Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока окружающего мира на тему "Органы чувств" (3 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Органы чувств" (3 класс)

Скачать материал

МБОУ « Снежская СОШ»

 

 

 

 

 

Конспект открытого урока окружающего мира в 3 классе 
на тему  «Органы чувств»

 

 

                               Учитель
                                                            Рябец Татьяна Петровна

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 2013-2014 учебный год

Цель:
формировать  представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; 

·             создать условия для формирования у учащихся знаний и навыков по данной теме;

·         обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

·          способствовать формированию привычки к  здоровому образу жизни, укреплять гигиенические навыки;

·         развивать  умение работать в группе, наблюдать, делать выводы, добывать информацию;

·         воспитывать толерантное отношение друг  к другу,  интерес к предмету.

·         создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.

Прогнозируемые результаты:

 Предметные:

          Учащиеся научатся

•          различать, характеризовать органы чувств;

•          рассказывать об органах чувств по плану;

•        умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

проводить сравнение, группировку, обобщение.

Метапредметные:

Учащиеся научатся

·         использовать текст и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы;

·         ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

·          слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·         сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

 - Ребята, сегодня нам предстоит ещё одно увлекательное путешествие по окружающему миру., Нам нужно выполнить много интересных и трудных заданий, поэтому надо быть внимательными, не отвлекаться, работать дружно. А начнём  урок  с “мозговой гимнастики”.

II. Мозговая гимнастика

(Ученик показывает движения классу, учитель объясняет.)

– Начнём с качания головой, которое стимулирует мыслительные процессы: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.
– А теперь для улучшения внимания выполним упражнение “Шапка для размышлений”: мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза. (Улучшает внимание, ясность восприятия речи).
– Ну, а для профилактики нарушений зрения – упражнение “Зоркие глазки”: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
 -
Какой раздел мы начали изучать?    ( Мы и наше здоровье)

- Я хочу пожелать всем здоровья и хотелось бы, чтобы наш урок прошёл под девизом, который вы сейчас соберёте сами (собирают из слов пословицу)
      Я здоровье берегу, сам себе я помогу.  
- Как вы понимаете смысл этой фразы?

1. Пословицы о здоровье

-А теперь хочу от вас услышать слова о здоровье. Прочитайте пословицы о здоровье, которые  вы приготовили.
 1) Дал бы Бог здоровья, а счастье найдём.

2) Здоров будешь – всё добудешь.

3) Здоровье не купишь – его разум дарит.

4) Здоровьем слаб, так и духом не герой.

5) Не рад больной и золотой кровати.

6) У кого болят кости, тот не думает в гости.

7) У кого, что и болит, тот о том и говорит.

8) Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

9) Я здоровье берегу, сам себе я помогу.


-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке?  (Организм человека.)

-Для чего нам нужно изучать свой организм?  (Чтобы правильно ухаживать за ним, Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы.)

2.Индивидуальная работа   (на партах  детей карточки)

На месте пропусков вставьте нужные слова

·         ……..     :головной и спинной мозг, нервы. (нервная система)

·         Кровеносная система:….., кровеносные сосуды.(сердце)

·         Пищеварительная система  -…….,………,………   .(желудок, кишечник, печень)

·         Дыхательная система- ……….   .(лёгкие)

3.Фронтальный опрос
- Что такое органы ? (части организма)

-Какие органы человека вы знаете?

- Какую работу они выполняют?

- Что такое системы органов? (Органы, выполняющие общую работу) Приведите примеры.

- Какая система управляет деятельностью организма? (нервная)

Какие науки нам помогают изучить наш организм? (анатомия- наука , изучающая строение тела человека, физиология- изучает работу органов человека, гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья)

- Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье? ( Чтобы правильно использовать свой организм , не причиняя ему вред)


III.Постановка учебной задачи

 – Я скажу вам по секрету, почему у меня хорошее настроение. Не болеет ни один мой помощник. Эти помощник позволяют мне чувствовать вкус, запах, Кто может угадать, о каких помощниках я говорю?
(Ответы детей.)

- Это тоже органы-органы чувств (на доске крепится табличка-  органы чувств

-Попробуйте сформулировать задачи  сегодняшнего урока

·        Познакомимся с …… (органами чувств)

·         Узнаем,  для  чего…. (нужны -значение)

·         Научимся…….            (беречь, ухаживать)

- А вот человек, у которого таких помощников нет (изображение человечка, но без лица)
- Что же в нем странного?
(У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?   Слайд №2.
Исследователь — человек, способствующий получению новых знаний и добывающий их сам. (словарь Ожегова)
Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
- Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм – органы чувств

IV. «Открытие» детьми новых знаний.

1.Исследование органа вкуса.
- У меня стаканчики  с жидкостью. Она одинаковая по цвету. Попробуем различить эти жидкости на вкус.

