Инфоурок Начальные классы КонспектыУрок "Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц"

Урок "Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц"

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку

по системе общего развития Занкова Л.В

Учебник: Поляковой А.В  3 класс 3 четверть

Тема: Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц

 

Цель: Учить учащихся  правописанию «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук «ц».

 

Задачи:

 

  • Учить видеть проблему, сформулировать её, поставить цель для исследования.
  • Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
  • Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  • Различать звуки (шипящие)
  • Определять ударные и безударные гласные
  • Распознавать существительные как часть речи

 

 

Протокол урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте. Меня зовут Дарья Андреевна. Проверьте, все ли готово к уроку: тетрадь, учебник, ручка, карандаш, резинка

(Перед уроком раздаются карточки с заданием)

 

 

2. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку.

Стукнешь о стенку – и я отскачу. Бросишь на землю – а я подскачу. Я из ладоней в ладошку лечу – Смирно лежать я никак не хочу.

Как вы догадались, что это мяч?

Произнесите слово мяч. Какой звук на конце слова мяч?

Какой это звук?

Какие еще шипящие согласные встретились в загадке?(Если затрудняются ответить, читаю еще раз). (Вывешиваю карточки с буквами Ш, Ч. Ж).

Какого шипящего не хватает. (Если затрудняются ответить привожу пример Щука).

А еще сегодня на уроке нам нужна будет буква Ц (вывешиваю букву)

 

 

 

 

 

 

 

Мяч

 

 

 

 

 

Ч

 

 

Согласный шипящий

 

 

Ш, Ч, Ж

 

 

 

 

 

 

Щ

3. Работа с учебником

А сейчас откройте учебники на стр. 63. упр. 1. Прочитайте первое  стихотворение про себя. Ребята как будем читать первое стихотворение? С каким настроением? А теперь один ученик прочитает  стихотворение вслух. Удалось передать настроение? О чем говорится в стихотворении? Теперь прочитайте про себя второе стихотворение. Ребята как будем читать это стихотворение? С каким настроением?

Ученик  читает  вслух второе стихотворение. О чем говорится в стихотворении? Как вы думаете, что это значит?

А теперь обратите внимание на иллюстрацию. К какому стихотворению она подходит? Почему вы так считаете?

 

Прочитайте задание к упражнению. Что нужно сделать? Откройте тетради, запишите число, классная работа.  Выполните упражнение.

 

После того как дети выполнили упражнение, проверяем. Какие существительные 2 склонения вы выписали?

Один ученик зачитывает ответ.

У кого не так?

Давайте сравним ударные и безударные окончания. Выделите окончания. Чем они отличаются?

 

После каких букв стоят эти окончания. Подчеркните их.

 

Сегодня мы будем тренироваться в написании окончаний существительных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если будешь делать упражнения с мячом и скакалкой станешь силачом.

 

 

 

 

 

 

Волк дружит с зайчиком.

 

 

 

 

 

 

Выписать существительные 2 склонения в Т.п

 

 

 

 

 

 

 

 

Мячом,Силачом,Зайцем

 

 

 

 

В ударных окончаниях пишем 0, в безударных е

 

Ч, Ч,Ц

4.

Откройте учебники на стр. 64№395

Читаем про себя. Затем один ученик читает словосочетания вслух.

Какое задание нужно выполнить? Ученик читает.

Прочитайте первое словосочетание. Назовите существительное. Запишем это существительное. Определите ударное или безударное окончание? Обозначьте ударение. Это словосочетание будет в левом столбике.

Читаем второе словосочетание. Назовите существительное.

Существительное стоит с предлогом, значит, будем записывать  с предлогом. Определите ударное или безударное окончание? Обозначьте ударение. В какой столбик запишем?

 

Обрати внимание, какая буква стоит после  шипящих в ударных окончаниях, какая – в безударных. Далее самостоятельно

Кто не закончил? Давайте проверять. Прочитайте существительные с ударными окончаниями.

