Урок окружающего мира на тему « Город на Неве» 2 класс
Цель: познакомить
с достопримечательностями Санкт-Петербурга, планом и гербом города, историей
его основания. прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины.
Планируемые
результаты:
Предметные:
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- соотносить
фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на
карте города;
- рассказывать о
достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или фотографиям;
- отличать герб
Санкт-Петербурга от гербов других городов;
- обсуждать в
группе полученную информацию;
- составлять план
выступления;
- подготовить рассказы
о Санкт-Петербурге, используя дополнительную литературу.
- формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Метапредметные:
- читать и
воспринимать нучно-познавательный текст и свободно ориентироваться в нем,
- овладеть
логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков.
- ставить и
формулировать в сотрудничестве с учителем учебную задачу( целеполагание и
планирование),
- создать алгоритм
деятельности при решении учебной проблемы;
- корректировать
собственную деятельность, вносить изменения в процесс работы с учетом возникших
трудностей и ошибок;
- планировать
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вести учебный
диалог;
Личностные:
- владеть приемами
взаимооценки и самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и
заданному алгоритму работы;
- проявлять интерес
к учебному материалу;
- выражать готовность
к преодолению трудностей в освоении новых знаний.
Методы: обьяснительно – иллюстративный, проблемный диалог, частично – поисковые
методы, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы
организации: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая.
Оснащение:
презентация, компьютер, экран, памятка для работы в группе, раздаточный
материал (разрезные картинки, карта города), карта России, энциклопедический
словарь, листы бумаги, ручки, ватман.
Технологии: здоровьесберегающие, проблемное обучение, ИКТ технологии.
Планируемый
сценарий урока.
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний (возникновение проблемной ситуации)
3. Постановка учебной задачи. (обсуждение затруднений)
4. Открытие нового знания. (работа в группах)
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление. (проверка работы 3-й группы)
7. Самостоятельная работа. (выполнение теста)
8. Рефлексия.
Ход
урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
1.Самоопределение к деятельности
|
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу.
Ведь улыбка и хорошее настроение – это залог успеха в любой работе.
- Расположите строчки стихотворения в нужной
последовательности, и вы узнаете девиз нашего сегодняшнего урока.
- Уважаемые пассажиры! Мы рады приветствовать вас на
борту нашего корабля. Воздушный лайнер «В2» совершит путешествие в один из
городов России. Наш полет будет проходить на уровне 3 этажа. Пристегивать
ремни не обязательно. Командир корабля, Попрыгина Ирина Николаевна, желает
вам приятного полета!
- Перед отправлением решите небольшую математическую
задачку.
Чтобы добраться поездом до города в который мы летим,
потребуется 26 часов. А если лететь самолетом, то на 24 часа меньше. Сколько
часов летит самолет до нашего города?
26-24=2 (ч)
Ответ: самолет летит 2 часа.
|
Приветствуют друг друга, садятся.
Составляют на доске
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
|
Коммуникативные, личностные
|
2.Актуализация знаний
|
- Куда же мы летим? Я прочитаю вам стихотворение, а вы
попробуйте отгадать о каком городе идет речь.
300 лет тому назад
Был заложен этот град
В Невской дельте, средь болот
Здесь рождался русский флот.
- Верно, мы летим в Санкт – Петербург.
Итак, тема нашего урока «Город на Неве» (вывешиваю на
доску)
- Мы снижаемся. Перед вами открывается панорама
красивейшего города мира. (слайд 2) Он стоит на реке Неве. А знаете ли вы,
где находится СПб? Покажите его на карте России.
- Время в полете пролетело быстро, и мы в аэропорту
города СПб.
Знакомство с городом мы начнем с такого задания. У вас
на партах лежит пазл( картинка). Попробуйте её собрать вместе со своим
соседом по парте.
- Что у вас получилось?
- Сравните его с образцом.
- Что такое герб?
|
- Это Санкт – Петербург.
Показывают расположение города на карте.
Дети собирают герб города и сверяют его с эталоном на
экране.
- Герб
-Это символ, отличительный знак. У каждого города есть
свой герб.
|
Познавательные, регулятивные, коммуникативные,
личностные
|
3.Постановка учебной задачи.
|
- Ребята, а что вы хотите узнать про этот город? Какие
у вас возникают вопросы?
- А откуда мы можем узнать ответы на эти вопросы?
|
Дети задают вопросы.
- Из книг, спросить у взрослых, посмотреть в интернете.
|
Регулятивные, коммуникативные, личностные
|
4.Открытие нового знания.
|
- Сейчас мы поработаем в группах.
Прежде чем начать работать, вспомним правила работы в
группе. (вывешиваю на доску памятку)
- Первой группе я даю энциклопедический словарь. Ваша
задача найти и выписать информацию о городе.
- 2 группа. Ваша задача узнать и записать информацию о
СПб в википедии, используя Macrdbook.
- 3 группа. У меня есть картинки с изображением
достопримечательностей разных городов. Выберите и приклейте на ватман те
картинки, которые вы считаете относятся к Санкт – Петербургу.
- Давайте выслушаем какую информацию узнали наши
группы.(1 и 2)
|
Рассаживаемся в группы.
Работа групп 3-5 минут.
Рассказывают полученную информацию.
|
|
5.Физкультминутка
|
|
|
Коммуникативные, личностные
|
6.Первичное закрепление.
|
- Мы начинаем путешествие по городу и проверим работу 3-ей группы. Вы
туристы, а я – ваш экскурсовод. У вас на партах карта Санкт – Петербурга.
Следите по ней за нашим передвижением. Мы начинаем двигаться от Московского
вокзала по Невскому проспекту. Невский проспект – главная улица Санкт –
Петербурга. Все здания здесь имеют одинаковую высоту, хотя имеют различные
сроки постройки. После возведения Зимнего дворца вышел указ 1762 года о том,
что все строящиеся каменные здания не должны быть выше дворца. (к каждой
картинке в коллаже приклеиваю надпись – название)
·
Аничков мост.
Свое название мост получил по фамилии строителя - подполковника-инженера
М. О. Аничкова. Это поистине один из самых знаменитых мостов в
Санкт-Петербурге. А известность Аничкову мосту в основном дала
скульптурная группа «Укротитель коней» П. К. Клодта. Изображение
укрощаемого коня стало одним из символов города.
·
Казанский собор.
На Невском проспекте находится Казанский собор, ставший памятником
победы русского оружия над наполеоновской Францией. Несколько десятилетий
здание занимал Музей религии и атеизма. Сейчас храм возвращен в лоно церкви.
В соборе хранится одна из святынь русского православия – Казанская икона
Божьей Матери. Она была с Кутузовым в походах и на полях сражений, ею
благословляли воинов перед Бородинской битвой.
·
Исакиевский собор.
– Санкт-Петербург, будучи столичным городом, имел
высокую церковную культуру. Представление общего облика Санкт-Петербурга
будет неполным, если не упомянуть о храмах, которые, несомненно, можно
назвать образцами высокохудожественных произведений искусства.
·
Памятник Петру 1
Петр 1 основатель города. В 1782 году на площади Декабристов
(Сенатской площади) был воздвигнут памятник Петру I – первая конная статуя в
Петербурге. В Санкт – Петербурге
несколько памятников Петру I. Одним из символов города Петрова считают именно
этот памятник Петру, поставленный на Сенатской площади по указу императрицы
Екатерины II. Чаще его называют Медный всадник.
·
Кунсткамера.
На Стрелке Васильевского острова находится здание Кунсткамеры –
первого общественного музея. В его основу легли личные коллекции Петра I,
включавшие редкие камни, чучела диковинных зверей, буддийские божества,
анатомические препараты.
·
Дворцовая площадь.
Дворцовая площадь – архитектурная корона Северной столицы России.
·
Зимний дворец.
Свое название Дворцовая площадь получила в середине XVIII века, когда
на берегу Невы возник Зимний дворец – резиденция российских императоров. Ныне
он входит в комплекс Государственного Эрмитажа, состоящий из пяти зданий. Для
хранения быстро разраставшихся богатейших коллекций Екатерина II повелела
возвести новое здание. К Зимнему дворцу был присоединен павильон, получивший
название “Малый Эрмитаж”. Сейчас в Эрмитаже около трех миллионов экспонатов.
·
Александровская колонна.
В центре возвышается Александровская колонна (47,5
м), установленная в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Колонну назвали Александровской, в честь императора Александра I, в
царствование которого была выиграна война.
На верхушке укрепили государственный флаг. Через два
года туда водрузили скульптуру
ангела.
·
Петропавловская крепость.
Санкт-Петербург – один из немногих городов мира с точной датой
рождения: 27 мая 1703 года в дельте Невы на Заячьем острове заложили
крепость, получившую название Санкт – Питер – Бурх (Город Святого Петра.)
Сооружение ее было закончено в небывало короткий срок – всего за четыре
месяца. Каждый день ровно в полдень с бастиона раздается пушечный выстрел.
Раньше так предупреждали жителей города о наводнении. Теперь – это дань
традиции.
- Вот мы и проверили работу 3 группы и насладились красотами города.
- Ребята, этот город не всегда был такой красивый. Во время Великой
Отечественной войны этот город назывался Ленинград. На его жителей выпала
страшная доля – почти 900 дней блокады. Это была самая продолжительная осада
города за всю историю человечества. Был ужасный голод. Все ленинградцы
старались выжить и не дать умереть родному городу. Город выпускал военную
продукцию, работали театры и музеи. Это было необходимо, чтобы доказать
врагу, а главное себе: блокада не убьет город, он продолжает жить!
Блокаду кратко, но ёмко описала Вера Инберг:
Слава тебе, великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
- Санкт – Петербург – это город – герой. В этом году мы отмечаем 70
лет со дня победы. Давайте почтим память всех, кто защищал нас минутой
молчания.
|
Дети слушают и ищут достопримечательности на карте
города, делятся впечатлениями.
|
Познавательные, коммуникативные, личностные
|
7.Самостоятельная работа.
|
- Давайте проверим с помощью теста то, что мы узнали
сегодня на уроке.
- Поднимите зеленый кружок те, кто не допустил ни одной
ошибки.
- Поднимите желтый кружок те, кто допустил 1,2 или 3
ошибки.
|
Выполняют тест, сверяют с ключом.
|
Познавательные, регулятивные, личностные
|
8.Рефлексия.
|
- Мы возвращаемся обратно. Во время полета давайте
поделимся впечатлениями об увиденном на экскурсии.
- Вспомните, что вы хотели узнать о городе? Удалось ли
это сделать?
- Где можно применить полученные вами знания?
- Вы сегодня все замечательно поработали, и за работу я
покажу вам зеленый кружок.
|
Высказывают мнения об увиденном.
Отвечают на вопросы, рассуждают.
|
Регулятивные, коммуникативные, личностные
|
Домашнее задание
|
- Совершите с родителями виртуальную экскурсию с
помощью интернета.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.