Конспект
урока русского языка в 4 классе
Тема: Глагол
Тип учебного занятия: усвоение
новых знаний
Цель для учителя: организовать
деятельность детей по поиску и обработке информации обобщенных способов
действия с целью получения новых знаний по теме урока.
Цели урока
Образовательные:
·
углубить
знания учащихся о глаголе как части речи;
·
обеспечить
усвоение нового материала с помощью упражнений.
Воспитательные:
- воспитание культуры учебного труда;
- создание творческого и благоприятного
микроклимата в коллективе.
Развивающие:
- развивать навыки точного употребления
глаголов в речи;
- побуждать самостоятельную
мыслительную работу учащихся;
- развивать умение анализировать и
классифицировать, делать самостоятельные выводы;
- развивать внимание и память учащихся;
- развивать умение слушать товарищей;
- развивать положительные эмоции
учащихся, создавая ситуации; занимательности и удивления.
Задачи:
дать новые
знания обучающимся по теме;
формировать
предметные компетенции;
стимулировать
развитие познавательной активности ученика;
развивать
память, мышление, логику, умение доказывать, делать выводы, самооценочные
действия и стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
воспитывать
коммуникативность отношений.
Знать:
что такое глагол.
Уметь: отличать
глагол от других частей речи, правильно употреблять глаголы в речи.
Характеристика деятельности учащихся:
Выделять
в предложении глаголы.
Определять значение глаголов.
Устанавливать отличие глаголов
от других частей речи.
Оборудование:
- интерактивная доска
- презентация
- наглядный материал «яблоня»
- раздаточный материал «яблоко»
- тетрадь
- учебник
- карточки со знаками
Ход урока
I. Самоопределение
к деятельности. (Организационный момент )– 3 мин.(слайд № 1)- звучит музыка.
Учитель: Давайте улыбнемся
друг другу. Предлагаю пожелать друг другу удачи. Дети соприкасаются
пальчиками с соседом по парте и говорят:
- Желаю (большой)
- Успеха (указательный)
- Большого (средний)
- Во всём (безымянный)
- И везде (мизинец)
- Здравствуй! (вся ладошка)
Учитель: Пусть сегодняшний
урок принесет нам всем радость общения.
-Давайте хором
озвучим наш девиз. (слайд № 2)
-Дети: эпиграф («С малой
удачи начинается большой успех»);
Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает
много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,
находчивость, смекалка. Предлагаю подумать, что пригодится для успешной работы
на уроке; дети высказываются (метод «Яблоня ожиданий» (пока дети пишут на
яблочках, звучит песенка о дружбе);
- Самопроверка домашнего задания по
образцу.
Учитель: Что было задано на
дом?
-Дети: Подготовить
полный ответ на вопрос «Что такое глагол?»
Самопроверка (слайд № 3)
Глагол – это
1.
часть
речи
2.
отвечает
на вопросы что делать? что сделать?
3.
обозначает
действие предмета
4.
в
предложении является сказуемым
Итог работы: Все ли правильно
выполнили домашнее задание?
II. Мотивация к
учебной деятельности. Постановка учебной задачи – 3 мин.
Учитель: Урок русского
языка я хочу начать со слов Дмитрия Ивановича Писарева (литературного критика,
знаменитого публициста) (слайд № 4 )
Прочитайте. (Дети хором читают)
Неправильность употребления слов ведет за
собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни.
Учитель: Что хотел сказать
нам критик?
Дети: Если мы будем серьезно
учить русский язык, то будем не только правильно употреблять слова, но и
правильно мыслить, а значит и правильно поступать.
Учитель: Откройте тетради,
запишите дату и слово «классная работа». Напишите это высказывание к себе в
тетрадь. Найдите в предложении сказуемое и подчеркните его. Определите, какой
частью речи является слово «ведет»?
Дети: Глаголом
Учитель: Сравните свою
запись с образцом. (Обращается к презентации. Слайд № 5) Сегодня на уроке мы
будем говорить о какой части речи? (знать!) Чему учиться исходя из
высказывания? (уметь!)
Дети: О глаголе, отличать
глагол от других частей речи, правильно употреблять глаголы в речи.
Итог работы: Для чего
обращались к словам великого писателя?
Дети: Чтобы сформулировать
тему урока и цель.
III. Актуализация
опорных знаний– 3 мин.
Учитель: Предлагаю
подумать! (слайд № 6 )
- Ученикам предложили определить, какой
частью речи являются данные слова:
Четыре слова вызвали среди ребят споры:
одни отнесли их к глаголам, другие - к именам существительным. Какие слова,
по-вашему, стали причиной спора и почему?