 

 

 

 

 

Какая гласная буква во всех окончаниях? После каких согласных в ударных окончаниях пишется О?

 

Прочитайте существительные с безударными окончаниями.

 

 

 

Какая гласная во всех окончаниях?. После каких согласных в безударных окончаниях пишется Е

 

 

У кого не так?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мячом

 

 

Ударное

 

 

 

 

 

Крышей

 

 

 

 

Безударное

 

Во второй

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 столбик: играл с мячом, сидел над чертежом, выложил кирпичом.

 

О

 

 

Ч, Ж,Ч

 

2 столбик: стоял под крышей. Затянуло тучей, зашел за Мишей, спорил с Наташей, ходио с товарищем

 

Е

 

Ш, Ч.Щ

5. Работа по карточкам

Продолжим работу по теме урока. Посмотрите на карточки. Прочитайте про себя ( Затем один Ученик читает всем).

Прикинулся овцой, сад перед больницей, мешок с пшеницей, следил за птицей.

 

 В какой части слова выделены буквы О и Е?

Ребята, а теперь на карточке поставьте ударение в существительных и выделите окончания.

Кто не готов? Давайте проверять. Читаем словосочетание ставим ударение в существительном, называем окончание. (Читают словосочетания). У кого не так?

 

Мы уже выполнили с вами 2 упражнения, вы что-нибудь заметили особенного в написании окончаний?

Какая буква стоит после Ц в ударном окончании, какая в безударном?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В окончании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О,Е

6. Работа над правилом

Обратимся к правилу на стр. 65. Прочитайте правило про себя. Затем один ученик читает вслух.

Что узнали из правила?

О какой части речи говорится? В какой части слова орфограмма?

После каких букв пишется в окончаниях О и Е?

Что после шипящих и Ц мы пишем в ударном окончании? А в безударном?

Почему мы присоединили букву Ц к шипящим?

(На доске появляется памятка)

 

Прочитайте сведения под правилом. Один ученик читает вслух. О чем говорится в этом сведении?

 

Что изображено на иллюстрации? Почему в слове птицей в окончании пишется е ?

 

 

 

 

 

 

О существительном, в

 

окончании

 

После шипящих Ш,Щ.Ж,Ч и Ц

О

Е

 

Потому что это правило

 

 

 

 

 

 

 

Что это орфограмма. Мы познакомились с новой орфограммой.

 

Безударное окончание

7. Применение полученных знаний на практике

Будем учиться применять это правило.

Упр 398

Читают про себя. Кто понял, что мы будем делать?

 

В тетрадь записываем уже составленные словосочетания. Не забываем ставить ударение и выделять окончания. Начнем вместе…

Записываем 1 словосочетание, раскрывая скобки. Что записали?

Ученик читает 1 словосочетание. Ставим ударение, выделяем окончание. Объясняем орфограмму. Почему в окончании написали Е?

Так же разбираем следующее словосочетание.

Далее работают самостоятельно.

Кто не готов?

Проверяем, объясняя орфограммы.

 

 

 

 

Составлять словосочетания раскрывая скобки

 

 

 

 

 

 

 

Думал над задачей

 

 

 

 

 

В окончании пишем е ,так как без ударения

8. Итоги урока

Что нового узнали? С какой орфограммой познакомились?

Что вызвало затруднение?

Спасибо за урок и за активную работу. Молодцы!

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Правописание О и Е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук Ц""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация ученика 2 класса по литературному чтению на тему "О чём может рассказать школьная библиотека"
  • Учебник: «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
  • Тема: Как хорошо уметь читать
  • 23.05.2017
  • 2811
  • 8
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.05.2017 712
    • DOCX 70.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пуценко Дарья Андреевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пуценко Дарья Андреевна
    Пуценко Дарья Андреевна
    • На сайте: 7 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23650
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по физической культуре у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 15 регионов

Мини-курс

Стратегии B2B маркетинга: от анализа до продаж

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе