Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку 1 класс по теме" Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?

Конспект урока по русскому языку 1 класс по теме" Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?

Скачать материал

Урок  русского  языка

Слова, отвечающие на вопросы:  Кто? Что?

 

Цели и задачи:

формировать умения распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? Что?;

 

      упражнять в умении классифицировать существительные по разным признакам: односложные – многосложные, одушевленные – неодушевленные;

 

       привлечь внимание детей к многообразию значения слов, ориентировать на речевое развитие уч-ся, обогащение их активного словаря понятиями и терминами по теме;

 

 развивать речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;

 воспитывать сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

 

Ход урока

1.     Орг. Момент

Учитель:

Прислушайтесь к слову,

Приглядитесь к нему,

Проникните в его тайну.

- Сегодня на уроке мы проникнем еще в одну тайну русского языка.

( Слайд1)

2.     Введение в тему

( Слайд 2)

Мир слов, в котором мы живем, полон загадок. Но самым волнующим вопросом всегда будет вопрос о происхождении слов.

Упражнение в умении классифицировать существительные

Игра « Собери слово» ( Слайд 3)

На табличках записаны слова на доске

 

О,К,Т                             С,Л,И,А                         Н,К,И,О               Т,О,Ч

- Какие слова можно составить, используя эти буквы? Составьте слова.

( На карточках по мере составления появляются слова)

Кот, ток, кто, лиса, сила, кино, кони, что.

            Физкультминутка для мелкой моторики рук

            Ребенок катает грецкий орех между ладонями, приговаривая:

            Я катаю мой орех

            Чтобы стал круглее всех.

            Запись на доске и в тетрадях учеников.

                          Кто?                                          Что?

                          Кони                                          сила

                          Кот                                             кино

                          Лиса                                          ток

3.     Работа в парах ( отработка умения задавать вопросы к словам – предметам по картинкам)

(Слайд 4,5)

Пусть один из вас назовет слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой ученик – что? Называть слова нужно с вопросами.( По времени 1-2 мин.) по окончанию одна пара у доски – проверка.

- Что означают слова, которые вы назвали? ( предметы)

Одни предметы живые, а другие нет. ( На слайде разделить на 2 группы)

4.     Создание проблемной ситуации.

Межпредметная связь. ( С литературным чтением)

- Ребята, а какой сказочный герой нам встретился среди одушевленных предметов? ( Незнайка)

- Из какой он сказки? ( Приключения Незнайки и его друзей)

- Кто написал это произведение? ( Носов)

- Назови друзей Незнайки.

( Слайд 6)

( показываю книгу, рекомендую прочитать)

( Слайд 7)

Посмотрите, Незнайка отправил в редакцию газеты свои материалы, а их опять не напечатали. Он хочет стать поэтом, а с какой буквы записать слова не знает. Поможем ему?

Вы пытаетесь помочь, а значение всех ли слов вам понятны?

( На доске запись)

Пончик мой голодный друг

Съел все пончики вокруг

- Как Пончик может съесть пончик, это возможно или нет? ( обсуждение).

   ( Слайд  8)

( Работа над толковым словарем)

- Почему слова в каждой паре звучат одинакова, а записаны по разному?

- Зависит ли вопрос от значения слова?

Вывод:

Для того чтобы правильно задать вопрос к слову нужно знать, что оно обозначает.

- На какой вопрос отвечают слова 1 столбика? ( что?). Почему?

- На какой вопрос отвечают слова 2 столбика? ( кто?). Почему?

- Что обозначают эти слова? ( предметы)

5.  Сообщение темы и цели урока.

- Ребята попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

( На доске появляется тема урока)

5.     Физкультминутка.

( Слайд 9)

6.     Изучение нового материала

Работа по учебнику

( Слайд 10)

Сравнение выводов с правилом в учебнике.

Чтение правила каждым ребенком ( жужжащее чтение)

- Кто запомнил, может повторить и привести свои примеры.

1. Учитель вошел в класс.

2. Рыжий кот спал под столом.

3. Дежурный поливает цветок.

4. Дети собирают ягоды.

5. Костя заточил карандаш.

- Прочитайте предложения.

- Назовите слова предметов, которые встретились в предложениях.

- Есть ли среди слов словарные? Назови их.

( Учитель, класс, ягода, карандаш, дежурный.)

Работа над многозначностью слова                         класс

Класс – 1) коллектив детей, учеников.   2) помещение, комната, где учатся дети.

Словарная работа – работа в парах

Среди слов встретилось новое словарное слово. Какое? (дежурный)

- Кого мы называем дежурным? Кто у нас дежурный?

( Слайд 11)

Дежурный – такой человек, который несет дежурство, выполняет в порядке очереди какие-нибудь обязанности.

- Кто у нас сегодня дежурный?

- А вы знаете, откуда появилось это слово?

Из истории происхождения слова.

Слова дежурный  пришло к нам при царе Петре 1 ( на слайде фото) из французского языка

Выражение « де жур» - обозначает отношение к сегодняшнему дню;    

- Поставьте ударение в этом слове. Какая орфограмма опасна?

- Какую гласную нужно запомнить?

- Составим и запишем гнездо родственных слов

Дежурство, дежурный, дежурить

( Запись в тетради, постановка ударения, выделения орфограмм, корня)

- Часто в речи вы слышите такие выражения:

Разбор крылатых выражений

Дежурное блюдо ( заранее приготовленное блюдо)

Дежурная больница ( работающая круглосуточно по очереди)

- Запиши предложения из упражнения с новым словарным словом.

Дежурный поливает цветок.

- Найди и подчеркни главные члены предложения.

7. Закрепление изученного материала.

- А теперь настало время проверить, как вы усвоили новую тему.

Дифференцированная работа

Самостоятельная работа по карточкам

( Слайд 12)

8. Подведение итогов

- Вспомните тему урока. Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

- Закончи предложения:

- Слова, отвечающие на вопрос Кто? Что? Обозначают……………( предметы)

- Одушевленные предметы отвечают……………….( кто)

- Неодушевленные предметы отвечают …………….(что)

- Прежде чем задать вопрос узнай, что……………( обозначает слово)

- Задайте вопросы к словам зайчики, и объясните свой выбор.

( слайд 13)

- В конце урока очень хочется вспомнить начало нашего урока, прежде чем написать, произнести его вы………

 

 

9. Рефлексия.

- У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустит или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу.

 

                          

 

 

          

 

             

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку 1 класс по теме" Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 711 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.11.2020 146
    • DOCX 44 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Федосеева Светлана Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Федосеева Светлана Алексеевна
    Федосеева Светлана Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72589
    • Всего материалов: 218

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 250 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 269 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 592 человека

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»