Урок русского языка
Слова, отвечающие на вопросы: Кто?
Что?
Цели
и задачи:
формировать умения распознавать слова, отвечающие на
вопросы кто? Что?;
упражнять в умении классифицировать
существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные –
неодушевленные;
привлечь внимание детей к многообразию значения
слов, ориентировать на речевое развитие уч-ся, обогащение их активного словаря
понятиями и терминами по теме;
развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую
зоркость;
воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища,
интерес к учению, любовь к родному языку.
Ход урока
1.
Орг.
Момент
Учитель:
Прислушайтесь к слову,
Приглядитесь к нему,
Проникните в его тайну.
- Сегодня на уроке мы проникнем еще в
одну тайну русского языка.
( Слайд1)
2.
Введение
в тему
( Слайд 2)
Мир слов, в котором мы живем, полон
загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.
Упражнение в умении классифицировать
существительные
Игра « Собери слово» ( Слайд 3)
На табличках записаны слова на доске
О,К,Т
С,Л,И,А Н,К,И,О Т,О,Ч
- Какие слова можно составить,
используя эти буквы? Составьте слова.
( На карточках по мере составления
появляются слова)
Кот, ток, кто, лиса, сила, кино,
кони, что.
Физкультминутка для мелкой моторики рук
Ребенок катает грецкий орех между
ладонями, приговаривая:
Я катаю мой орех
Чтобы стал круглее всех.
Запись на доске и в тетрадях учеников.
Кто?
Что?
Кони сила
Кот кино
Лиса ток
3.
Работа
в парах ( отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)
(Слайд 4,5)
Пусть
один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик –
что? Называть слова нужно с вопросами.( По времени 1-2 мин.) по окончанию одна
пара у доски – проверка.
-
Что означают слова, которые вы назвали? ( предметы)
Одни
предметы живые, а другие нет. ( На слайде разделить на 2 группы)
4.
Создание
проблемной ситуации.
Межпредметная
связь. ( С литературным чтением)
-
Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? (
Незнайка)
-
Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)
-
Кто написал это произведение? ( Носов)
-
Назови друзей Незнайки.
(
Слайд 6)
(
показываю книгу, рекомендую прочитать)
(
Слайд 7)
Посмотрите,
Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали.
Он хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?
Вы
пытаетесь помочь, а значение всех ли слов вам понятны?
(
На доске запись)
Пончик
мой голодный друг
Съел
все пончики вокруг
-
Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? ( обсуждение).
(
Слайд 8)
(
Работа над толковым словарем)
-
Почему слова в каждой паре звучат одинакова, а записаны по разному?
-
Зависит ли вопрос от значения слова?
Вывод:
Для
того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает.
-
На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? ( что?). Почему?
-
На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? ( кто?). Почему?
-
Что обозначают эти слова? ( предметы)
5.
Сообщение темы и цели урока.
-
Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(
На доске появляется тема урока)
5.
Физкультминутка.
(
Слайд 9)
6.
Изучение
нового материала
Работа
по учебнику
(
Слайд 10)
Сравнение
выводов с правилом в учебнике.
Чтение
правила каждым ребенком ( жужжащее чтение)
-
Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.
1.
Учитель вошел в класс.
2.
Рыжий кот спал под столом.
3.
Дежурный поливает цветок.
4.
Дети собирают ягоды.
5.
Костя заточил карандаш.
-
Прочитайте предложения.
-
Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.
-
Есть ли среди слов словарные? Назови их.
(
Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.)
Работа
над многозначностью слова класс
Класс
– 1) коллектив детей, учеников. 2) помещение, комната, где учатся дети.
Словарная
работа – работа в парах
Среди
слов встретилось новое словарное слово. Какое? (дежурный)
-
Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?
(
Слайд 11)
Дежурный
– такой человек, который несет дежурство, выполняет в порядке очереди
какие-нибудь обязанности.
-
Кто у нас сегодня дежурный?
- А
вы знаете, откуда появилось это слово?
Из
истории происхождения слова.
Слова
дежурный пришло к нам при царе Петре 1 ( на слайде фото) из французского языка
Выражение
« де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;
-
Поставьте
ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?
- Какую гласную нужно
запомнить?
- Составим и запишем гнездо
родственных слов
Дежурство,
дежурный, дежурить
(
Запись в тетради, постановка ударения, выделения орфограмм, корня)
-
Часто в речи вы слышите такие выражения:
Разбор
крылатых выражений
Дежурное
блюдо ( заранее приготовленное блюдо)
Дежурная
больница ( работающая круглосуточно по очереди)
-
Запиши предложения из упражнения с новым словарным словом.
Дежурный
поливает цветок.
-
Найди и подчеркни главные члены предложения.
7.
Закрепление изученного материала.
- А
теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.
Дифференцированная
работа
Самостоятельная
работа по карточкам
(
Слайд 12)
8.
Подведение итогов
-
Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?
-
Закончи предложения:
-
Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Обозначают……………( предметы)
-
Одушевленные предметы отвечают……………….( кто)
-
Неодушевленные предметы отвечают …………….(что)
-
Прежде чем задать вопрос узнай, что……………( обозначает слово)
-
Задайте вопросы к словам зайчики, и объясните свой выбор.
(
слайд 13)
- В
конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать,
произнести его вы………
9.
Рефлексия.
- У
вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться
после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.