2.Актуализация знаний и умений
Цель:
постановка
учебных
задач урока
5 мин.
|
Предлагает отгадать загадки.
- Попробуйте отгадать загадки. Первую букву отгадки вы будете
записывать в карточке
- Жидкость без цвета и запаха, при замерзании превращается в
лед?
- Как назвать одним словом: снег, дождь, град?
- Время года, наступающее после осени?
- Он бывает грибной, ситничек, ливень?
- Время суток подходящее для завтрака?
- Деревья бывают лиственные ...?
Из выделенных букв прочитайте слово (хором)
Активизирует знания учащихся через создание проблемной ситуации.
- Какое слово у вас получилось?
- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?
- Верно. Так какой же будет тема нашего урока?
- Верно – Про воздух…
А всё ли мы знаем про воздух?
А что нам еще нужно узнать о воздухе?
Итак, задача нашего урока найти ответы на эти вопросы.
Сегодня мы также:
- узнаем, почему чистый воздух называют одним из главных
богатств природы;
- научимся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воздуха;
-будем учиться замечать и ценить красоту природы.
|
- воздух
- это тема урока
Про воздух
- нет
- что такое воздух?
- из чего он состоит?
- каковы свойства воздуха?
- как человек их использует?
- от чего загрязняется воздух?
- как охраняют воздух?
|
Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
делать
выводы, оценивать свои достижения на уроке;
Анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии;
учитывать разные мнения, стремиться к координации,
контролировать действия партнёра.
Формировать интерес к учебному материалу, способность к
самооценке, эмпатии – пониманию чувств других, сопереживанию.
Учить осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить
коррективы в действия ; Осуществлять поиск нужной информации.
|
3. Освоение
нового содержания и его применение
Цель:
построение
и фиксация нового знания о воздухе и его свойства
20 мин.
|
Организация исследования проблемной ситуации.
- Что такое воздух?
У вас на столах лежат разные источники информации,
самостоятельно найдите ответ на вопрос.
- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов.
- А кто-нибудь знает, из каких газов состоит воздух?
азот-78%,кислород-21% и углекислого газа – 1%.
Посмотрите на диаграмму:
- Какого газа в воздухе больше всего?
- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?
- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома,
деревья, облака.
- А можем ли мы видеть воздух?
- А как доказать, что воздух не пустое место, как доказать его
наличие? И какими свойствами он обладает?
Организует работу в группах.
- Сегодня
вы будете лаборантами, работать будете в группах.
-У
каждого из вас на столах находятся листы наблюдений, в которых вы будете
отмечать свойства воздуха.
Предлагаю вам провести несколько опытов. Работать мы будем по
микрогруппам.
Работа в группах. Задания для проведения опытов.
Обсудите в группах и дайте ответ.
1 группа
Задание: У вас на столе лежит веер. Как с его
помощью можно доказать, наличие воздуха?
Ученики должны догадаться, что нужно веером помахать перед
лицом. Образуется ветер.
2 группа
Задание: Можно ли попробовать воздух
на вкус? У вас на столах апельсин. Понюхайте воздух? Какой запах он имеет?
Какое это свойство воздуха?
Учащиеся должны убедиться в том, что чистый воздух не имеет
вкуса и запаха. Чистый
воздух не пахнет.
Когда частицы пахучих веществ смешиваются
с частицами воздуха, мы ощущаем разные запахи.
3 группа
Задание: Возьмите в руки учебник.
Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли
воздух форму?
Надуйте пластиковый пакет. Что внутри? Почему разная форма?
Учащиеся должны убедиться , что воздух не имеет формы и
принимает форму того предмета в который его помещают.
4 группа
Задание: Возьмите соломинку и
опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.
Что появилось?
Почему пузырьки поднимаются вверх.
Ученики должны увидеть в стакане воды - пузырьки воздуха,
которые поднимаются вверх.
5 группа
Задание: У вас 2 шарика, сожмите их и
сравните. Легко ли они оба сжимаются, в чем различие. Какой вывод можно сделать?
Дети должны убедиться, что чем больше воздуха в шарике, тем его
труднее его сжать, то есть воздух - упругий.
Защита результатов проведенной опытной работы
1 группа
ВЫВОД: Мы можем почувствовать воздух
при его движении, значит, воздух существует?
2 группа
ВЫВОД: вкуса воздуха мы не чувствуем, запаха не было, но когда
разрезали апельсин – появился запах.
Когда частицы пахучих веществ смешиваются с
частицами воздуха, мы ощущаем разные запахи. Чистый воздух не пахнет.
3 группа
ВЫВОД: Воздух не имеет формы, он принимает форму того объекта в
который его помещают.
4 группа
ВЫВОД: Пузырьки воздуха легче воды.
5 группа
ВЫВОД: Воздух легко сжимается и
он упругий.
Что- же нам показали наши эксперименты, смогли вы узнать о
воздухе больше или нет. Проверить это нам поможет следующая табличка.
Свойства
воздуха
|
Да
|
Нет
|
Вкус
|
|
+
|
Запах
|
|
+
|
Цвет\Прозрачность
|
|
+
|
Форма
|
|
+
|
Упругость\Сжимаемость
|
+
|
|
Масса
|
+
|
|
Физкультминутка
- Воздух поможет вам отдохнуть.
Визуализация «
Цветочная поляна».
- А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке.
Воздух здесь свежий и наполнен ароматами леса. Дышится легко и непринужденно.
Где –то неподалеку слышны мелодичные переливы ручейка. Заливистые трели птиц.
Оглядитесь. Вокруг вас на поляне прекрасные цветы. Понюхайте цветок,
который вам понравился больше всех. Сделайте глубокий вздох, насладитесь
ароматом цветка. Почувствуйте, как вместе с этим ароматом к вам притекают
силы, энергия и бодрость. Уловите, как ваше настроение улучшается.
Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните.
Может ли жить человек без воздуха?
Закройте ладошками рот и нос.
- Вдохните глубоко воздух и посчитайте, сколько вы можете просидеть без воздуха.
- Какое было желание?
- Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха
мы просто погибнем.
В день человеку требуется 600 литров воздуха, много это или
мало?
- Почему же воздух одно из главных богатств природы?
- Как вы думаете, а что называют «лёгкими Земли»?
- Почему?
- Значит, важно ли охранять растения?
- Почему?
- А можете ли вы принимать в этом участие?
А где вы уже принимаете участие?
- Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем
нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?
- Ребята, а от чего воздух может загрязняться?
Задание: Прочитайте предложение о воздухе на с. 48, закончите
мысль, выполните самопроверку, расскажите по рисунку о значении воздуха, составьте
рассказ.
- Как еще происходит загрязнение воздуха?
(фотографии появляются на слайде)
- Рассмотрите схемы на с. 49. выполните самопроверку
с помощью учебника;
- От чего они предостерегают людей?
Что еще делают люди, чтобы воздух был чистым?
На столах находятся картинки, посовещавшись в группах, разделить
рисунки и поместить на доску по группам.
( 1-я группа – не загрязняют воздух, 2 - я группа – загрязняют
воздух)
- На заводах работают установки, которые улавливают пыль и
ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять
воздух.
- А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот
почему так легко дышится в лесу.
- А знаете, ли вы, что один только тополь выделяет кислорода
столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.
|
Составляют алгоритм решения проблемы
- азота
- кислорода
- углекислого газа
- кислорода
- углекислого газа
- растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а
выделяют кислород.
Таким образом, поддерживается равновесие в составе воздуха.
- нет, он не видим
Работают в группах. Проведение опытов.
Защищают результаты опытной работы
Ветер – это движение воздуха. Значит, воздух существует, но он
не видим.
Воздух не имеет вкуса и запаха.
Воздух не имеет формы – это газ и он принимает форму того
объекта в которые его помещают.
Пузырьки воздуха поднимаются вверх – значит воздух легче воды.
Воздух легко сжимается и он упругий.
Закрывают глаза. Выполняют предложенные движения.
Открыть нос
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит
кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым
газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.
да
В классе и дома мы ухаживаем за комнатными растениями, убираем и
проветриваем комнату и класс.
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух
поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья
всех живых существ.
Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Устанавливают фильтры на трубы, сокращают вредное производство,
научились делать новые экологически чистые машины.
работают с учебником
работают у доски
|
Развиватьу учащихся умения работать с различными источниками
информации;
Формировать интерес к новому учебному материалу, способность к
самооценке;
Осуществлять поиск нужной информации, анализируют. Выделять
главное, строить рассуждения об объекте, отстаивать свою точку зрения в
группе; формулировать собственное мнение, контролировать
действия партнёра.
Испытывать
чувство ответственности за состояние окружающей среды;
эмоционально
откликаться на содержание урока.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять
итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы
в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале,
речи, в уме; осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять
главное, строить рассуждения об объекте; формулировать собственное мнение и
позицию; умение отстаивать эту позицию в группе, приводить доводы и
аргументы.
Выполнять исследование совместно с одноклассниками, распределять
обязанности в группе; делать выводы на основе полученной опытным путем
информации; контролировать и корректировать свои действия и действия
товарищей.
Понимать
учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать рисунки,
составлять рассказ;
анализировать
схемы, рассказывать по схеме о загрязнении воздуха;
выполнять
самопроверку с помощью учебника;
устанавливать
причинно – следственные связи;
делать
выводы, оценивать свои достижения на уроке;
|
4. Выводы
и обобщения
Цель:
изучение свойств воздуха методом группового эксперимента;
6 мин.
|
- Скажите, ребята, смогли мы решить учебные задачи, которые нас
интересовали в начале урока?
- Что же мы теперь знаем о воздухе?
Организация работы в группах
- Какое значение имеет воздух для нас?
Продолжите фразу.
Благодаря воздуху мы…
- Воздух
настолько важен для человека, что даже в русском языке существуют
фразеологизмы, связанные со свойствами и значением воздуха.
Я
предлагаю вам сегодня вспомнить некоторые из них и попытаться их объяснить.
Что
такое фразеологизмы?
- Объясните
значение фразеологизмов:
Бросать
в воздух шапки
Взлететь
на воздух
Бросать
слова на ветер
Строить
воздушные замки
Нужен,
как воздух
|
Теперь мы знаем:
Что такое воздух.
Как доказать, что воздух существует.
Какие свойства воздуха.
Каково значение воздуха.
Почему воздух загрязняется.
Как охранять воздух.
- дышим,
слышим, плаваем на яхтах и парусниках, спускаемся на парашютах и поднимаемся
на воздушных шарах, убираем пыль пылесосом, сушим бельё, сушим волосы феном.
Фразеологизмы
– это устойчивые сочетания слов – крылатые выражения.
Выражать
крайнюю радость, ликовать
Взорваться,
подорваться. Бесследно исчезнуть.
Говорить
впустую
Фантазировать
Очень нужен, жизненно необходим, нельзя
обойтись.
|
Понимать значение воздуха в жизни растений, животных, человека;
называть источники загрязнения воздуха;
иметь представление о мерах по охране воздуха
Осуществлять поиск нужной информации, анализируют. Выделять
главное, строить рассуждения об объекте, отстаивать свою точку зрения в
группе; формулировать собственное мнение, контролировать действия
партнёра.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.