто)

- Неодушевленные предметы отвечают …………….(что)

- Прежде чем задать вопрос узнай, что……………( обозначает слово)

- Задайте вопросы к словам зайчики, и объясните свой выбор.

( слайд 13)

- В конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы………

9. Рефлексия.

- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.

Автор
Дата добавления
Раздел
Подраздел
Просмотров
14
Номер материала
9438
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.