Дети: Это слова-омонимы. Самопроверка
(слайд № 7)
Вывод: Чтобы определить
часть речи не достаточно определить что слово обозначает действие, надо
обязательно поставить вопрос.
Учитель: Итак, давайте еще
раз сформулируем тему и цель урока, стоящую перед нами.
Дети: Тема урока
глагол, цель: отличать глагол от других частей речи.
IV. Открытие нового
знания – 3 мин.
Работа с учебником (стр.50 упр. 2, устно)
Вывод: Чтобы отличать одну часть речи от
другой, нужно составить алгоритм:
(слайд № 8)
1.Задать вопрос.
2.Определить что обозначает:
а) действие
предмета
б) состояние
предмета
в) изменение
признака
Итог работы: С какой целью
вывели алгоритм?
Дети: Алгоритм нужен для
того, чтобы правильно определять часть речи, а точнее не путать имена
существительные с глаголами.
Физминутка для глаз ( слайд № 9) – 1
мин.
V. Первичное закрепление (Реализация
построенного проекта ) – 6 мин. (Работа с интерактивной доской)- задание
как в учебнике № 4)
Учитель: А сейчас
потренируемся. Я предлагаю вам данными словами заполнить таблицу. Подумайте и
скажите, какое умение нам потребуется?
Дети: Чтобы распределить
слова, нужно определить к какой части речи они относятся, а значит применить
составленный алгоритм.
Бежать, бегун, старый, постареть, зеленый,
зеленеть, подобреть, добрый, стучать, стук, выстрел, стрелять.
существительное
|
прилагательное
|
глагол
|
|
|
|
|
|
|
Итог работы: Какое умение
отрабатывали? С помощью чего?
Дети: Отрабатывали
умение отличать глагол от других частей речи с помощью алгоритма.
VI. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону – 10 мин. (работа с
учебником стр.52
упр. № 5) Взаимопроверка (работа в парах) (слайд № 10 )
Глаголы
|
обозначают
|
отвечают
на вопрос
|
|
что
делать?
|
что
сделать?
|
|
|
|
действие
предмета
|
спать
беседовать
ползти
|
пробежать
помочь
|
состояние
предмета
|
жалеть
умнеть
|
загоревать
стемнеть
|
изменение
предмета
|
чернеть
|
устать
|
Итог работы:
- Кому было легко?
- Кому трудно?
- Какие знания и умения потребовались при
выполнении задания?
Физминутка – 1 мин.
VII. Включение в
систему знаний.( Повторение) – 6 мин.
Учитель: А теперь я
предлагаю вам выполнить творческое задание (слайд № 11)
Задание: придумайте глаголы на тему «Осень
в лесу», обозначающие действие и состояние предметов или изменение признаков.
Н-р: (наступила, позолотила (осень), стоят (деревья), пробивается (свет),
(лучи) проходят, (блики) отражаются, покраснела, пожелтела (листва).
Учитель: с одним из
глаголов предлагаю составить и записать предложение в тетрадь. Укажите части
речи над каждым словом.
Итог работы: с какой целью
выполняли это задание?
Дети: Учились применять
полученные знания на практике в творческом задании.
Учитель: Предлагаю
оценить свою работу с помощью карточек, ответив на мой вопрос: Вам было легко
выполнять это задание? ( «+»-да; «- »-нет; «?»- не знаю).
VIII. Информация
о домашнем задании – 2 мин.
(Самовыбор домашнего задания) (Слайд №
12)
Учитель: Ознакомьтесь
с вариантами домашнего задания. Выберите свой вариант, запишите его в
дневники.
Учитель: Почему
выбрали именно этот вариант. Какое умение будем отрабатывать при выполнении
домашнего задания? Какие испытываете затруднения?
1 вариант стр. 54 № 8
(Задание. Выпиши из текста глаголы, группируя их по вопросам)
2 вариант стр. 54 № 8 (Задание.
Найди в 3 абзаце глаголы, выпиши их и надпиши над ними вопрос, на который они
отвечают)
3 вариант стр. 54 № 8
(Задание. Найди в 3 абзаце глаголы и подчеркни их)
IX. Итог
урока. Рефлексия – 2 мин.
Учитель: Какова
тема урока?
Дети: Глагол
Учитель: Какую
задачу ставили? (Обращается к презентации. Слайд № 6)
Дети: Учились
правильно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи.
Учитель: Удалось
решить поставленную задачу?
Дети: Да
Учитель: Каким
способом?
Учитель: Какие
получили результаты?
Учитель: Где можно
применить новые знания?
Учитель: Предлагаю обратиться
к «Яблоне ожиданий» (звучит музыка для релаксации)
Учитель оценивает
детей за работу на уроке и выставляет отметки.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.