Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных"

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных"

Скачать материал

Технологическая карта урока

Автор урока

Семёнова И,В.

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ с УИОП  №38»

Образовательная программа по предмету

В.П.Канакина«Русский язык 2 класс». М: Просвещение. УМК «Школа России»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Описание урока

Тема

Единственное и множественное число имён существительных

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Вид урока

Комбинированный

Цель урока

Дать понятие об изменении имён существительных по числам

Задачи урока

создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам;

формировать умения определять число имён существительных;

развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные цели

Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки, сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные:

научатся:

определять число имён существительных;

употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Метапредметные:

научатся:

осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию;

самостоятельно  формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;

оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Формируемые УУД

Личностные УУД: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение   данной темы; развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные УУД:  умение формулировать тему урока, наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:  умение совместно договариваться о правилах работы в паре, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Познавательные УУД:  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Методы и формы обучения

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная работа

Образовательные технологии

Игровая технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – окружающий мир

Оборудование

Авторская презентация, мультимедийный проектор.

 

Урок русского языка в 2 классе                          

Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных.

 

Цель: создать условия для знакомства с  понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать  развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности.

 

Проблема (идея) урока: имена существительные изменяются по числам.

 Задачи:

- дать понятие об изменении имён существительных по числам.

 научить определять число имён существительных.

- использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

- развивать коммуникативные способности.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

 -  дать понятие об изменении имён существительных по числам.

- учить определять число имён существительных.

Метапредметные:

Познавательные: 

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;   проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение, делать выводы  и обобщения.

Коммуникативные:

-высказывать свою точку зрения, слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Технологии, методы: работа в парах,  динамическая пауза.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки, кроссворд, смайлики

 

 

 

 

 

Ход урока:

1. Орг.момент:

-Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

Подтянитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Мы начать урок готовы,

  Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

2. Минутка чистописания

- Запишите число 4 марта. Классная работа.

- У вас на парте карточки. На  карточках таблица.  Прочитайте буквы.

   А

  Б

   К

  У

   Ф

   И

   Р

 Д

   О

  Ё

  Г

Ю

   Ы

  Т

   В

  С

   П

 Ё

   Ш

 Э

   Ж

  Е

   Я

 З

 

- Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.

- Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

- Зачеркните   буквы, обозначающие парные звонкие и глухие  согласные  звуки.

- Какая буква у вас осталась?

-Какие звуки обозначает буква  эр?

 Записываем буку Рр.

3. Словарная работа  (словарный диктант)

- Угадай-ка. Отгадать и записать  слова, вставить гласную букву, подчеркнуть Спишите 

- Проверим  и  оценим  свою работу!

Ягода, фамилия, отец, город, Россия, берёза, Москва, товарищ.

- Что объединяет эти слова?

-Какой частью речи  являются?

- Что вы знаете об имени существительном ?

- На какие группы разделим слова? (Одуш и неодуш, собственные, нарицат.)

4.Самоопределение  к  деятельности  

У вас на столах оценочные листы.

Ф.И.

«Я  знаю, я умею, я могу!»

Мои  результаты:

начало

урока

конец

урока

1

Я знаю, что такое имена существительные.

 

 

2

Я умею находить существительные среди других слов.

 

 

3

Я знаю ,что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

 

 

4

Я знаю, что  имена существительные бывают собственные и нарицательные.

 

 

5

Я смогу различить собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

6

Я знаю, что имена существительные  бывают единственного и множественного числа.

 

 

7

Я умею  определять число имён существительных.

 

 

- Оценивание  происходит  с помощью знаков +, - .

- Кто всё знает , умеет, может поделиться своими знаниями  - ставит +,

       - Кто не всё знает , не всё умеет, не может поделиться своими знаниями   ставит

- У кого возникло затруднение?

- У кого есть - ?

-У нас есть проблема ! Мы не все  смогли ответить на 6,7 вопрос. Т.к. мы не прошли эти темы.

 Чтобы узнать тему урока, вы должны отгадать кроссворд .Работа в паре. Вспомним, как нужно работать в паре.

5.    Постановка учебной задачи.

-Вспомним правила работы в паре.

Кроссворд в загадках

 

 

3 х

 

 

1 р

 

л

 

5 к

 

 

 

ы

2 л

е

о

6о

7с

 

б

а

б

4 у

ш

к

а

 

а

м

 

с

к

н

х

 

 

 

п

ы

а

о

а

 

 

 

а

 

р

 

 

1. Приманку сорвала

И, не сказав «спасибо»,

Куда-то уплыла, Невежливая... (рыба.)

 

2. Эта вещь тебе знакома –

Прогоняет ночь из дома. (Лампа.)

 

3. Он на вид такой простой,

А нет его - и стол пустой. (Хлеб.)

 

4. Есть у дедушки и кошки,

Есть у рака и жука.

Что? Подумай-ка немножко

И ответь наверняка. (Усы.)

 

5. Круглый год в пушистой шубе,

Остры когти, крепки зубы.

Ходит в доме как хозяйка.

Кто? Попробуй, угадай-ка! (Кошка.)

 

6. В дома пускает только свет,

А жару и холод - нет! (Окно.)

 

7. Белый камень в воду канет.

Камня нет, а сладко станет. (Сахар.)

 

Какой части речи отгадки? (Сущ.)

-Какое слово отличается от других?

-Сколько предметов обозначают  слова ,один или много? (один)

-Какое слово показывает много предметов ? (УСЫ)

 

-Кто догадался, чем же сегодня мы будем заниматься на уроке?

-Кто сформулирует тему урока?

Тема  урока:  «Единственное и множественное число имен существительных.»

Цель урока : Познакомимся с именами  существительными  в единственном и  во множественном числе 

 

Задачи:

-Чему мы научимся сегодня?

  - определять число имен существительных;

   - употреблять в речи единственное и множественное число имен существительных.

    - изменять имена существительные по числам.

    - добывать новые знания;

   -планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей.

6. Этап усвоение новых знаний.

Работа с наглядным материалом (картинками с изображением одного или нескольких предметов)

green-one.jpg (500×352)   

- Назовите предметы, которые изображены на картинках.

- Вы  встречали  подобные  картинки  на уроках  математики  ещё в 1 классе. У вас уже есть опыт по этой теме .Вспомните.

- Поделитесь своими знаниями со мной!

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное ,  которое обозначает один  предмет?

- Как вы думаете, в каком числе будет существительное ,  которое обозначает несколько  предметов?

- Можете отличить имена существительные в единственном и множественном числе? Как? (Наводящий вопрос: Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? Множественном?)

-Как вы думаете может ли одно и то же слово быть и единственного и множественного числа?

 - Да , одно и то же слово может называть как несколько , так и один предмет.

Сокращенно  единственное и множественное число будем  обозначать  ед. ч., мн. ч. и подписывать простым карандашом.

7.Первичное закрепление. (Устно)

Образуйте имена существительные во множ. числе

ёрш- ерши

чиж - чижи

малыш - малыши

стриж - стрижи

рукав - рукава

8. Работа с учебником (чтение правила с.61)

у.105,с.61 устно

9.  Физм-ка.

10.  Дифференцир.раб. по карточкам

Карточка №1

Напиши сущ. В 2 столбика . В 1 ст им сущ в ед.ч. Во 2 сто сущ во мн.ч.

Ребенок, книги,  озеро, лестница, камыши, река, ключи, сосны, земляника, снег, яблоки.

Карточка №2

Выписать все одушевлённые слова в единственном числе и изменить форму числа у существ. Вставить пропущенные буквы.

(За.ц, вор.бей, м.дведь, кор.ва, лош.дь, с.бака, кур.ца, дев.чка.)

 

Карточка №3

Определи число имен существительных. Подбери однокоренные слова. Выдели корень.

сад - _____________________________________________

мороз - _____________________________________________

моряк - ______________________________________________

 

                Прочитай имена существительные. Попробуй образовать от них форму единственного числа. Ножницы, клещи,  коньки, брюки.