(Несколько человек  определяют на вкус воду с растворенными  в ней веществами (соль, сахар, лимонная кислота, чистая вода)

-Какой вкус у тебя в стакане? (ответы)  При помощи чего узнал? (При помощи языка)
- Итак, какой помощник помог определить нам эти вещества? (Язык)
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Язык – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? (вкуса)    Слайд 4.
- Язык, орган вкуса, помогает нам  различить вкус еды, отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного и делают это маленькие сосочки, расположенные на поверхности языка.

- Саша более подробно расскажет нам об этом органе (сообщение)

 - Куда лучше положить таблетку, чтобы она показалась не такой горькой?

- А конфету, то бы еще больше насладиться её вкусом?

-Мы доказали, что язык нам очень нужен. Вернем язык человечку.
На доске запись:
органы чувств
язык

2. Исследование органа зрения. Работа в группах.
– Отгадайте загадку: “ Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят.” (глаза)
Я предлагаю разделиться на 4 группы и приступить к исследованию.
Каждая группа получает свое задание. (На каждый стол выдаются предметы для исследования.)
1-я гр. получает конверт с листами картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).
2-я гр.– конверт с геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.
3-я гр. – коробку с заводными игрушками, мяч, модели машинок.
4-я гр. – книги, журналы, открытки с репродукциями картин.
Задания для групп.
1-я гр. Что общего и в чем различие предметов?
2-я гр. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.
3-я гр. Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте.
4-я гр. Рассмотрите книги, журналы, может быть, успеете почитать.

-Попробуйте при помощи предметов исследовать , что  мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Дети вместе с учителем формулируют вывод. Выступление представителей от групп:
1-я гр. приходит к мнению, что глаза помогают нам видеть различные цвета.
2-я гр. – Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.
3-я гр. – С помощью глаз мы различаем цвета предметов, их форму – мяч шарообразный, а также можем пронаблюдать движение предметов.
4_я гр. – С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
-Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира.
После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Слайд №5.
органы чувств
язык
глаза
Мы доказали, что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.
- Как беречь зрение, узнаете, прочитав текст на с.126. Ребята расскажите, какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь своё зрение.

Правила:

1) Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2) Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз. Для этого надо поставить руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянуться до века.

3) При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закрывает тетрадь.

4) Не читай лёжа.

5) Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6) Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 – 30 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, пока не сосчитаешь до 20.

7) Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор. Компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часов. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 – 3 метра

8) Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии. Пользуйся чистым носовым платком.

Не стесняйся носить очки.


- Что полезно для глаз (зарядка).

Гимнастика для глаз  (электронная физминутка   «Светофор»)

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из – за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.( Слайд)
- А сможете ли вы найти на зрительных метках слово среди слогов?

 Работа со зрительными метками. (Тренаж со «зрительными метками» предполагает организацию работы в условиях расширения зрительно – пространственной активности. Карточки с числами или словами располагаются на «зрительных метках» на всех стенах классной комнаты.)
жа лэ ко ря ны
- Какое слово спряталось среди слогов? (кожа)

3. Исследование органа осязания.
Игра «Узнай, что в мешочке».
Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в мешочке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, помидор, клубок, апельсин, яблоко и т.п.).
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.
Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.
– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:
– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.
Значит, кожа тоже наш помощник? Что мы ощущаем с её помощью?
(Ответы детей)
– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.
На доске:
органы чувств
язык
глаза
кожа
Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело. Слайд №6.
 – Надо ли заботиться об этом помощнике?
4. Исследование органа слуха.

Инсценировка:

– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.
– Что же произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
(Ответы детей)
 – Слух – большая ценность для человека. А какие помощники, какие органы нам помогают слышать?
– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего?
(Ответ детей)
– Давайте проведем опыт. Закройте уши. Что произошло?
 – Перестали слышать, исчезли все звуки.
- А теперь закройте глаза и слушайте.(звуки леса) Представьте себе то место, где вы сейчас находитесь.

Игра: “ Узнай по звуку”.
Учитель дает ребенку карточку с изображением животного. Ученик, не показывая карточку, издает звуки, которые свойственны этому животному. Все должны отгадать, какое животное изображено
.– А нужно ли заботиться об ушах? Как?
– Защищать уши от ветра, сильного шума, не ковырять в ушах, регулярно мыть уши, если уши заболели, обратиться к врачу-отоларингологу)
И уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку. Слайд №7. Уши - это орган слуха
На доске запись:
 органы чувств
язык
глаза кожа уши

5.Исследование органа обоняния.
- А теперь усложним задачу моим помощникам. Кто смелый?

- С завязанными глазами вы должны понюхать  содержимое флакона, а результат не сказать, а показать мимикой. (ваниль, перец, чеснок, душистый горошек, духи).

- Какой орган помог определить вам запах из флакона?
-Вы хорошо справились с заданием.
А умение человека различать запахи получило название обоняние.
– Кто сможет дать научное определение? Нос – это…

органы чувств
язык
уши нос глаза кожа
Слайд №8.
- Нос нам поможет только тогда, когда он чистый, когда в нем не скапливается слизь, грязь. Давайте отдохнем и подышим воздухом.

 Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.
Мы поднимемся повыше
И легко – легко подышим.
Вдох через нос, выдох через рот.
Дышим правою ноздрей…
Дышим левою ноздрей…
Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,
Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть, поменявшись местами.

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает в этом наш помощник - орган обоняния - нос.

6.Органы чувств и мозг

-Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого тела.   Все органы действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувства имеют память..

-Я вам предлагаю провести эксперимент и проверить так ли это? (Учитель вызывает 3-4 учеников, завязывает им и дает разные предметы, которые учащиеся должны назвать.

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа в тетради

-Выполните задание №2 на с.74  (взаимопроверка и взаимооценка при помощи знаков самооценки)
   2.Игра «Полезно – вредно».
-Если это полезно, покажите жёлтый , а если вредно – красный.
1. Читать лежа (вредно).
2. Делать гимнастику для глаз (полезно).
3. Смотреть близко телевизор (вредно).
4. Читать при хорошем освещении (полезно).
5. Ковырять в ушах (вредно).
6. Защищать уши от сильного шума (полезно).
7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

VI. Подведение итогов  урока .
- Перечислите ,какие задачи  мы перед собой ставили?

- -Итак,  о каких органах чувств мы узнали сегодня?

У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – зрение, слух, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения

- Все ли органы чувств были задействованы у вас на уроке? (Все)

- А у наших гостей какие органы были задействованы?  (Органы зрения, обоняния, слуха)

Выставление отметок(за устные ответы, за работу в карточках - после проверки)

Домашнее задание: прочитать материал в учебнике на.с 126-129, выполнить  задания в тетради

 

VII. Рефлексия.

– Помните, в начале урока я вам сказала, что у меня хорошее настроение. Теперь вы поняли почему? А если наши помощники не совсем здоровы, куда нужно обратиться?(к врачу-дематологу,  отолорингологу, окулисту)
Я надеюсь, что у вас у всех тоже хорошее настроение, что все ваши помощники здоровы.
(Слайд – солнышко)
 – Пусть это солнышко дарит вам свет, который увидят ваши…….(глаза)
Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).
Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).
Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).
Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей) .
- Органы чувств дают нам возможность наслаждаться красотой окружающего мира. Оцените и вы наш урок в разноцветных красках вашего настроения(знаки самооценки)

 

- Урок окончен

Закончим его словами: Я здоровье берегу, сам себе я помогу!




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.

– Здравствуй, тетя Катерина!
– У меня яиц корзина.
– Как поживают домашние?
– Яйца свежие вчерашние.
– Ничего себе вышла беседа!
– Авось распродам до обеда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Язык - орган вкуса

Язык является органом вкуса. Он покрыт крохотными сосочками, к которым подходят окончания чувствительных нервов. При ощущении вкуса разных веществ в мозг посылается сигнал : «солёное», «сладкое», «кислое», «горькое».

  Сладкое и солёное определяется кончиком языка, кислое –боками. А горькое – корнем.  Обонятельные нервы передают информацию о запахах, наполняющих воздух, нашему головному мозгу.

1. Природоведческий диктант

1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы.(кожа).

2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Каждая его часть отвечает за определенный вкус. (язык)

3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос) Почему?

4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо) Как называются видимые уши?

5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).

(запись в карточках – кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств)

1.             Тест – на карточке

Диктант

Найди пару

1

Орган слуха

 

Глаз

2

Орган зрения

Ухо

3

Оран обоняния

Нос

4

Орган осязания

Язык

5

Орган вкуса

кожа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктант

Найди пару

1

Орган слуха

 

Глаз

2

Орган зрения

Ухо

3

Оран обоняния

Нос

4

Орган осязания

Язык

5

Орган вкуса

кожа

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока окружающего мира на тему "Органы чувств" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.03.2018 526
    • DOCX 199.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рябец Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рябец Татьяна Петровна
    Рябец Татьяна Петровна
    • На сайте: 6 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15308
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 415 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешный педагог: навыки самозанятости, предпринимательства и финансовой грамотности

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 43 человека