Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру на тему" Про воздух" 2 класс (УМК «Школа России»)

Конспект урока по окружающему миру на тему" Про воздух" 2 класс (УМК «Школа России»)

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33»

 

 

 

 

Про воздух

урок по окружающему миру

 2 класс

(УМК «Школа России»)

                                                                                                                                                   Составила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №33 »

Доровик Юлия Сергеевна

 

 

 

г. Бийск

 

Урок:     Окружающий  мир

Класс:   2 « А » класс

Продолжительность урока:  40 минут

Тип урока:     изучение нового материала

Технологии:  технология решения исследовательских задач, технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Раздел:   Природа

 

Тема урока:   «Про воздух»

 

Задачи:

- уточнить представления учащихся о воздухе и его значение для растений, животных, человека;

- показать необходимость охраны воздуха, защиты его от загрязнений.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • понимать значение воздуха в жизни растений, животных, человека;
  • называть источники загрязнения воздуха;
  • иметь представление о мерах по охране воздуха.

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунки, составлять рассказ;
  • анализировать схемы, рассказывать по схеме о загрязнении воздуха;
  • выполнять самопроверку с помощью учебника;
  • устанавливать причинно – следственные связи;
  • делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;
  • сотрудничать со взрослыми: находить дополнительную информацию в справочной литературе.

Личностные:

  • испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды ;
  • эмоционально откликаться на содержание урока.

 

Структура  урока:

1. Мотивация  и целеполагание

2. Актуализация знаний и умений

3. Освоение нового содержания и его применение

4. Выводы и обобщения

5. Контроль и оценка достижений

 

Основные понятия:  воздух, атмосфера, ветер, свойства воздуха,  загрязнение воздуха, охрана воздуха.

 

Межпредметные связи:  русский язык, литературное чтение

 

Ресурсы урока:    

- А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник  2 класс. М.: Просвещение – 2011. Часть 1.

- А. А. Плешаков. Окружающий мир.  Рабочая тетрадь. 2 класс. Часть 1. 

 

Оборудование:   

-  АРМ  учителя,  презентация к уроку;

-  раздаточный материал, энциклопедии, толковые словари;

оборудование для проведения опытов (веер, стакан с водой и трубочки, воздушные шарики, апельсин, полиэтиленовый мешок).


Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1.Мотивация и целеполагание

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности

2 мин.

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать

звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»

-Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

-Я с вами полностью согласна.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

- Вместе с веселой песней и с друзьями мы сегодня отправляемся в путь за новыми знаниями.

Подготовка к работе

 

 

 

 

 

 

 

С друзьями

 

Эмоционально откликаться на содержание урока.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и умений

Цель:

постановка

учебных

задач урока

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает отгадать загадки.

- Попробуйте отгадать загадки. Первую букву отгадки вы будете записывать в карточке

 

 

 

 

 

 

 

- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в лед?

- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?

- Время года, наступающее после осени?

- Он бывает грибной, ситничек, ливень?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные ...?

Из выделенных букв  прочитайте слово (хором)

 

Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.

- Какое слово у вас получилось?

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока?

- Верно – Про воздух…

А всё ли мы знаем про воздух?

А что нам еще нужно узнать о воздухе?

 

 

 

 

Итак, задача нашего урока найти ответы на  эти вопросы.

Сегодня мы также:

- узнаем, почему чистый воздух называют одним из главных богатств природы;

- научимся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха;

-будем учиться замечать и ценить красоту природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

О

З

Д

У

Х

 

 

 

   -  воздух

   - это тема урока

 

Про воздух

 

 -  нет

- что такое воздух?

- из чего он состоит?

- каковы свойства воздуха?

- как человек их использует?

- от чего загрязняется воздух?

- как охраняют воздух?

 

 

 

 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии;

учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёра.

 

 

 

 

 

 

Формировать интерес к учебному материалу, способность к самооценке, эмпатии – пониманию чувств  других, сопереживанию.

Учить  осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия ; Осуществлять поиск нужной информации.

3. Освоение нового содержания и его применение

Цель:

построение и фиксация нового знания о воздухе и его свойства

 

20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация  исследования проблемной ситуации.

- Что такое воздух?

У вас на столах лежат разные источники информации, самостоятельно найдите ответ на вопрос.

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов.

- А кто-нибудь  знает, из каких газов состоит воздух?

азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.

 

                 

Посмотрите на диаграмму:

Описание: http://festival.1september.ru/articles/600533/img2.jpg

- Какого газа в воздухе больше всего?

 - Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

 

 

 

 

- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака.

- А можем ли мы видеть воздух? 

 

 - А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его наличие? И какими свойствами он обладает?

 

Организует работу в группах.

- Сегодня вы будете лаборантами, работать будете в группах.

 -У каждого из вас на столах находятся листы наблюдений, в которых вы будете отмечать свойства  воздуха.

 

 

 

 

Свойства воздуха

Да

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагаю вам провести несколько опытов. Работать мы будем по микрогруппам.

Работа в группах.  Задания  для  проведения опытов.

Обсудите в группах и дайте ответ.

1 группа

  Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его помощью можно доказать, наличие воздуха?

Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед лицом. Образуется ветер.

2  группа

Задание: Можно ли попробовать воздух на вкус? У вас на столах апельсин. Понюхайте воздух? Какой запах он имеет? Какое это свойство воздуха?

Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет вкуса и  запаха. Чи­стый воз­дух не пах­нет.

Когда ча­сти­цы па­ху­чих ве­ществ сме­ши­ва­ют­ся с ча­сти­ца­ми воз­ду­ха, мы ощу­ща­ем раз­ные за­па­хи.

3  группа

Задание: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?

Надуйте пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?

Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и принимает форму того предмета в который его помещают.

4 группа

Задание: Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Почему пузырьки поднимаются вверх.

Ученики должны увидеть в стакане воды -  пузырьки воздуха, которые поднимаются вверх.

5   группа

Задание: У вас 2 шарика, сожмите их и сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?

Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его труднее его сжать, то есть воздух - упругий.

 

Защита результатов проведенной опытной работы

1 группа

   ВЫВОД: Мы можем почувствовать воздух при  его движении, значит,  воздух  существует?

 

2 группа

ВЫВОД: вкуса воздуха мы не чувствуем,  запаха  не было, но когда разрезали апельсин – появился запах.

Когда частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, мы ощущаем разные запахи. Чистый воздух не пахнет.

3 группа

ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта в который его помещают.

 

4 группа

ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды.

 

5 группа

ВЫВОД: Воздух  легко сжимается  и он упругий.

 

Что- же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о воздухе больше или нет.  Проверить  это нам поможет следующая табличка. 

 

Свойства воздуха

Да

Нет

Вкус

 

+

Запах

 

+

Цвет\Прозрачность

 

+

Форма

 

 +

Упругость\Сжимаемость

+

 

Масса

+

 

 

Физкультминутка

- Воздух поможет вам отдохнуть.

Визуализация   « Цветочная поляна».
- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке. Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно. Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц. Оглядитесь.  Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте  цветок, который вам понравился больше всех.  Сделайте глубокий вздох, насладитесь ароматом цветка. Почувствуйте,  как вместе с этим ароматом к вам притекают силы, энергия и бодрость.  Уловите,  как ваше настроение улучшается.

Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.

 

Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
- Вдохните глубоко воздух и посчитайте, сколько вы можете просидеть без воздуха.
 - Какое было желание?


- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

В день человеку требуется 600 литров воздуха, много это или мало?

- Почему же воздух одно из главных богатств  природы?

 

- Как вы думаете, а что называют «лёгкими Земли»?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

 

А где вы уже принимаете участие?

 

 

 

- Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Задание: Прочитайте предложение  о воздухе  на с. 48, закончите мысль, выполните  самопроверку, расскажите по рисунку о значении воздуха, составьте рассказ.

 

- Как еще происходит загрязнение воздуха?

(фотографии появляются на слайде)

- Рассмотрите схемы на с. 49. выполните самопроверку с помощью учебника;
- От чего они предостерегают людей?

Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?

На столах находятся картинки, посовещавшись в группах, разделить рисунки и поместить на доску по группам. 

( 1-я группа – не загрязняют воздух,  2 - я  группа – загрязняют воздух)

- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.

- А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

- А знаете, ли вы, что один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

 

 

Составляют алгоритм решения проблемы

 

 

 

- азота

- кислорода

- углекислого газа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- кислорода

 

- углекислого газа

 

- растения тоже дышат, но они  вдыхают углекислый газ, а выделяют   кислород.

 Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.

 

- нет, он не видим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах. Проведение опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защищают результаты опытной работы

 

Ветер – это движение воздуха.  Значит, воздух существует, но он не видим.

 

 

Воздух не имеет вкуса и запаха.

 

 

 

 

 

Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того объекта в которые его помещают.

 

Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.

 

Воздух  легко сжимается и он упругий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрывают глаза. Выполняют предложенные  движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыть нос

 

 

 

 

 

 

 

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

 

да

 

 

 

В классе и дома мы ухаживаем за комнатными растениями, убираем и проветриваем комнату и класс.

 

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство, научились делать новые экологически чистые машины.

 

работают с учебником

 

 

 

 

 

работают у доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развиватьу учащихся умения работать с различными источниками информации;

Формировать интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;

Осуществлять  поиск нужной информации, анализируют. Выделять главное, строить рассуждения об объекте, отстаивать свою точку зрения в группе;    формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;

эмоционально откликаться на содержание урока.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и аргументы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем информации; контролировать и корректировать свои действия и действия товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунки, составлять рассказ;

анализировать схемы, рассказывать по схеме о загрязнении воздуха;

выполнять самопроверку с помощью учебника;

устанавливать причинно – следственные связи;

делать выводы, оценивать свои достижения на уроке;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  4. Выводы и обобщения

Цель: изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;

6 мин.

 

- Скажите, ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас интересовали в начале урока?

- Что же мы теперь знаем о воздухе?

 

 

 

 

 

 

Организация работы в группах

- Какое значение имеет воздух для нас?

Продолжите фразу.

Благодаря воздуху мы…

 

 

 

 

 

 

 

 

- Воздух настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха.

Я предлагаю вам сегодня вспомнить некоторые из них и попытаться их объяснить.

Что такое фразеологизмы?

 

- Объясните значение фразеологизмов:

 

 

 

Бросать в воздух шапки

 

Взлететь  на воздух

 

Бросать слова на ветер

Строить воздушные замки                                     

Нужен, как воздух

 

 

 

Теперь мы знаем:

Что такое воздух.

Как доказать, что воздух существует.

Какие свойства воздуха.

Каково значение воздуха.

Почему воздух загрязняется.

Как охранять воздух.

 

- дышим, слышим, плаваем на яхтах и парусниках, спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах, убираем пыль пылесосом, сушим бельё, сушим волосы феном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.

 

Выражать крайнюю радость, ликовать

Взорваться, подорваться.  Бесследно исчезнуть.

Говорить впустую

Фантазировать

Очень нужен, жизненно необходим, нельзя обойтись.

 

Понимать значение воздуха в жизни растений, животных, человека;

называть источники загрязнения воздуха;

иметь представление о мерах по охране воздуха

 

 

Осуществлять  поиск нужной информации, анализируют. Выделять главное, строить рассуждения об объекте, отстаивать свою точку зрения в группе;    формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра.

 

 

5.Контроль и оценка достижений

 Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей учебной деятельности

7 мин.

 

Диагностика достижений планируемых результатов

Выполните задание в тесте

 

 

Выставление обучающимся отметок за урок с комментарием.

Информация о домашнем задании:

Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 48 -51)

В рабочей тетради выполнить задания № 1, № 2

Дополнительные творческие задания:

Подготовить сообщение об охране чистоты воздуха в родном крае.

Рефлексия:

–  На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. Если на уроке вам было всё понятно, нарисуйте улыбающийся ротик, если остались ещё какие – вопросы, нарисуйте грустный ротик? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

работают с тестом в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют выражение губ на шариках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносить собственные впечатления с впечатлением других, актуализировать содержание урока, его этапы, оценивать свои достижения на уроке; получать эмоциональный заряд бодрости.

 

 


Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру на тему" Про воздух" 2 класс (УМК «Школа России»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 409 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.11.2020 1006
    • DOCX 58 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вагурина Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вагурина Мария Сергеевна
    Вагурина Мария Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 76497
    • Всего материалов: 214

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе школьного образования в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 531 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профориентация детей и подростков

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 41 человек