Прочитай имена существительные. Попробуй образовать от них форму множественного числа. Сахар, грусть, соль, молоко.

 

В русском языке есть имена сущ-е, которые употребляются только в ед.ч. ,или только во множеств. числе. Об этом подробно будем говорить на следующем уроке.

 

11. Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна».

Биография Левитана.

Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 г. в литовском городке Кибартае в еврейской семье. Отец был мелким служащим в городском управлении. Вскоре после рождения младшего сына семья переехала в Москву. В 13 лет Исаака приняли в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.

-Как вы думаете, как называется картина? Почему?

Задумываясь над сюжетом полотна, приходят на ум строки Тютчева Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

 

- Какие цвета преобладают?  (Холодные: синие, голубые,коричневые)

- Что самое яркое в картине?

-Какие слова и выражения можно использовать для описания прихода весны?

- Какие слова и выражения можно использовать при описании деревьев?

Рассмотрев внимательно детали, мы видим, что скоро наступит весна. И в ожидании этого события природа постепенно начинает пробуждаться. И в этом есть своя красота и очарование. Наблюдая за происходящим, мы провожаем красавицу зиму и встречаем милую девицу – весну.

Самый верх картины, это темно-синее небо, которое затянуто черными тучами.  Не видно даже и луча солнца. По небу растянуты черные тучки не больших размеров.

 Середина холста – это холмы, на которых растут деревья. А на горизонте виднеется парочку высоких сосен. Пока деревья ещё голы и мрачны. Небо с тёмными облаками. Снег ещё белый, но скоро он весь потемнеет и уйдёт в поля..

Чуть ниже, мы видим очень темную реку, в которой отражаются силуэты деревьев. Талый снег и весенний дождь переполняют ее, и она немного выходит из своих берегов. Она разошлась на два русла и прокладывает свой новый путь. Вода  еще не голубая, а холодная и серая.

Темные, холодные тона передают ощущения холода, но зеленые деревья ели на горизонте, говорят нам о том, что скоро придет весна и долина зацветет яркими красками. Картина с одной стороны грустная из-за мрачных красок. С другой стороны, такой пейзаж - предвестник весны. Скоро появится первая зелень и снег и вот этот серости уже никто не вспомнит.

 

План

1.     Весна пришла.

2.     Весенний разлив.

3.     Весна вступает в права ( небо, солнце, воздух, деревья).

4.     Моё отношение к картине.

 

Составление рассказа по картине(  несколько учеников)

12. Кластер.

-Итак, ребята, подытожим знания об имени существительном.

Составим кластер по теме «Имя существительное».

14. Подведение итогов урока.

Снова обратимся к оценочным листам. Оцените ваши знания в конце урока.+ или –

   - О каком признаке имени существительного вы узнали?

   - Все ли вам было понятно?

   - Какое задание вам было интересно выполнять?

   - Оцените свою работу на уроке. (Дети выбирают смайлик желтого, красного или зеленого цвета, оценивая свою работу).

 

15.Домашнее задание. 

 

   Данные имена существительные изменить по числам       

           1 уровень

    Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы.           

2 уровень

 Подобрать подходящие по смыслу им. сущ., изменить число.     

3 уровень

 ГРАЧИ – 

 ЧАЙКИ –

 ВЕРТИШЕЙКА –

 ДРОЗД –

 СТРАУСЫ –

 КОРШУН –

 С..Р..КА – 

 В..Р..НА – 

 Ц..ПЛЯ –    

 ЖУР..ВЛЬ –

 П..ПУГАЙ–

 СКВ..РЕЦ-

 неуклюжий                красногрудые

рыжие                     трусливый

 

16.Выставление оценок.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имен существительных""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Контент-менеджер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 25.04.2020 2212
    • DOCX 579.5 кбайт
    • 64 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дрюма Светлана Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дрюма Светлана Александровна
    Дрюма Светлана Александровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 68119
    • Всего материалов: 203

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2648 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 20 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 16 регионов

Мини-курс

Оказание первой помощи

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 482 человека из 69 регионов

Мини-курс

Мастерство влияния и успешных переговоров

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции